Дело № 2а-652/2020 (2а-5140/2019)
76RS0014-01-2019-004449-66
Изготовлено 28.01.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль27 января 2020 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Ховриной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования Ярославской области об оспаривании бездействия,
установил:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском к Департаменту образования Ярославской области о признании бездействия, выразившегося в нарушении срока ответа на обращение, незаконным, обязании предоставить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В обоснование требований указано, что в целях исполнения п.п. 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций административный истец направил в адрес административного ответчика обращение общественного обединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственной Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 года №Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №23039-р <Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы>. Ответ на обращение до настоящего времени в нарушение ст.33 Конституции РФ, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не поступил.
Административный истец о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель административного истца ФИО1 просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований. Ее доводы сводятся к тому, что требования Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Департаментом образования Ярославской области соблюдены. Ответ на обращение был направлен своевременно в письменной форме. Ответ дублировался по электронной почте, однако доказательства в подтверждение этого отсутствуют.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
В силу ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Судом установлено, что 3 сентября 2019 года Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» направило в форме электронного документа в Комитет по образованию Ярославской области обращение. В обращении указано, что в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций утвержденных Перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 N Пр-38ГС), Перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 - 2021 годы, Планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и министерства финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 года и Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждено Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 20 июня 2019 г. № 5486п-П44) в рамках межсекторного партнерства, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» административный истец просит Комитет по образованию Ярославской области определить форму и сроки взаимодействия с подведомственными учреждениями.
Департамент образования Ярославской области дал ответ на данное обращение датированное 5 сентябрем 2019 года за номером ИХ.24-6537/19 и отправленное в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, 9 сентября 2019 года, то есть ответ дан в сроки установленные ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
Представитель административного ответчика ФИО2 указала, что ответ на обращения дан и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении. Это сложившаяся практика в Департаменте образования Ярославской области. Однако доказательства в подтверждение своих доводов не представила.
Вместе с тем, из анализа документов, имеющихся в материалах дела, можно сделать вывод о том, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» получило ответ на обращение от 5 сентября 2019 года № ИХ.24-6537/19, знакомо с его содержанием.
Так 13 января 2020 года в электронном виде в Кировский районный суд от представителя административного истца поступило ходатайство о приобщении письменных пояснений, о направлении возражений на административный иск в адрес электронной почты административного истца, о проведении рассмотрения дела без участия представителя.
Письменные пояснения от 13 января 2020 года содержат указание на то, что правовые нормы гражданского законодательства о свободе договора, автономии образовательных учреждений в административных правоотношениях не применяются: статус сторон носит властно-подчиненный характер в реализации государственных функций Президента и Правительства Российской Федерации.
21 января 2020 года в суд поступил отзыв Департамента образования Ярославской области на административный иск с приложением ответа на обращение от 5 сентября 2019 года № ИХ.24-6537/19, списка почтовых отправлений. 23 января 2020 года отзыв на иск направлен по электронной почте судом административному истцу.
Указанный ответ на обращение содержал следующее:
«В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Для организации сотрудничества и работы рекомендуем обратиться к руководителям образовательных организаций.
Департамент готов оказать информационную поддержку мероприятиям, организованным Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности».
Дополнительно информируем, что на территории Ярославской области функционирует Региональный центр повышения финансовой грамотности населения, созданный при департаменте финансов Ярославкой области.».
Анализ содержания письменных пояснений от 13 января 2020 года и ответ на обращение от 5 сентября 2019 года позволяет говорить о том, что административный истец получил ответ на обращение от 5 сентября 2019 года № ИХ.24-6537/19, ознакомился с его содержанием и с ним не согласен.
В рамках административного иска административный истец не оспаривает содержание ответа на обращение от 5 сентября 2019 года № ИХ.24-6537/19, указывает лишь на нарушение срока рассмотрения обращения, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ.
При данных обстоятельствах, учитывая положения ст.33 Конституции РФ, ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, ст.ст.218, 226 КАС РФ, нельзя говорить о нарушении Департаментом образования Ярославской области прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд также обращает внимание на следующее.
Согласно Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р, поддержка добровольчества (волонтерства) осуществляется в рамках реализации Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федерального закона "О некоммерческих организациях", Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", а также Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 г. "Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период".
Развитие добровольчества (волонтерства) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и другие сферы.
Основными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности в области образования являются участие и содействие добровольцев (волонтеров) в реализации просветительских программ и проектов, а также в развитии дополнительных компетенций для детей и взрослых.
Добровольческая (волонтерская) деятельность в образовании может реализовываться в том числе через осуществление просветительской и консультативной деятельности, наставничества, тьюторства, в формате "обучение через добровольчество (волонтерство)", предполагающем участие преподавателей и обучающихся в добровольческих (волонтерских) проектах и программах образовательных организаций всех уровней образования, реализации совместных благотворительных программ образовательных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций с использованием их профессиональных компетенций.
Работа добровольцев (волонтеров) в таких формах, как юридические клиники на базе образовательных организаций высшего образования и ряд других, обеспечивает профессиональный рост добровольцев (волонтеров).
Содействие развитию добровольчества (волонтерства) органами государственной власти и органами местного самоуправления планируется осуществлять в следующих направлениях:
создание условий, обеспечивающих востребованность деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров);
поддержка добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров);
формирование и развитие инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтерства).
На уровне государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления необходимы:
формирование организационных механизмов поддержки добровольчества (волонтерства);
формирование координационных органов по поддержке добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации, муниципальных районах и городских округах;
регулярное рассмотрение вопросов взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями на заседаниях общественных советов и консультативных органов;расширение практики привлечения добровольцев (волонтеров) к деятельности государственных и муниципальных учреждений, распространение лучших практик в этой сфере через проведение мониторинга;
содействие в привлечении добровольцев (волонтеров) к участию в решении вопросов местного значения;
разработка и реализация программ обучения государственных и муниципальных служащих по тематике взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями и добровольцами, в том числе в форме программ совместного обучения.
В целях поддержки добровольческих (волонтерских) организаций планируется использовать следующие инструменты: предоставление субсидий добровольческим (волонтерским) организациям, а также социально ориентированным некоммерческим организациям, привлекающим добровольцев (волонтеров); установление решениями субъектов Российской Федерации пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для добровольческих (волонтерских) организаций и юридических лиц, осуществляющих пожертвования добровольческим (волонтерским) организациям; оказание добровольческим (волонтерским) организациям имущественной поддержки; организация и содействие в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций; реализация мер нематериальной поддержки граждан, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности; содействие включению мероприятий по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в программы предприятий в рамках реализации социальной ответственности бизнеса; содействие распространению информации о деятельности добровольцев (волонтеров) в средствах массовой информации и через социальную рекламу; обеспечение аналитического сопровождения добровольческой (волонтерской) деятельности; совершенствование статистики добровольческой (волонтерской) деятельности.
Согласно п. 24 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р)" (утв. Правительством РФ от 20.06.2019 N 5486п-П44) Ответственные исполнители: Ассоциация волонтерских центров, Росмолодежь, ФГБУ "Роспатриотцентр", Общественная палата Российской Федерации, ВОД "Волонтеры Победы", заинтересованные организации представляют в срок до июня 2020 года в Правительство Российской Федерации методические материалы по теме «Интеграция волонтерской деятельности в образовательные программы организаций высшего образования и среднего профессионального образования с целью приобретения профессиональных навыков, в том числе во время прохождения практик и стажировок, в том числе включение в образовательные программы модулей социальной практики в форме добровольческой (волонтерской) деятельности для обучающихся по укрупненным группам специальностей "Социальные науки", "Образование и педагогические науки", "Медицина", "Культура", "Строительство и архитектура"»; до сентября 2020 года должно быть направлено информационное письмо в организации среднего профессионального и высшего образования
Согласно ст. 17.3, ст.17.4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" Правительство Российской Федерации утверждает:
1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства): участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства); утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям; и др.
Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства): утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом принято Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" (далее – Общие требования).
Согласно п.п. 2, 3, 6, 7, 8 Общих требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит информацию, указанную в п. 2 Общих требований. В частности предложение должно содержать перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа учреждения и (или) организации принять предложение вправе направить органу государственной власти, органу местного самоуправления, являющемуся учредителем учреждения и (или) организации, аналогичное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном настоящими требованиями.
Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии (далее - соглашение), за исключением случаев, определенных сторонами.
Соглашение заключается в случае принятия органом государственной власти, органом местного самоуправления, учреждением и (или) организацией решения об одобрении предложения с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией.
Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, включает:
1. Содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь.
2. Содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Учитывая изложенное, положения Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом РФ 16.01.2019 N Пр-38ГС), Департамент образования Ярославской области наделен широким объемом полномочий в сфере добровольчества (волонтерства). Однако на него не возложена обязанность по определению формы и сроков взаимодействия с подведомственными учреждениями в области образования. Главным образом Департамент оказывает поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям. При этом при реализации Департаментом образования Ярославской области своих полномочий в области образования должны соблюдаться требования Федеральных законов, в том числе требования Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Суд полагает, что ответ на обращение от 5 сентября 2019 года № ИХ.24-6537/19 не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Требования Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья В.В. Воробьева