Дело № 2а-513/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
при секретаре Моргуновой М.С.,
с участием
представителя административного истца – адвоката Козлова Р.М.,
представителя заинтересованного лица на стороне истца – адвоката Коробейник А.В.,
представителя административного ответчика – ФИО1,
представителя заинтересованного лица на стороне административного истца _ ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации г. Каменска-Шахтинского РО о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации города Каменск-Шахтинский о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Каменск-Шахтинский от 22.10.2020 № 1000 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» в части признания утратившим силу постановления Администрации города от 30.01.2020 № 44 и постановления Администрации города от 30.03.2020 № 287.
В обоснование иска указал, что 10 октября 2019 года, между ним и муниципальным образованием «Город Каменск-Шахтинский», в лице Комитета по управлению имуществом г.Каменска-Шахтинского Ростовской области был заключен Договор № 62-19, в соответствии с условиями которого, ему было предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта городского значения (павильона) непродовольственных товаров по адресу: <адрес>
Дополнительным соглашением от 05.02.2020 г. были внесены изменения к Договору на размещение нестационарного торгового объекта № 62-19 в части, касающейся специализации нестационарного торгового объекта. В результате чего, вид разрешенного вида торговли был изменен с торговли непродовольственными товарами на торговлю продовольственными товарами.
Однако, постановлением Администрации г.Каменск-Шахтинский от 22.10.2020 г. № 1000, была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский», в соответствии с которым, были признаны утратившими силу ряд постановлений Администрации города, в частности постановление Администрации г.Каменск-Шахтинский от 30.01.2020 г. № 44 и постановление Администрации г.Каменск-Шахтинский от 30.03.2020 г. № 287, на основании которых и были внесены изменения в части, касающейся специализации нестационарного торгового объекта.
Считает, что постановление Администрации г.Каменск-Шахтинский от 22.10.2020 г. № 1000 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский»» в части признания утратившим силу постановления Администрации города от 30.01.2020 г. № 44 и постановления Администрации г.Каменск-Шахтинский от 30.03.2020 г. № 287 является незаконным и подлежит отмене.
Определением суда от 16.02.2021 и протокольным определением от 01.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика привлечено КУИ г. Каменска-Шахтинского и заинтересованного лица на стороне истца привлечена ФИО4
От представителя административного ответчика в адрес суда поступили возражения на заявленные требования. В которых ФИО1 отразила, что
в соответствии с Предупреждением УФАС по Ростовской области от 18.09.2020 №21538/04 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Административным ответчиком постановлением Администрации города от 22.10.2020 №1000 внесены изменения в части специализации нестационарного торгового объекта с «продовольственные товары» на «непродовольственные товары» по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов <адрес>
Представитель административного ответчика полагает, что оспариваемое постановление соответствует требованиям Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Каменск-Шахтинский, утвержденного постановлением Администрации г. Каменск-Шахтинский от 14.01.2016 №5 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Каменск-Шахтинский» (далее - Порядок).
Настоящий Порядок определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Каменск-Шахтинский без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов Администрации города при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Каменск-Шахтинский, порядок внесения в нее изменений, в том числе, требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 13 Порядка схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в них изменения утверждаются постановлением Администрации города и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте Администрации города в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
Главой 6 Порядка определены условия договора на размещение нестационарного торгового объекта, порядок его заключения, изменения и прекращения.
Подпунктом 7 пункта 45 Порядка Главы 6 установлено, что обязательными условиями договора на размещение нестационарного торгового объекта являются: изменение условий договора на размещение нестационарного торгового объекта:
- по соглашению сторон, за исключением обязательных условий договора на размещение нестационарного торгового объекта, установленных подпунктами 1 - 5 настоящего пункта.
Подпунктом 2 вышеуказанного пункта Порядка установлено, что тип нестационарного торгового объекта, в частности специализация торговли может быть изменена Распорядителем без согласования с другой стороной.
Административный истец был уведомлен письмом от 28.10.2020 Комитетом по управлению имуществом о принятом Постановлении от 22.10.2020 №1000 о внесении изменении в схему размещения нестационарных торговых объектов, с изменением специализации торговли в северном направлении от земельного участка 24-Д по <адрес>.
С учетом изложенного представитель администрации считает, что у административного ответчика имелись все предусмотренные нормами ст.48 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основания для отмены постановлений Администрации города от 30.01.2020 № 44; от 30.03.2020 № 28.
Председатель КУИ г. Каменска-Шахтинского ФИО5 также направил в адрес суда возражения на административное исковое заявление. В котором указал, что в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов между Комитетом по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинский Ростовской области (Распорядитель) и ИП ФИО3 (Участник) был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта № 62-19 от 10.10.2019г., расположенного по адресу: <адрес>, площадью 10,0 кв.м., с разрешенным использованием: непродовольственные товары, сроком с 10.10.2019 года по 09.10.2022 года.
Согласно п.п. 5 п. 36 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Каменска-Шахтинского Приложения к постановлению Администрации города от 14.01.2016 № 5, при обращении заинтересованного лица с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных объектов изменения могут быть внесены в части: касающихся типа, адресного ориентира, периода размещения, площади нестационарного торгового объекта, вида торговли и т.п.
Согласно протоколу № 36 от 10.12.2019 на заседании комиссии по землепользованию, застройке и изменению разрешенного использования было рассмотрено заявление ФИО3 о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» о изменении специализации НТО с «непродовольственные товары» на «продовольственные товары».
На основании Постановления № 44 от 30.01.2020 года с ИП ФИО3 05.02.2020 года было заключено дополнительное соглашение к договору на размещение нестационарного торгового объекта № 62-19 от 10.10.2019 г., которым Распорядитель предоставляет Участнику право на размещение нестационарного торгового объекта городского значения (павильон) продовольственных товаров.
По поступившему обращению ООО «Регион-Инвест» о неправомерных действиях Администрации г. Каменск-Шахтинский в целях рассмотрения обращения и на основании ч.1 ст. 25, ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции, в Ростовское УФАС были предоставлены пояснения № 56.06/2715 от 17.07.2020.
Управлением Федеральной антимонопольной службы в Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области было направлено предупреждение № 21539/04 от 18.09.2020 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеуказанного предупреждения начальнику сектора потребительского рынка товаров и услуг Администрации города направлено обращение № 56.06/3785 от 23.09.2020 о необходимости внести изменения в схему размещения НТО на территории города Каменск-Шахтинский, в результате которого принято Постановление Администрации города Каменск-Шахтинский № 1000 от 22.10.2020
Так как требования Управления Федеральной антимонопольной службы Администрацией города, Комитетом по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области были выполнены в установленный законный срок, считает, что Постановление № 1000 от 22.10.2020 года принято законно.
Административный истец и заинтересованное лицо на стороне административного истца надлежащим образом извещены о дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО3 и ФИО4 с участием их представителей, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель административного истца адвокат Козлов Р.М. требования, изложенные в административном иске поддержал, просил их удовлетворить. При этом обратил внимания суда на то, что нарушение прав административного истца заключается в том, что обжалуемым постановлением Администрации города № 1000 от 22.10.2020 года затрагивается судьба Договора № 62-19 от 10.10.2019 г., т.к. данный договор и его исполнение был прямо зависим от постановлений, которые оспариваемым постановлением органа местного самоуправления были признаны утратившими силу.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 – адвокат Коробейник А.В. – требования административного истца поддержал. При этом пояснил, что на земельном участке по адресу: <адрес>, на основании договора № 63-19 от 10.10.2019 года, постановления Администрации города № 44 от 22.01.2020 г. и № 287 от 30.03.2020 г. ФИО4 предоставлено право для размещения нестационарного торгового объекта городского значения (павильона). Обжалуемым Постановлением № 1000 от 22.10.2020 г. – в оспариваемой административным истцом части, нарушаются права так же его доверителя, так как изменяется уже действующий договор с дополнительными соглашениями, что не допустимо.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица на стороне ответчика возражали против удовлетворения иска, сославшись на доводы изложенные в направленных ранее возражениях на административный иск.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из пункта 10 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не может ставиться в зависимость от их усмотрения (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального образования относится создание условий для обеспечения жителей образования услугами торговли.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), одной из целей которого является разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (пункт 4 части 2 статьи 1).
Отношения в области торговой деятельности регулируются также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 поименованного федерального закона).
Согласно части 3 статьи 3 этого же федерального закона органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности регламентированы статьей 6 Закона N 381-ФЗ, согласно части 2 которой органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Статьей 17 данного федерального закона предусмотрены мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (пункты 1 - 4 части 3 указанной статьи).
В соответствии со статьями 7 и 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2).
В силу части 1 статьи 43 названного закона в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено правило, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Органы местного самоуправления могут отменить (приостановить) акты, при наличии одновременно следующих условий:
-упразднение органов или соответствующих должностей, принявших акты;
-изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц;
-наличие у органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта полномочия принятия (издания) соответствующего муниципального правового акта.
Перечень причин и условий отмены ранее принятых правовых актов является исчерпывающим.
Следовательно, в соответствии с положением ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления не вправе безосновательно и произвольно отменять ранее принятые им акты.
Основанием для отмены ненормативного акта органа местного самоуправления может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением Администрации города от 22.10.2020г. № 1000 отменены Постановление от 22.01.2020 № 44 и Постановление от 30.03.2020г., вынесенные в отношении Договора № 62-19 заключенного между КУИ г. Каменск-Шахтинский и ФИО3 и Договора № 63-19 от 10.10.2019 года заключенного между КУИ г. Каменск-Шахтинский и ФИО4 о предоставлении и истцу и заинтересованному лицу права на размещение нестационарных торговых объектов городского значения (павильона) продовольственных товаров по адресу: <адрес> Отменой Постановления органа местного самоуправления № 44 и № 287 – утрачивают значение дополнительные соглашения к Договорам № 62-19 и № 63-19 от 10.10.2019 года.
Исходя из того, что оспариваемым Постановлением от 22.10.2020 № 1000 – затрагивается судьба договоров, заключенных КУИ г. Каменск-Шахтинский с гражданами, значит административным ответчиком затрагиваются и нарушаются права истца и заинтересованного лица и ставятся под угрозу принципы верховенства договора в оформлении и организации отношений между сторонами и участниками гражданско-правовых отношений, возникающих и регулируемых законодательством Российской Федерации и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Следовательно, обжалуемый локальный нормативный акт административного ответчика – нарушает права гарантированные Конституцией Российской Федерации административному истцу и заинтересованному лицу, и не может в силу данных своих пороков считаться законным и обоснованным.
Поскольку административным ответчиком не представлены доказательства того, что их действия по изданию оспариваемого постановления не нарушало конституционных прав истца и заинтересованного лица – КУИ г. Каменск-Шахтинский, и что совершенное ими действие по изданию оспариваемого постановления выполнено в рамках закона, то административные исковые требования в части признания незаконным Постановления от 22.10.2020 № 1000 подлежат удовлетворению.
Поскольку одно из требований административного иска заявлено об отмене указанного постановления, принимая во внимание особенность рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, с учетом требований ст. 227 КАС РФ, рассмотрение которого не относится к компетенции суда, то в удовлетворении требований в указанной части необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3 к администрации г. Каменска-Шахтинского Ростовской области удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации г. Каменск-Шахтинский от 22.10.2020 № 1000 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» в части признания утратившими силу постановления Администрации города от 30.01.2020 № 44 и постановления Администрации города от 30.03.2020 № 287.
В остальной части заявленного административного иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 16.04.2021 года.
Председательствующий: