ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5152/18 от 17.10.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-5152/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Лемякиной В.М.,

При секретаре Санжеевой О.В.

С участием представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО2

представителя заинтересованного лица Комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда – ФИО3,

представителя заинтересованного лица ООО «Волгоградские спортивные лотереи» - ФИО4,

заинтересованного лица - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2018 года в г. Волгограде административное дело по административному иску администрации Волгограда к ГУ МЧС России по Волгоградской области, главному государственному инспектору г. Волгограда по пожарному надзору – начальнику отдела надзорной деятельности по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО6 об оспаривании предписания

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился с настоящими требованиями в обоснование казав, что 21.05.2018 главным государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области ФИО6 выдано предписание администрации Волгограда по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №... с срок до 01.08.2018.

Предписание является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.

Администрация Волгограда с указанным выше предписанием не согласна, считает его недействительным по следующим основаниям:

в пункте 1 обжалуемого Предписания не по всем адресам указаны объекты, к которым прилегают места, на которых произрастает сухой камыш.

Ликвидация сухого камыша, не прилегающего к каким-либо объектам, не может быть осуществлена в силу п. 77 ППР РФ.

В соответствии с распределением полномочий органов местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград, администрации районов Волгограда наделены полномочиями по решению вопросов по благоустройству и уборку территорий района, принимают меры по соблюдению правил пожарной безопасности. Большинство указанных в предписании адресов мест произрастания камыша и сухой растительности находятся на зеркале водных объектов и в границах их водоохранных зон. Данные водные объекты не находятся в муниципальной собственности Волгограда.

Администрация Волгограда не наделена полномочиями по очистке объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности и не финансируется из бюджета Волгограда на эти цели, соответственно не является субъектом указанного правонарушения.

В материалах проверки отсутствуют доказательства нахождение указанных в Предписании земель (территорий) в муниципальной собственности Волгограда, конкретные противопожарные расстояния, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которые не очищены от сухой растительности.

В пункте 2 обжалуемого Предписания указано, что на территории городского округа город-героя Волгоград допущено устройство

несанкционированных свалок горючих отходов. Однако, административным органом в материалы дела не представлено доказательств того, что непосредственно администрация Волгограда организовала свалку. Кроме того, административным органом не представлено доказательств, что выявленные свалки действительно являются свалками горючих отходов.

06.08.2018 Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Волгоградской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области с ООО «Управление отходами - Волгоград». К своим обязанностям по оказанию коммунальной услуги организация приступит не позднее 1 января 2019 года. Региональный оператор обязан обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Администрация Волгограда полагает, что пункт 19 Правил противопожарного режима распространяется на физических и юридических лиц. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по контролю за исполнением договорных отношений между хозяйствующими субъектами и населением.

Следовательно, администрация Волгограда не является субъектом нарушения, предусмотренного пунктом 19 Правил противопожарного режима.

Кроме того, администрации районов Волгограда в соответствии с Положениями об администрациях районов Волгограда, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 №... "Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда" постоянно предпринимают меры по устранению несанкционированных свалок в рамках доведенных бюджетных средств.

В пункте 3 обжалуемого Предписания указано, что на территории городского округа город-герой Волгоград допущено размещение нестационарных (временных) объектов, внесенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 года, расположенных на расстоянии менее 15 метров от зданий и сооружений. Однако, требование о расположении временных строений на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или противопожарных стен введено постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», дополнившим пункт 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации указанным положением, вступившим в силу с 26.09.2017.

Из акта проверки от 21.05.2018 №... следует, что 105 нестационарных торговых объектов на территории Волгограда размещены на расстоянии менее 15 метров от других зданий сооружений. Из указанного количества нестационарных торговых объектов 80 мест включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 № 132. Из них 72 места было включено в Схему на 2017-2021 годы до момента вступления в законную силу требований, определенных постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».

Кроме того, при проведении проверочных мероприятий административным органом не выяснялась площадь временных объектов, размещение их в группе, к какой степени огнестойкости относятся объекты, указанные в обжалуемом Предписании, не выяснена степень огнестойкости киосков, степень их огнестойкости в группе.

На 25 местах указанных в Предписании, не включенных в Схему на 2017-2021 годы, незаконно размещены объекты нестационарной торговли в Красноармейском районе Волгограда, из которых 5 располагаются на территории многоквартирных жилых домов. Демонтаж данных объектов нестационарной торговли не относится к полномочиям местного самоуправления. На момент рассмотрения обжалуемого Предписания один незаконно установленный нестационарный торговый объект по адресу: ... демонтирован в принудительном порядке. Оставшиеся 19 незаконно установленных объектов нестационарной торговли будут демонтированы силами администраций районов.

В пункте 4 обжалуемого Предписания указано, что между жилой застройкой городского округа город-герой Волгоград и прилегающими участками не выполнены нормируемые разрывы (не менее 15 м), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах. Нарушение пунктов 78, 488, 489 ППР в РФ, п.5* приложения 1* СНиП 2.07.01.89*. Однако, лесные насаждения по данным адресам не располагаются на лесных участках.

По адресам указанным в предписании располагаются индивидуальные одно-, двухэтажные жилые дома. Следовательно, нормативно предписано расстояние между такой застройкой и лесным массивом не менее 15 метров, что соблюдено. Кроме того, строительство отдельных объектов осуществлено ранее вступления в силу строительных норм и правил. Также государственным инспектором не доказано отсутствие противопожарных полос.

Кроме того, администрация Волгограда не обладает полномочиями в сфере обеспечения противопожарной безопасности в отношении имущества, не находящегося в собственности муниципалитета.

В пункте 5 обжалуемого Предписания указано, что на территории муниципального образования - городского округа город-герой Волгоград не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники по адресам, указанным в Предписании.

Однако, административным органом не выяснено, на чьей территории установлены шлагбаумы (...), кем они установлены и когда.

На существующие объекты, построенные до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, требования предусмотренных данным законом не распространяются и должны быть исполнены при капитальном ремонте, реконструкции и в иных случаях, предусмотренных ст. 1 Федерального закона № 123-ФЗ.

Более того, формулировка «обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара» предполагает действия органов местного самоуправления по обеспечению проезда к месту пожара во время проведения мероприятий по его локализации, то есть выполнение обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Исходя из вышеперечисленного административным органом не доказано, что администрация Волгограда является субъектом выявленных нарушений.

При определении сроков устранения выявленных нарушений до 01 августа 2018 года административным ответчиком не учтены нормы действующего законодательства, предусматривающие выделение необходимых финансовых средств, а также соблюдение установленного федеральным законодателем порядка размещения муниципального заказа для муниципальных нужд, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе по обеспечению мер первичной пожарной безопасности.

На основании изложенного, администрация Волгограда просит признать недействительным предписание №... от 21.05.2018 Главного управления МЧС России по Волгоградской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что в связи с выдачей незаконного предписания, которое в установленный срок не исполнено, административный истец может быть привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Волгоградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска, поскольку проверка проведена в установленном законом порядке, предписание выдано уполномоченным лицом в отношении надлежащего субъекта.

Представитель заинтересованного лица Комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда – ФИО3, в судебном заседании поддержала заявленные требования администрации Волгограда.

Представителя заинтересованного лица ООО «Волгоградские спортивные лотереи» ФИО4, в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо ФИО5, в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Другие участники в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, сведений об уважительной причине своей неявки суду не предоставили.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, находит требования административного иска не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 6 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности", - федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору №... от 26.03.2018 в отношении Администрации Волгограда проведена проверка обеспечения Администрацией Волгограда первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа город-герой Волгоград в соответствии с планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Волгоградской области на 2018 год.

Проверка проведена с участием представителей Администрации Волгограда, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

По результатам проверки проведенной в период с 19 апреля по 21 мая 2018 года за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности проводимой в отношении Администрации г. Волгограда составлен акт проверки №... от 21.05.2018.

Согласно п. 90 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 №..., -

в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных (проводившие) законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны)

1) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения,

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, а также руководителей и иных работников указанных хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

21.05.2018 Администрации Волгограда выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №... от 21.05.18 г.

Согласно пункту 1 Предписания:

территория городского округа город-герой Волгоград не очищена от сухой растительности, камыша с указанием места нахождения участков подлежащих очистке, то есть нарушены требования п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 №... (далее по тексту ППР РФ) - руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Согласно пункту 2 Предписания:

на территории городского округа город-герой Волгоград допущено устройство несанкционированных свалок горючих отходов с указанием месса нахождения участков подлежащих очистке, то есть нарушены требования п. 19 ППР РФ - запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

Согласно пункту 3 Предписания:

на территории городского округа город-герой Волгоград допущено размещение нестационарных (временных) объектов, внесенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 года, расположенных на расстоянии менее 15 метров от зданий и сооружений с указанием места нахождения объектов, то есть нарушены требования п. 74 ППР РФ - запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен (в редакции, действующей с 26.09.2017).

Согласно пункту 4 Предписания:

между жилой застройкой городского округа город-герой Волгоград и прилегающими лесными участками не выполнены нормируемые противопожарные разрывы (не менее 15 м), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожара с указанием места нахождения объектов, то есть нарушены требования

п. 78 ППР РФ - на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения;

п.488 ППР РФ - населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае его непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на землях населенного пункта городского хвойного (смешанного) леса;

п. 489 ППР РФ – Населенный пункт признается непосредственно примыкающим к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:

а) менее 100 метров от границы населенного пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством более двух этажей;

б) менее 50 метров от границы населенного пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством этажей 2 и менее.

п. 5* приложения 1* СНиП 2.07.01.89* - расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50м, а от застройки сельских и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.

Согласно пункту 5 Предписания:

на территории муниципального образования - городского округа город герой-герой Волгоград не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники с указанием местонахождения объектов, то есть нарушены требования

п. 6 ст. 63 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 - первичные меры пожарной безопасности включают в себя: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

п. 1 ст. 90 - для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: 1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

п.75 ППР РФ - руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

Срок для устранения нарушений указанных в предписании установлен до 01.08.2018.

По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным иском об оспаривании предписания от 21.05.2018 администрация Волгограда обратилась в суд 21.08.2018, то есть в течение установленного законом трехмесячного срока.

Разрешая заявленные требования по существу, суд учитывает следующее.

В соответствии с положениями ст.16 и ст. 24 Федерального закона от 06.10.03 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - к полномочиям органов местного самоуправления относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.94 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органной местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Устава города-героя Волгограда, - администрация Волгограда является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления Волгограда.

Согласно ч. 1 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, - к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся: 11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Волгоград.

Финансовое обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно п. 2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 №52/1513, - уполномоченным органом по заключению Договора на размещение нестационарного торгового объекта является администрация района Волгограда, на территории которого планируется размещение нестационарного торгового объекта.

Постановлением администрации Волгограда № 132 от 01.02.2017 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы.

В силу выше приведенных нормативно-правовых актов обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, возлагается на администрацию Волгограда, как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Следовательно, ГУ МЧС России по Волгоградской области - органом осуществляющим государственный пожарный надзор на законных основаниях в апреле - мае 2018 года проведена проверка обеспечения мер первичной пожарной безопасности администрацией Волгограда на территории городского округа город-герой Волгоград.

Как следствие, уполномоченным на то должностным лицом по результатам проверки в связи с выявлением недостатком в организации обеспечения мер первичной пожарной безопасности Администрации Волгограда выдано оспариваемое Предписание 03/1/1.

В ходе судебного разбирательства установлено, что все объекты и участки территорий, указанные в обжалуемом Предписании расположены в пределах границ городского округа город-герой Волгоград. Доказательств иного суда не предоставлено.

В силу данного обстоятельства администрация Волгограда может являться субъектом Предписания.

Место нахождения земельных участком и объектов перечисленных в пунктах 1 и 2 Предписания описано подробно. Нахождение данных земельных участком не очищенных от сухой растительности, захламленных несанкционированными свалками горючих отходов в муниципальной собственности не опровергнуто.

В ходе судебного разбирательства установлено, что частично нарушения указанные в пунктах 1 и 2 Предписания устранены силами территориальных подразделений администрации Волгограда – администрациями районов г. Волгограда, что подтверждается сводной информацией по предписанию, предоставленной администрацией Волгограда в адрес административного органа. Данная сводная информация обозревалась в ходе судебного разбирательства.

Также установлено, что администрацией Волгограда принимались меры к частичному устранению нарушений указанных в пунктах 3 и 4 Предписания.

Статьей 1, п. 2 ст. 3 КАС РФ, определена основная задача административного судопроизводства — защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст.17, ч.1 ст.19, ч. 3 ст.55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать, как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.

В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст.226 КАС РФ, обращаясь административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец указывают на незаконное возложения на него обязанности по устранению выявленных нарушений. При этом указывает, что неисполнение возложенной обязанности, то есть оспариваемого Предписания, повлечет негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания.

Оценивая довод административного истца в части нарушения его прав, суд учитывает, что в течение срока установленного для исполнения предписания, то есть с 21.05.2018 по 01.08.2018 административным истец в суд с административным иском не обращался. На настоящее время, а также на момент обращения административного истца с настоящим административным иском (21.08.2018) срок исполнения предписания истек.

На настоящее время требования о понуждении администрации Волгограда к исполнению оспариваемого предписания в каком – либо законном порядке не заявлены. Административный ответчик не обладает властно – распорядительными полномочиями к понуждению административного истца к исполнению предписания, за исключением возможного возбуждения дела о привлечении к административной ответственности за неисполнение предписания. Однако, на настоящее время такая процедура не начата. Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменяется лицу, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что права и законные интересы административного истца оспариваемым предписанием на настоящее время не нарушаются.

Кроме того, следствием признания действия (бездействия), решения органа государственной власти незаконным является восстановлением нарушенного права. В данном случае признание предписания незаконным не предполагает способа восстановления нарушенного права, поскольку срок его исполнения истек. Следовательно, административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

При таких обстоятельствах, административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований администрации Волгограда к ГУ МЧС России по Волгоградской области, главному государственному инспектору г. Волгограда по пожарному надзору – начальнику отдела надзорной деятельности по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО6 об оспаривании предписания №... от 21.05.2018 - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Центральный районный суд г. Волгограда.

Дата принятия решения в окончательной форме 22.10.2018

Судья В.М.Лемякина