ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5156/15 от 13.01.2016 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-548/2016(2а-5156/15)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2016 года г. Туймазы РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.

при секретаре судебного заседания Галеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по РБ, судебному приставу исполнителю Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ ФИО4 об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании <данные изъяты> размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по РБ об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании <данные изъяты> размера пенсии.

В обосновании своих требований указал, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ была заблокирована, на карточку поступала пенсия, других поступлений нет, после письменного обращения в службу судебных приставов вынесено распоряжение о разблокировании карточки и в этом же распоряжении указано взыскивать него <данные изъяты> пенсии. Он является пенсионером по старости и нигде не работает, пенсия является его единственным источником существования. Считает, что судебным приставом исполнителем нарушены права, предусмотренные ст. 446 ГПК РФ, не правомерное взыскание пенсии как средства единственного источника существования. На основании изложенного просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с него <данные изъяты> размера пенсии, так как минимальный прожиточный минимум составляет <данные изъяты>., с учетом иждивенца его минимальный доход должен составлять <данные изъяты>.

В качестве административных соответчиков к участию в деле привлечено Управление ФССП России по РБ, судебный пристав исполнитель Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ ФИО4, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС по РБ.

В судебном заседании административный истец ФИО1, административный иск поддержал в полном объеме, просил отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с него <данные изъяты> размера пенсии, так как минимальный прожиточный минимум составляет <данные изъяты>, с учетом иждивенца его минимальный доход должен составлять <данные изъяты>

Представитель административного ответчика Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Управления ФССП России по РБ ФИО5 просил в удовлетворении административного иска отказать.

В судебное заседание не явились административный соответчик УФССП России по РБ, административный соответчик судебный пристав исполнитель Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ ФИО4, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС по РБ, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Дело рассмотрено судом в отсутствии не явившихся сторон в порядке ст.150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Право заинтересованного лица обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 22 КАС РФ.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в ст. ст. 121, 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципе законности.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу пункту 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах", принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя. В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Судом установлено, что мировым судьей судебного участка по <адрес> и <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности в размере <данные изъяты>., в том числе пени по налогу на добавочную стоимость в размере <данные изъяты> и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Туймазинского МО СП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Туймазинского МО СП ФИО4 вынесено постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника. Из данного постановления усматривается, что удержания производить ежемесячно в размере <данные изъяты> от дохода должника в 3-хдневный срок со дня выплаты дохода. Копию данного постановления направить должнику взыскателю, ГУ-Управление Пенсионного фонда в <адрес> и <адрес> РБ.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что административный истец узнал о постановлении Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ в начале декабря 2015 года, сведений о направлении данного постановления ФИО1 в исполнительном производстве не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не пропущен срок на обжалование данного постановления.

Из представленного ответа Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости. Размер пенсии составляет <данные изъяты>. До ДД.ММ.ГГГГ пенсия ежемесячно перечислялась на счет , открытый в филиале ОАО «Сбербанк России» . По заявлению ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ пенсия будет доставляться через организацию почтовой связи. Уменьшение размера пенсии в ДД.ММ.ГГГГ произведено в связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ исполнительного документа. По постановлению судебного пристава-исполнителя Туймазинского МО УФССП от ДД.ММ.ГГГГ был удержан и перечислен штраф в размере <данные изъяты>. Исполнительный лист вернули службе судебных приставов в связи с исполнением, других удержаний не производили.

Из представленного ответа Дополнительного офиса Башкирского отделения ПАО «Сбербанк России» усматривается, что у ФИО1 на счет поступает пенсия с ДД.ММ.ГГГГ За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились следующие списания, ДД.ММ.ГГГГ списана сумма по постановлению <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ сумма по постановлению <данные изъяты>

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника от ДД.ММ.ГГГГ вынесены в соответствии со ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрено право судебного пристава исполнителя применять меры, направленные на исполнение судебного приказа.

В силу пункта 2 ч. 3 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 98 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве" размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Согласно части 2 этой статьи при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Частью 1 статьи 101 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, за исключением пенсий по старости и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности.

Согласно ст. 26 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из трудовой пенсии может быть удержано не более 50%.

С учетом изложенного, положения Федерального закона "Об исполнительном производстве" позволяют обращать взыскание на пенсию за исключением указанных в части 1 статьи 101 ФЗ "Об исполнительном производстве" видов с производством удержаний в размере до <данные изъяты> пенсии.

Довод административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем не учтены положения 446 ГПК РФ с указанием на то, что взыскание не может быть обращено на денежные средства должника на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина и лиц, находящихся на его иждивении, является не состоятельной и не может повлечь отмену постановления судебного пристава-исполнителя по следующим основаниям.

Содержание приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что в данном случае речь идет о наличных денежных средствах должника и о разовом сохранении за должником права на указанные суммы. Эта норма не распространяет свое действие на ежемесячные удержания из заработка и иных доходов должника, поскольку в главе 11 ФЗ "Об исполнительном производстве" определен специальный порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, перечислены в статье 101 Закона, пенсия в этот перечень не входит.

Низкий размер пенсии, его несоответствие размеру прожиточного минимума, не исключают возможности обращения взыскания на пенсию должников и не являются обстоятельством, освобождающим должников от исполнения судебного решения.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании <данные изъяты> размера пенсии не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по РБ, судебному приставу исполнителю Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ ФИО4 об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного отдела СП УФССП России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании <данные изъяты> размера пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Сосновцева С.Ю.