ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-513/20 от 25.02.2020 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-513/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 25 февраля 2020 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

с участием представителя административного истца Осиповой Е.В.,

представителя административного ответчика Кошурова Д.С.

при помощнике судьи Зубрилиной Е.А., секретаре Тереховой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а513/2020 по административному исковому заявлению Волкова А.В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в присвоении адреса объекту адресации, возложении обязанности присвоить адрес объекту адресации и выдать справку о присвоении адреса,

УСТАНОВИЛ:

Волков А.В. обратился в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в присвоении адреса объекту адресации, возложении обязанности присвоить адрес объекту адресации и выдать справку о присвоении адреса.

Свои требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежат: индивидуальный жилой дом кадастровый , назначение жилое, площадь <данные изъяты> количество этажей 2, адрес объекта: <адрес>; земельный участок, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, общая площадь <данные изъяты> адрес объекта: <адрес>

В вышеуказанном доме он проживает два года и оплачивает коммунальные платежи. На протяжении этого времени он неоднократно обращался в администрацию г. Ульяновска о присвоении адреса жилому дому и земельному участку, но ему было отказано.

Так, решением Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 22 января 2020 г. № 2 за подписью начальника Управления ФИО5 ему в очередной раз было отказано в присвоении адреса его жилому дому и земельному участку.

Также отказы были и 05 апреля 2017 г. Управление архитектуры и градостроительства рассмотрев его обращение о присвоении адресов ответили, что в составе проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск», утвержденного постановлением мэрии г. Ульяновска от 07 июля 2009 г. , красных линий, обозначающих улицы, дороги, проезды по отношению к испрашиваемой им территории не установлено. На основании изложенного, присвоение наименования улице, а также присвоение адреса земельному участку и жилому дому, не представляется возможным.

УАиГ принято решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 27 ноября 2017 г. за с формулировкой – на основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением администрации г. Ульяновска от 29 мая 2015 г. , отказано в присвоении (аннулировании) адреса следующему объекту адресации: индивидуальному жилому дому, земельному участку, <адрес> в связи с п.4.3 данных Правил (отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, указанных в п.п. 1.4, 3-4.6 и 4.9-4-13 данных Правил).

Все средства досудебного урегулирования спора им исчерпаны.

Присвоение адреса данному домовладению ему необходимо для регистрации по месту проживания и получения возможности пользования предусмотренными законом мерами защиты.

С данным решением он не согласен, считает его незаконным.

В силу норм жилищного законодательства Российской Федерации домовладению должен быть присвоен индивидуальный адрес.

Ссылаясь на ч.1 ст.4, ст. 9 ст.ст.218-220 КАС РФ, ч.1 ст.27 Конституции РФ просит признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 22 января 2020 г. об отказе в присвоении адреса объекту адресации – жилому дому, земельному участку, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащие Волкову А.В. на праве собственности.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска присвоить адрес объекту адресации – жилому дому, земельному участку, расположенным по адресу: <адрес> и выдать Волкову А.В. справку о присвоении адреса.

В судебном заседании представитель административного истца Осипова Е.В. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Кошуров Д.С. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился. В обоснование указал, что Управление не имело возможности присвоить домовладению административного истца адрес в связи с фактическим отсутствием улично-дорожной сети близ земельного участка административного истца, иное противоречило бы требованиям действующего законодательства.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Из содержания ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии с частями 8 и 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 27 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, пункт 6 которых полномочия по присвоению, изменению или аннулированию адресов относит полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона, адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного закона объект адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации

Главой 2 Правил установлен порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса.

Пунктом 21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

В соответствии с пунктом 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Пунктом 41 данных Правил предусмотрено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Согласно п. 4.35. Постановление администрации г. Ульяновска от 29 мая 2015 г. N 2938 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в муниципальном образовании «город Ульяновск» (далее Правил) в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 4.22 и 4.24 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 1.4, 4.3 - 4.6 и 4.9 - 4.13 настоящих Правил.

Согласно п.1.4 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

Согласно п.3.1 Правил структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами (далее - реквизит адреса):

а) наименование страны (Российская Федерация);

б) наименование субъекта Российской Федерации;

в) наименование городского округа;

г) наименование городского или сельского поселения в составе внутригородского района городского округа;

д) наименование населенного пункта;

е) наименование элемента планировочной структуры;

ж) наименование элемента улично-дорожной сети;

з) номер земельного участка;

и) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;

к) тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении.

Согласно п.п.3.6, 3.7 Правил структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 3.4 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами:

а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии);

б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);

в) номер земельного участка.

3.7. Структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 3.4 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами:

а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии);

б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);

в) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.

Из п. 4.2 Данных правил следует, что 4.3. присвоение объекту адресации адреса осуществляется: а) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется); в) в отношении помещений в случаях: подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.

Из п.4.3. Правил следует, что присвоение объекту адресации адреса осуществляется: а) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется);

Согласно п. 4.4.-4.6. Правил при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

В случае, если зданию или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию или сооружению.

Согласно п.4.14 Правил при присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан:

а) определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса;

б) провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости);

в) принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что административному истцу Волкову А.В. на праве собственности принадлежат индивидуальный жилой дом кадастровый , назначение жилое, площадь <данные изъяты> количество этажей 2, адрес объекта: <адрес>; земельный участок, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, общая площадь <данные изъяты> адрес объекта: <адрес>

16 января 2020 г. в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска поступило заявление Волкова А.В. о присвоении указанному жилому дому и земельному участку адреса.

Решением Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 22 января 2020 г. Волкову А.В. было отказано в присвоении адреса земельному участку и индивидуальному жилому дому, расположенным по адресу: <адрес> в связи с п.4.35 Правил (отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в п.п. 1.4., 4.3-4.6 и 4.9-4.13 данных Правил) (отсутствует наименование улично-дорожной сети).

Из проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от 07 июля 2009 г. , в 30 метрах от земельного участка с кадастровым номером запроектирована автомобильная дорога, обозначенная на чертеже планировки территории красными линиями, планируемыми по решениям Генерального плана г. Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. .

При этом, в соответствии с п.3.5 постановления администрации г. Ульяновска от 26 июля 2012 г. № 3322 «О внесении изменений в отдельные правовые акты» красные линии, планируемые по перспективному развитию территории на основании Генерального плана города Ульяновска применению не подлежат.

Таким образом, в проекте планировки Железнодорожного района МО «город Ульяновск» планируемые красные линии, обозначающие улицу, которая должна проходить рядом с земельным участком Волкова А.В. не применяются.

На указанной территории отсутствуют элементы улично-дорожной сети. Из материалов дела также следует, что соседним с земельным участком истца адреса не присвоены.

Согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Соответственно, по смыслу данной нормы, адресообразующими элементами являются: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

Поскольку элемент улично-дорожной сети (наименование улично-дорожной сети) отсутствует, следовательно, жилому дому с кадастровым номером и земельному участку с кадастровым номером в <адрес> не представляется возможным присвоить адрес, что следует из приведенных выше положений закона.

Таким образом, административные исковые требования Волкова А.В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в присвоении адреса объекту адресации, возложении обязанности присвоить адрес объекту адресации и выдать справку о присвоении адреса удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Волкова А.В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в присвоении адреса объекту адресации, возложении обязанности присвоить адрес объекту адресации и выдать справку о присвоении адреса, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова