Копия Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2022 года
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра <адрес>) и государственному регистратору прав Управления Росреестра <адрес>ФИО3 о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и устранении нарушения прав путем возложения обязанности в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и устранении нарушения прав путем возложения обязанности в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В обосновании административных исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1222 кв.м., расположенный по адресу: РТ, <адрес>, что подтверждается регистрацией права № от ДД.ММ.ГГГГ.
На земельном участке с кадастровым номером № находится жилой дом. Старый дом был получен административным истцом по наследству от бабушки. ФИО2 провела реконструкцию жилого дома, площадь жилого дома увеличилась до 128, 6 кв.м. Для регистрации права на жилой дом, административный истец обратилась к кадастровому инженеру, для изготовления технического плана. До этого было получено в МКУ «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» уведомление о планируемой реконструкции и уведомление о соответствии построенных и реконструированных объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику через МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество №, при этом к заявлению были приложены технический план на жилой дом, доверенность представителя, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованием законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№ Исполнительного комитета МО <адрес>, чек в доказательство уплаты государственной пошлины.
Решением (уведомлением) от ДД.ММ.ГГГГ года Управление Росреестра по <адрес> приостановило осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ в связи со следующими пунктами: 1. У преобразуемого объекта с кадастровым номером № не зарегистрировано право собственности, у преобразуемого объекта с кадастровым номером № зарегистрировано 1\2 доля в праве, документы, подтверждающие право обращаться с преобразованием не представлены. 2. Неверно оформлены электронные образы бумажных документов (уведомление о планируемом строительстве). 3. Не представлено распоряжение о присвоении адреса вновь образованному объекту.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 в Управление Росреестра по <адрес> представлены дополнительные документы, а именно уведомление о планируемом строительстве в полноцветном режиме, распоряжение о присвоении адреса вновь образованному объекту, уведомление Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении государственной регистрации прав на 1\2 долю.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 было получено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Основанием для отказа указано, что ФИО2 не представлены документы подтверждающие право обращения с преобразованием объектов с кадастровыми номерами № и № и у преобразуемого объекта с кадастровым номером № зарегистрирована только 1\2 доля в праве собственности.
Административный истец с данным отказом не согласна, поскольку, как она полагает, земельный участок, на котором находится жилой дом, принадлежит ей на праве собственности, старый жилой дом перешел к ней по наследству от покойной бабушки, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, которое приложено к техническому плану. После чего ФИО2ФИО11. было принято решение о реконструкции старых объектов, были поданы документы в Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета МО <адрес> и получено уведомление о соответствии реконструируемого объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. После была произведена реконструкция объекта. Также на регистрацию, согласно действующей «дачной амнистии» представлен технический план и декларация об имеющемся объекте. Однако данные документы орган кадастрового учета и регистрации игнорирует.
Поэтому, административный истец считает, что Управление Росреестра <адрес> отказало неправомерно, поскольку никаких препятствий в действующем законодательстве при регистрации и кадастровом учете объекта недвижимости - индивидуального жилого дома нет, а потому, как считает административный истец, у нее имеются все законные основания на регистрацию и кадастрового учета реконструируемого объекта недвижимости - индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконным решение административного ответчика об отказе в государственной регистрации прав и устранении нарушения прав путем возложения обязанности в осуществлении государственной регистрации прав.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца, уточнив административные исковые требования, просит признать незаконным решение (уведомление) административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> и устранения нарушения прав путем возложения обязанности в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск (л.д.86-87).
Привлеченная судом в качестве соответчика - государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес><адрес>ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом л.д.237), в судебное заседание не явилась, кроме того, в материалах дела содержится заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии (л.д.168).
Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица главный спе6цималист-эксперт ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.233), в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии (л.д.240).
Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица ФИО8 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.236), в судебное заседание не явился.
Суд в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 38,9 кв. м., литеры Б,Б1,Б2, находится в общей долевой собственности ФИО2 (доля 1/2). Данный дом находится на земельном участке с кадастровым номером №, также принадлежащий на праве собственности ФИО2
Также в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о жилом доме с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 29,3 кв. м., литеры В, в. При этом, сведения о зарегистрированных правах на данный жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Данный жилой дом также расположен на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в Управление с заявлением № о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на жилой дом, площадью 128,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
При этом, к заявлению ФИО2 были приложены Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № № о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием в результате реконструкции здания, расположенного по адресу: <адрес>. Здание образовалось в результате объединения объектов капитального строительства с кадастровыми номерами № и №. Технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (литеры Б,Б1,Б2), технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (литера В ), уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлении о соответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам правовой экспертизы ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в соответствии с п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принято решение о приостановлении, поскольку при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов установлено, что представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, а именно, у преобразуемого объекта с кадастровым номером № не зарегистрировано право собственности, а у преобразуемого объекта с кадастровым № зарегистрировано 1\2 доля в праве, при этом документы, подтверждающие право обращаться с преобразованием не представлены. Кроме того, неверно оформлены электронные образы бумажных документов (уведомление о планируемом строительстве), не представлено распоряжение о присвоении адреса вновь образованному объекту.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в соответствии ст. 27 Закона о регистрации принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, в течение срока приостановления государственной регистрации ФИО2 дополнительно были представлены: письмо ИК МО Управления Архитектуры и Градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № с приложением Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение ИКМО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. «О присвоении адреса строящемуся объекту капитального строительства по <адрес>
Вместе с тем, как установлено судом, документы, подтверждающие право обращаться с преобразованием объектов с кадастровыми номерами № и №, не представлены.
Таким образом, в течение срока приостановления причины, препятствующие проведению государственной регистрации, устранены не были.
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно п.7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации: - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона о регистрации на государственную регистрацию представляются все документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) о регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Административный истец в нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ не представила доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого ею решения регистрирующего органа об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ., а также доказательств нарушения своих прав, свобод и законных интересов в связи принятым Управлением Росреестра по РТ и оспариваемым административным истцом решением.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения органа местного самоуправления незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемое административным истцом решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующее спорные правоотношения, при этом компетенция и порядок принятия решения не нарушен, а также принятым решением права, свобода и законные интересы административного истца не нарушены, что в силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного административного иска.
Сама по себе иная оценка административного истца как норм действующего законодательства, так и обстоятельств дела, не может служить основанием для признания оспариваемого решения регистрирующего органа незаконными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований ФИО2 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе государственного учета и государственной регистрации прав и устранении нарушения прав путем возложения обязанности в осуществлении государственного учета и государственной регистрации прав.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра <адрес>) и государственному регистратору прав Управления Росреестра <адрес>ФИО3 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и устранении нарушения прав путем возложения обязанности в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: (подпись) Курбанова Р.Б.
Копия верна:
Судья: Курбанова Р.Б.
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 11.01. 2022г.
Решение18.01.2022