УИД: 42RS0017-01-2022-000777-84
Дело № 2а-513/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 05 августа 2022 года
Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Чайка О.В.,
при секретаре Полухиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заболотновой И.В. к Комитету по охране объектов культурного наследия Кузбасса об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений, о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Заболотнова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по охране объектов культурного наследия Кузбасса (далее по тексту – Комитет) в котором просит признать предписание Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса об устранении выявленных нарушений № от 26.01.2022 незаконным и взыскать компенсации морального вреда.
Заявленные требования мотивированы тем, что 26.01.2022 Председателем Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса Гизей Ю.Ю. истцу – Заболотновой И.В. вынесено предписание № об устранении в срок до 31.12.2023 г. выявленных нарушений, а именно:
- на юго-западном фасаде здания объекта культурного наследия восстановить оконный проем, предусмотренный первоначальным архитектурным решением (фото 1), из дверного проема. Указанные работы произвести в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,
- на северо-восточном фасаде здания объекта культурного наследия здания демонтировать входную группу с крыльцом, восстановить историческую несущую стену объекта культурного наследия, предусмотренную архитектурным решением (фото 2). Указанные работы произвести в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».»
Предписание получено истцом по почте - 18.02.2022.
С Предписанием об устранении выявленных нарушений № от 26.01.2022 в отношении здания, расположенного по адресу: Кузбасс, истец не согласен, считает его незаконным и противоречим действующему законодательству, считает, что:
- предписание выдано в отношении здания, не внесенного в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 №,
- должностное лицо выдало предписание без учета особенностей здания, технического плана, и иных технических особенностей строения,
- Комитетом не издавался нормативно-правовой акт об утверждении особенностей (предмета охраны) объекта культурного наследия - памятника (об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия),
- охранное обязательство истцу не направлялось,
- систематическое наблюдение отдельно стоящего нежилого здания по адресу: с 2009 года не производилось,
- Комитетом какие-либо меры по сохранению спорного объекта культурного наследия не совершались,
- отсутствуют документы, подтверждающие и характеризующие (в том числе технические документы здания) первоначальное архитектурное решение (в том числе с физическим износом на 2009 в размере 95%) в том числе оконного проем на юго- западном фасаде здания;
- отсутствуют документы, подтверждающие и характеризующие (в том числе технические документы здания) первоначальное архитектурное решение (в том числе с физическим износом на 2009 г. в размере 95 %) в том числе историческая несущая стена здания на северо-восточном фасаде здания,
- фактическое состояние объекта, в том числе с учетом состояния объекта на момент его передачи в собственность физическому лицу, не расходится с проектным решением.
Истец считает, что данным Предписанием затрагиваются и умаляются права, свободы и законные интересы по владению, пользованию, распоряжению (право собственности) на объект по адресу . Вследствие чего, истец не может в полной мере реализовать свои права.
Истец считает, что Комитетом по охране объектов культурного наследия Кузбасса при осуществлении систематического наблюдения, осуществления действий по контроли и надзору, в том числе действий по проверке были нарушены положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а именно:
- должностное лицо не извещало истца о проведении мероприятий контроля и надзора и проводило его без присутствия истца,
не соблюдены права, обязанности и гарантии прав контролируемых лиц,
не оформлялся акт проверки (наблюдения),
- должностное лицо не провело должным образом мероприятия контроля и надзора, не запросило не получило и не исследовало все необходимые и достаточные документы по зданию,
- должностное лицо не выполнило иных обязательных требований закона при приведении мероприятия контроля и надзора при проведении проверки (отсутствуют извещение, акт, запросы и т.д.),
- предписание не содержит сведений об установленных юридически значимых фактах,
- изложенные в предписании формулировки относительно мероприятий по устранению допущенных нарушений не конкретны и носят общий характер, что не исключает их двоякого толкования.
Указанное, по мнению истца, свидетельствует том, что предписание об устранении выявленных нарушений № от 26.01.2022г. является незаконным.
В судебном заседании административный истец – Заболотнова И.В. и её представитель – Бердов Ю.Г., действующий по устному ходатайству истца, заявленные требования поддержали, просили удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Указали также, что на момент приобретения здания оно было в разрушенном состоянии, отсутствовали окна и двери, имеющиеся деревянные рамы заменены на алюминиевые, сделан ремонт в здании. Охранное обязательство, на которое ссылается Комитет, отсутствует в свободном доступе и не получено истцом. В предписании указано о необходимости проведения работ по восстановлению оконного проема из дверного проема. Оконный проем не нарушен, не изменены его размеры, это как был проем, так и остался. Охранное обязательство не содержит каких-либо запретов на выполнение данных работ. Дверь сделана в 2018 году, до момента вручения Заболотновой И.В. охранного обязательства в 2019 году, из существующего внутри здания проема.
Представитель административного ответчика Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса – Каминская Е.В., действующая на основании доверенности № от 01.06.2022 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, предоставила письменный отзыв на административный иск, дополнительно пояснив, что 16.09.2021 в ходе системного наблюдения объекта культурного наследия, дома по установлено, что без получения соответствующего разрешения были проведены работы в отношении данного объекта, что отражено в Акте осмотра и подтверждено фотофиксацией. На юго-западном фасаде здания оконный блок заменен на дверной с нарушением части профилированной подоконной тяги. На северо-восточном фасаде здания в несущей стене оформлена дверная группа с установлением дверного блока с остеклением. Имеющийся в распоряжении Комитета технический план объекта от 1996 года не содержит дверного проема. С 2009 года Заболотновой И.В. не выдавалось разрешений на проведение ремонтных работ. Фасады здания относятся к объекту охраны. Работы выполнены в нарушение ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Отмена выданного предписания может повлечь утрату объекта культурного наследия.
Заинтересованное лицо, привлечённое к участию в деле, председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса Гизей Ю.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административным истцом Заболотновой И.В. оспаривается предписание Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса от 26.01.2022 № об устранении выявленных нарушений (далее -предписание №).
Предписание № содержит требования к Заболотновой И.В. провести работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом жилой казенного винного склада» по адресу: , с кадастровым номером объекта недвижимости № (далее по тексту - объект культурного наследия):
пункт 1. На юго-западном фасаде здания объекта культурного наследия восстановить оконный проем, предусмотренный первоначальным архитектурным решением (фото 1), из дверного проема. Указанные работы провести в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Срок исполнения 31.12.2023
пункт 2. На северо-восточном фасаде здания объекта культурного наследия здания демонтировать входную группу с крыльцом, восстановить историческую несущую стену объекта культурного наследия, предусмотренную первоначальным архитектурным решением (фото 2). Указанные работы провести в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Срок исполнения 31.12.2023. (л.д. 43-46).
Объект недвижимости по адресу: , принадлежит на праве собственности Заболотновой И.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, запись о регистрации от 30.12.2009 №, а также выпиской из ЕГРПН из которой следует, что данный объект является выявленным объектом культурного наследия, представляющего собой историко-культурную ценность, памятник и дом жилой казенного винного склада, решение органов охраны объектов культурного наследия № от 20.12.2007 (л.д. 19, 69-72).
Объект культурного наследия включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.12.2007 № «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) вновь выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории » с адресом: . (л.д. 48-58).
Распоряжением администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка от 27.07.2009 №-р жилому дому, расположенному по , присвоен адрес - . Согласно адресной справки Государственного предприятия Кемеровской области «Центр технической инвентаризации Кемеровской области от 25.06.2012 объект недвижимости: Здание, ранее значившее по адресу: , расположен по адресу: .(л.д. 84,85)
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).
Статьей 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ за органами государственной власти субъекта Российской Федерации закреплены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23.03.2020 № (далее - Положение), Комитет по охране объектов культурного наследия Кузбасса (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса. Пунктом 4.12 Положения за Комитетом закреплены полномочия по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее -региональный государственный надзор).
До 01.01.2022 региональный государственный надзор осуществлялся Комитетом в соответствии с Порядком организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.06.2016 № «О региональном государственном надзоре в области охраны объектов культурного наследия» (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2.1 Порядка региональный государственный надзор осуществляется Комитетом посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение). Пункт 2.9 Порядка предусматривает проведение должностными лицами Комитета систематического наблюдения на основании заданий Комитета. Уведомление собственника объекта культурного наследия о проведения систематического наблюдения действующим законодательством не предусмотрено, за исключением посещения и обследования жилых помещений, являющихся объектами (частями объектов) культурного наследия.
При осуществления 16.09.2021 Комитетом регионального государственного надзора посредством систематического наблюдения выявлен факт проведения работ в отношении объекта культурного наследия, а именно:
- со стороны юго-западного фасада произведена замена оконного блока на дверной блок ПВХ с демонтажем части профилированной подоконной тяги;
- в сравнении с материалами фотофиксации от 14.10.2020 со стороны северозападного фасада демонтированы козырек и конструкция металлического крыльца входной группы;
- в сравнении с материалами фотофиксации от 20.04.2018 со стороны северо- восточного фасада произведено устройство входной группы с оформлением в виде
трехступенчатого крыльца с покрытием из тротуарной плитки и металлическим козырьком, установлен входной дверной блок ПВХ с остеклением.
Проведение указанных работ на объекте культурного наследия подтверждается: актом осмотра объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом жилой казенного винного склада» по адресу: , от 20.09.2021 № с материалами фотофиксации; материалами фотофиксации состояния объекта культурного наследия от 20.04.2018, 14.10.2020, 20.10.2020 (л.д. 60-69).
Указанные работы организованы Заболотновой И.В. и проведены в нарушение порядка проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренного статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ, без задания и разрешения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия -Управления культуры администрации города Новокузнецка в отсутствии согласованной указанным муниципальным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, что подтверждается ответом от 08.10.2021 № (л.д. 134).
Доказательств выдачи разрешения на проведение выполненных ремонтных работ Заболотновой И.В. не представлено.
По результатам проведенного 16.09.2021 Комитетом систематического наблюдения составлен акт осмотра объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом жилой казенного винного склада» от 20.09.2021 №.
Постановлением Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 21.04.2022 по делу № Заболотнова И.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении ремонтно-реставрационных работ здания по , выявленных в ходе осмотра объекта культурного наследия и отраженных в акте осмотра от 20.09.2021.(л.д. 109-111). Решением Кемеровского областного суда от 01.06.2022 по делу № Постановление Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка от 21.04.2022 оставлено без изменения (л.д. 112-114).
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) подпунктом 3 части 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ за должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия при выявлении нарушений обязательных требований закреплено право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых : к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия.
По результатам проведенного 16.09.2021 Комитетом систематического наблюдения собственнику объекта культурного наследия Заболотновой И.В. направлено предписание №, которое ею получено 18.02.2022.(л.д. 14-15).
В учетном деле объекта культурного наследия находится копия технического паспорта здания (строения), составленного по состоянию на 15.04.1996, с нанесением входных и оконных проемов здания, из которого следует, что на юго-западном фасаде здания и на северо-восточном фасаде дверные проемы отсутствуют (л.д. 126-133).
Из поэтажного плана здания, составленного по состоянию на 23.11.2020, предоставленного административным истцом, следует, что на северо-восточном фасаде здания организован дверной проем, который в техническом паспорте по состоянию на 15.04.1996г., а также на фотоснимках, сделанных в период наблюдения состояния объекта культурного наследия от 20.04.2018, 14.10.2020, 20.10.2020, отсутствовал, что также подтверждает проведение работ Заболотновой И.В. без соответствующего разрешения (л.д. 125)
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что Приказ департамента культуры и национальной политики Кемеровской области от 26.04.2016 № «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия» с копией утвержденного охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия направлен почтовой связью во втором квартале 2016 года департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области Заболотновой И.В., а также вручен 29.10.2019 Заболотновой И.В. в Комитете, что подтверждено её подписью и не опровергнуто в судебном заседании. В целях сохранности объекта культурного наследия охранным обязательством установлены обязанности собственника (пользователя) объекта культурного наследия.(л.д. 73-82,83).
Предмет охраны объекта культурного наследия утвержден приказом департамента культуры и национальной политики Кемеровской области от 29.12.2007 №. Пункт 8 охранного обязательства содержит описание предмета охраны объекта культурного наследия и сведения о правовом акте, утвердившим предмет охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (часть 2 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Таким образом, владелец объекта культурного наследия обязан обеспечивать неизменность объекта и не проводить работы, изменяющие, разрушающие и уничтожающие предмет охраны, а разрабатываемая научно-проектная документация по сохранению объекта культурного наследия не должна нарушать утвержденный предмет охраны данного объекта.
Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункт 2 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ).
Состояние объекта культурного наследия, степень его износа в 2009 году, т.е. на момент приобретения Заболотновой И.В. данного объекта, не является основанием для проведения вышеуказанных работ в отношении объекта культурного наследия в нарушение Федерального закона № 73-ФЗ без разрешительной документации органа охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, предписание № выдано Комитетом Заболотновой И.В. в целях сохранности объекта культурного наследия в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области -Кузбасса в рамках своих полномочий.
Предписание № содержит конкретные требования с приложением фотографий. Сроки исполнения предписания до 31.12.2023 реальны и исполнимы.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Суд не усматривает оснований для признания предписания № от 26.01.2022 незаконным.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования Заболотновой И.В. к Комитету по охране объектов культурного наследия Кузбасса о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений № от 26.01.2022, о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
В окончательной мотивированной форме решение изготовлено 15.08.2022.
Судья (подпись) О.В. Чайка