ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5156/17 от 10.10.2017 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-5156/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2017 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению МВД России по г. Казани об оспаривании ответа и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к отделу по вопросам миграции УМВД России г. Казани по Приволжскому району о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что 11 мая 2017 года административный истец обратился в отдел по вопросам миграции УМВД России г. Казани по Приволжскому району для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Однако данное заявление не было принято к рассмотрению без объяснения причин. 13 мая 2017 года административный истец направил заявление о выдаче разрешения на временное проживание в отдел по вопросам миграции УМВД России г. Казани по Приволжскому району заказным письмом по почте, приложив все необходимые документы. Данное заявление получено административным ответчиком 18 мая 2017 года. На день подачи настоящего административного иска в суд ответ на вышеуказанное заявление не дан. Административный истец считает, что непредставление ответа на заявление о выдаче разрешения на временное проживание нарушило его права, связанные с оказанием государственной услуги.

В ходе рассмотрения дела административный ответчик – отдел по вопросам миграции УМВД России г. Казани по Приволжскому району заменен на надлежащего административного ответчика – Управление МВД России по г. Казани в связи с тем, что отдел по вопросам миграции УМВД России г. Казани по Приволжскому району самостоятельным юридическим лицом не является.

В судебное заседание административный истец не явился, его представитель уточнил требования, просил признать незаконным ответ от 07 июня 2017 года и обязать административного ответчика выдать ФИО1 разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Представитель административного ответчика – Управления МВД России по г. Казани с административным иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица – Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, привлеченного к участию в деле судом, с административным иском не согласился.

Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Предусмотрена выдача разрешения на временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, при наличии указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» оснований.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 года N 214 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, который устанавливает стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Согласно п. 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются:

выдача иностранному гражданину разрешения (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину разрешения);

отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения).

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 Федеральная миграционная служба упразднена, ее полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что 13 мая 2017 года административным истцом в адрес отдела по вопросам миграции по Приволжскому району г. Казани по почте направлено заявление о выдаче разрешения на временное проживание без учета квоты на основании ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с приложением копий документов. Данное письмо получено адресатом 18 мая 2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 10).

На вышеуказанное заявление отделом по вопросам миграции ОП № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани подготовлен ответ от 07 июня 2017 года со ссылкой на статью 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому по представленным ФИО1 копиям документов нет оснований полагать о возможности подачи документов без учета квоты. Сообщено, что административному истцу необходимо лично обратиться в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в пределах установленной квоты.

В соответствии с вышеприведенными положениями закона, по результатам предоставления государственной услуги иностранному гражданину должно быть выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации либо отказано в выдаче такого разрешения путем принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

В данном случае оспариваемый ответ в нарушение положений Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 года N 214, не содержит указания на выдачу ФИО1 разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо на отказ в выдаче разрешения, а носит лишь информационный характер.

Кроме того, оспариваемый ответ подготовлен за подписью начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани ФИО4, но фактически подписан иным лицом.

Об указанном свидетельствуют косая черта перед подписью должностного лица, а также ответ административного ответчика на запрос суда от 09 октября 2017 года, из которого следует, что оспариваемый ответ подписан заместителем начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани ФИО5, в связи с нахождением начальника отдела ФИО4 в отпуске в период с 05 июня по 18 июня 2017 года.

В соответствии с требованиями Административного регламента решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, должно быть подписано руководителем и содержать его специальное звание, фамилию и инициалы.

Право заместителя начальника отдела по вопросам миграции ОП № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани ФИО5 выполнять должностные обязанности начальника отдела на период его отсутствия предусмотрено должностной инструкцией от 01 сентября 2016 года, однако суд считает, что отсутствие расшифровки подписи в ответе от 07 июня 2017 года, в частности фамилии и инициалов, должности подписавшего ответ лица, не соответствует требованиям закона.

Допустимых доказательств направления в адрес административного истца оспариваемого ответа также не представлено.

Факт получения ФИО1 ответа от 07 июня 2017 года представитель административного истца отрицал.

В журнале учета исходящих документов имеется запись о направлении ФИО1 ответа на заявление, тогда как адрес, по которому данный ответ направлен, в журнале не отражен.

Представленный список простых почтовых отправлений ОП № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани от 03 июля 2017 года также факт направления ФИО1 ответа не подтверждает.

Таким образом, оказание ФИО1 государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации не соответствует стандарту и порядку, установленным Административным регламентом, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 года N 214.

Следовательно, ответ Отдела по вопросам миграции ОП № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани от 07 июня 2017 года подлежит признанию незаконным.

Поскольку вопрос о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации подлежит разрешению в порядке, установленном специальным законодательством, суд считает, что требование ФИО1 о возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации удовлетворению не подлежит. В данном случае у суда отсутствует возможность проверить все обстоятельства для выдачи такого разрешения, поэтому прямое указание на обязанность принятия положительного для административного истца решения может привести к нарушению положений специального закона.

Для восстановления и защиты нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на Управление МВД России по г. Казани обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о выдаче разрешения на временное проживание от 13 мая 2017 года.

При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать ответ Отдела по вопросам миграции ОП № 15 «Танкодром» УМВД России по г. Казани от 07 июня 2017 года незаконным.

Обязать Управление МВД России по г. Казани повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на временное проживание от 13 мая 2017 года.

В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению МВД России по г. Казани о возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.