ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5150/2016 от 14.11.2016 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-5150/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В. при секретаре Бутовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Ворониной ФИО8 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению нарушений законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Воронина ФИО9 обратилась в суд с административным иском к Администрации Щелковского района Московской области о признании бездействия Администрации Щелковского Муниципального района незаконным, выразившимся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение Гребенского кладбища и непринятии мер по определению и установлению санитарно- защитной зоны Гребенского кладбища мотивируя тем, что Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 2 июля 2009 года № 1901 утвержден проект планировки территории под размещение объектов семейно-досугового центра и торгово-коммунального назначения вблизи гипермаркета «Гиперглобус», расположенного по <адрес>.

Утвержденным проектом планировки территории предусмотрены к размещению объекты: <данные изъяты>. Кроме того, предусмотрено создание рекреационной зоны, включающей в себя территорию пешеходного бульвара по Пролетарскому проспекту с площадками для отдыха взрослых и детскими площадками.

Согласно ответу Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области от 9 ноября 2015 года <данные изъяты> осуществлено на земельном участке площадью кв.м. с кадастровым номером . Также выполнена организация пешеходного бульвара по <адрес> с площадками для отдыха взрослых и детскими площадками.

Строительство 4-этажного автопаркинга с общественно-торговым центром на земельном участке с кадастровым номером ведется в соответствии с разрешением на строительство от 11 апреля 2014 года на строительство, выданным Администрацией городского поселения Щелково.

Разрешения на строительство объектов капитального строительства: физкультурно<данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером предусмотренных вышеуказанным проектом планировки территории не выдавались. Строительно-монтажные работы на указанной территории не ведутся».

Вместе с тем, на территории Гребенской горы - территории, в отношении которой Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 2 июля 2009 года № 1901 утвержден проект планировки территории под размещение объектов семейно-досугового центра и торгово-коммунального назначения вблизи гипермаркета «Гиперглобус», расположенного по Пролетарскому проспекту <адрес>.

Гребенское кладбище является закрытым для захоронений на основании постановления Главы Щелковского района от 5 июля 2001 года № 1070. При этом, санитарно-защитная зона кладбища и его границы до настоящего времени не определены.

В судебном заседании административный истец Воронина Г.А., ее представители Герасимов С.В., Суханов А.В доводы административного иска поддержали в полном объеме.

Дополнительно представитель административного истца Герасимов С.В. пояснил, что обязанность по постановки Гребенского кладбища на кадастровый учет и установку санитарно - защитной зоны возложена на Администрацию Щелковского муниципального района Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Представитель административного истца Суханов А.В. просил исковые требования административного истца удовлетворить, ссылаясь на то, что границы санитарно- защитной зоны Гребенского кладбища устанавливаются не главным государственным санитарным врачом Московской области, а обязательными к исполнению Федеральными Конституционными законами, Федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и другими нормативно- правовыми актами. Администрация Щелковского Муниципального района, имея к исполнению действующий генеральный план, утвержденный в ДД.ММ.ГГГГ, нарушает имеющиеся к исполнению нормы архитектурного проектирования, развивает, застроенные территории не учитывает размеры санитарно - защитных зон, имеющихся и вновь создаваемых объектов. В непосредственной близости от места проживания административного истца соединились <данные изъяты>

Представитель административного ответчика по доверенности Васильченко В.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая, что требования административного истца не обоснованы, ссылаясь на то, что Администрация Щелковского района Московской области провела геодезические работы по установлению границ Гребенского кладбища и в ближайшее время комплект документов будет направлены Кадастровую палату московской области и главному государственному санитарному врачу Московской области, для установления границ санитарно-защитной зоны Гребенского кладбища. В настоящее время в бюджете Администрации Щелковского муниципального района нет денежных средств для проведения геодезических работ для определения санитарно-защитной зоны Гребенского кладбища. Денежные средства для проведения геодезических работ для определения санитарно-защитной зоны Гребенского кладбища будут обязательно предусмотрены в бюджете администрации Щелковского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год. Также представитель ответчика поддержала письменные возражения, имеющиеся в материалах дела.

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (Управление Роспотребнадзора по Московской области) не явился, извещен.

Выслушав административного истца, его представителей, представителя административного ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Объектами земельных отношений, как то указано в статьях 6, 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации являются земельные участки.

Объектами земельных отношений могут выступать земельные участки, которые должны быть сформированы в соответствии с законодательством, в результате чего они обретают индивидуальные характеристики, отличающие его от других земельных участков (часть 3 статьи 1 и статья 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с СанПиН 2.1.1279-03. 2.1. Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

В силу пунктов 2.5, 2.10 СанПиН 2.1.1279-03, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

Согласно пунктам 1.2, 1.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения, также относятся к предприятиям определенного класса опасности, с соответствующим размером санитарно-защитной зоны.

Таким образом, уже на уровне нормативных материалов кладбища отнесены к санитарно-опасным объектам и не требуют дополнительного доказывания их опасности для населения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что до вынесения Главой Щелковского муниципального района Постановления от 2 июля 2009 года № 1901 об утверждении проекта планировки территории под размещение объектов семейно-досугового центра и торгово-коммунального назначения вблизи гипермаркета «Гиперглобус», расположенного по <адрес>, должны были быть определены границы земельного участка, на котором располагается Гребенское кладбище и санитарно-защитная зона этого кладбища.

Однако, до настоящего времени санитарно-защитная зона кладбища и его границы не определены.

Вместе с тем, отсутствие четких границ земельного участка, используемого под размещение кладбища, препятствует определению и установлению его санитарно-защитной зоны.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» реализация прав граждан на благоприятную среду обитания осуществляется путем применения мер контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В силу пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Материалами дела установлено, что Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 2 июля 2009 года № 1901 утвержден проект планировки территории под размещение объектов семейно-досугового центра и торгово-коммунального назначения вблизи гипермаркета «Гиперглобус», расположенного по <адрес>. (л.д.16)

Утвержденным проектом планировки территории предусмотрены к размещению объекты: физкультурно-оздоровительный центр с бассейном, семейно-досуговый центр с открытым катком, гипермаркет «<данные изъяты>», открытый паркинг, паркинг с общественно-торговым центром. Кроме того, предусмотрено создание рекреационной зоны, включающей в себя территорию пешеходного бульвара по Пролетарскому проспекту с площадками для отдыха взрослых и детскими площадками.(л.д.91)

Согласно ответу Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области от 9 ноября 2015 года «<данные изъяты> осуществлено на земельном участке площадью кв.м. с кадастровым номером . Также выполнена организация пешеходного бульвара по Пролетарскому проспекту с площадками для отдыха взрослых и детскими площадками.(л.д.14-15)

Строительство 4-этажного автопаркинга с общественно-торговым центром на земельном участке с кадастровым номером ведется в соответствии с разрешением на строительство № от 11 апреля 2014 года на строительство, выданным Администрацией городского поселения Щелково.

Разрешения на строительство объектов капитального строительства: физкультурно-оздоровительного центра с бассейном на земельном участке с кадастровым номером и семейно-досугового центра с катком на земельном участке с кадастровым номером , предусмотренных вышеуказанным проектом планировки территории не выдавались. Строительно-монтажные работы на указанной территории не ведутся».

Вместе с тем, на территории Гребенской горы - территории, в отношении которой Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 2 июля 2009 года № 1901 утвержден проект планировки территории под размещение объектов семейно-досугового центра и торгово-коммунального назначения вблизи гипермаркета «Гиперглобус», расположенного по Пролетарскому проспекту <адрес>.

Гребенское кладбище является закрытым для захоронений на основании постановления Главы Щелковского района от 5 июля 2001 года № 1070. При этом, санитарно-защитная зона кладбища и его границы до настоящего времени не определены.(л.д.127)

Сторонами по делу не оспаривалось, что <данные изъяты> Расстояние от кладбища до объектов строительства не более 50 метров. В связи со строительством произведена вырубка деревьев.

В связи с отсутствием санитарно-защитной зоны кладбища и кадастровых границ земельного участка под ним, городской прокуратурой в адрес администрации Щелковского муниципального района 15 марта 2016 года внесено представление об устранении нарушений законодательства. (л.д.17)

Сведения об устранении выявленных нарушений в суд не представлены.

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений на Администрацию Щелковского муниципального района возложена обязанность для принятия мер к установлению санитарно-защитной зоны Гребенского кладбища.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что в настоящее время на кладбище осуществляются только подзахоронения умерших к родственникам, поскольку из представленных фотографий, не оспоренных административным ответчиком следует, что после закрытия кладбища захоронения осуществляются в отдельно расположенные могилы.

Доводы административного ответчика об отсутствии денежных средств бюджете не могут служить основанием для отклонения заявленных исковых требований в соответствии со ст.42 Конституции РФ Бюджетным кодексом РФ.

Довод административного ответчика о том, что административный истец не доказал нарушение своих прав суд отклоняет, поскольку факт отсутствия санитарно - защитной зоны вокруг Гребенского кладбища может оказывать негативное влияние на благоприятную среду обитания и эпидемиологическое благополучие граждан, проживающих в непосредственной близости к кладбищу.

Муниципальный контракт на оказание услуг по подготовке схем расположения земельных участков под кладбищами в соответствии с Техническим заданием заключен Администрацией Щелковского муниципального района 30.06.2016 (л.д. 25-34,35-37)

07 ноября 2016 года ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» принято решение о приостановлении рассмотрения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости земельного участка площадью кв.м., местоположение: <адрес>, вид разрешенного использования: «ритуальная деятельность», в связи с тем, что постановление Администрации Щелковского муниципального района от 31.08.2016 №4101 об утверждении указанной схемы, подготовлено без согласования уполномоченного органа (л.д.130,131-132,133)

С учетом изложенного, суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что в настоящее время принимаются надлежащие меры по установлению санитарно-защитной зоны вокруг кладбища Гребенское.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ворониной ФИО10 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации Щелковского Муниципального района выразившимся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища Гребенское и непринятии мер по определению и установлению санитарно - защитной зоны кладбища Гребенское - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища Гребенское и непринятии мер по определении санитарно-защитной зоны кладбища Гребенское незаконным.

Обязать Администрацию Щелковского муниципального Московской области района принять меры по постановке на кадастровый учет земельного участка, используемого под размещение кладбища Гребенское, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области принять меры по определению санитарно-защитной зоны кладбища Гребенское, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы

Судья А.В. Торбик