Дело № 2а-5156/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2018 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре Огай А.И.,
при участии представителя административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Прокурора Хабаровского края в защиту интересов Российской Федерации к УМВД России по Хабаровскому краю о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Хабаровскому краю о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указав на то, что начиная с 01.01.2012, вступила в действие новая редакция ст. 51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которая закрепила за Генеральной прокуратурой Российской Федерации ряд важных на сегодняшний день полномочий. Так, в соответствии со ст. 51 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработана Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - ГАС ПС), которая 15.12.2011 одобрена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.
На основании поручения Президента Российской Федерации от 20.04.2017 № Пр-721 Генеральной прокуратурой Российской Федерации продолжаются мероприятия по созданию в Российской Федерации ГАС ПС и доработке программного обеспечения.
В целях совершенствования порядка учета сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы, а также апробации модернизированного специального программного обеспечения ГАС ПС на территории Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 18.01.2016 № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики». Согласно указанному приказу в опытную эксплуатацию введено модернизированное специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики в пилотной зоне; в качестве объектов пилотной зоны ГАС ПС определены прокуратура Хабаровского края, территориальные органы федеральных государственных органов и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, поднадзорные указанной прокуратуре, а также судебные органы в Хабаровском крае; утверждена и введена в действие в пилотной зоне ГАС ПС Временная инструкция о порядке учета сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики.
Временная инструкция распространяется на органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы и органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, предварительное следствие и дознание, судебные органы, входящие в пилотную зону ГАС ПС.
В настоящее время на территории Хабаровского края в опытной эксплуатации принимают участие УФССП России по Хабаровскому краю, УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, следственные органы УФСБ России по Хабаровскому краю, ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебные органы в Хабаровском крае.
На протяжении 2016-2017 годов УМВД России по Хабаровскому краю проводились определенные организационные мероприятия, свидетельствующие о подготовке к участию в реализации опытной эксплуатации ГАС ПС.
Вместе с тем, исчерпывающих мер по участию в реализации опытной эксплуатации ГАС ПС на территории Хабаровского края УМВД России по Хабаровскому краю не принимало.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ№ заместителем прокурора края в адрес врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю ФИО5 внесено представление «Об устранении нарушений федерального законодательства РФ» с требованием в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и изданного во исполнение него приказа ГПРФ от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Хабаровского края поступил ответ врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю ФИО5, которым фактически в удовлетворении законных требований прокурора отказано.
Невыполнение УМВД России по Хабаровскому краю обязанности по участию в реализации опытной эксплуатации ГАС ПС на территории Хабаровского края влечет нарушение ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также нарушает интересы Российской Федерации по реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, созданию на территории страны единой ГАС ПС, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, своевременно предоставляемой официальной статистической информации о состоянии преступности на районном, региональном и федеральном уровнях.
Просил признать бездействие УМВД России по Хабаровскому краю в участии по проведению опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики незаконным; обязать УМВД России по Хабаровскому краю установить специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики автоматизированное рабочее место «Правовая статистика» и автоматизированное рабочее место ведения книги учета сообщений о преступлениях в электронном виде на рабочие компьютеры следователей, дознавателей и в дежурных частях или подразделениях, ведущих регистрацию и учет поступающих сообщений о преступлениях; обязать УМВД России по Хабаровскому краю приступить к формированию документов первичного учета пилотной зоны государственной автоматизированной системы правовой статистики, предусмотренных пунктом 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016 № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики», и направлению их в органы прокуратуры края в электронном виде на внешних носителях информации.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика исковые требования не признал, в обоснование возражений указав на то, что УМВД России по Хабаровскому краю предпринимается возможные меры по реализации опытной эксплуатации ГАС ПС, вместе с тем, с исковыми требованиями не согласны поскольку служба в органах внутренних дел основана на принципах субординации и единоначалия, УМВД России по Хабаровскому краю, не вправе принять решение, не соответствующее решению прямых начальников, Министра внутренних дел Российской Федерации или его заместителей. Введение в действие форм статистической отчетности, внесение изменений в действующие либо признание утратившими силу ранее введенных форм статистической отчетности осуществляется на основании приказа МВД России. Указания Министра внутренних дел РФ, его заместителей на введение нового вида разработки новой статистической отчетности не имеется. Использование не по прямому назначению сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников, назначенных на должности, предусмотренные штатными расписаниями не допускается и является грубым нарушением штатной дисциплины. Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) и МВД России на УМВД России по Хабаровскому краю не возложено участие в пилотном проекте по реализации государственной автоматизированной системы правовой статистики.
Согласно ч. 3 ст. 97 Закона о службе, до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе «О полиции»: ст. 30: «Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены»; ч. 2 ст. 12: «Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.». Согласно п. 12 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, приказ Министра подлежит беспрекословному и точному исполнению. Нарушение приказа Министра, нарушение субординации недопустимо на службе в органах внутренних дел. При этом, как указано выше, согласно приказу МВД № введение новых форм отчетности и изменение старых осуществляется только на основании приказа МВД России. Согласно Протоколу межведомственного совещания руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ констатированы: наличие поручения Администрации Президента России о выработке согласованного межведомственного решения по указанному вопросу; проблемы финансирования и факт неутверждения соответствующей федеральной целевой программы; отсутствие материально-технической поддержки данных работ в МВД России; принципиальная позиция МВД России и ФСБ России о приостановлении пилотного проекта; ошибочность расширения пилотной зоны проекта (с включением Хабаровского края). На сегодняшний день, по имеющейся информации, согласованное МВД России решение по вопросу реализации пилотного проекта не принято, целевое финансирование не доведено, финансирование МВД России в 2017 и 2018 годах сокращено, МВД России изложена позиция о приостановлении проекта.
Ссылаясь на изложенное, просил отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ) правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, нормативными актами Банка России.
Статьей 1 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ установлено, что целью его регулирования является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Начиная с 01.01.2012, вступила в действие новая редакция ст. 51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработана Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), которая 15.12.2011 одобрена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.
На основании поручения Президента Российской Федерации от 20.04.2017 № Пр-721 Генеральной прокуратурой Российской Федерации продолжаются мероприятия по созданию в Российской Федерации ГАС ПС и доработке программного обеспечения.
Во исполнение ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях совершенствования порядка учета сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы, а также апробации модернизированного специального программного обеспечения ГАС ПС на территории Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 18.01.2016 № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики».
Согласно п. 1 приказу ГП РФ от 18.01.2016 № 18 в опытную эксплуатацию введено модернизированное специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики в пилотной зоне.
Пунктом 2 приказа ГП РФ от 18.01.2016 № 18 в качестве объектов пилотной зоны ГАС ПС определены в том числе прокуратура Хабаровского края, территориальные органы федеральных государственных органов и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, поднадзорные указанной прокуратуре, а также судебные органы в Хабаровском крае.
Подпунктом 1 п. 3 приказа ГП РФ от 18.01.2016 № 18 утверждена и введена в действие в пилотной зоне ГАС ПС Временная инструкция о порядке учета сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - Временная инструкция).
Временная инструкция распространяется на органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы и органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, предварительное следствие и дознание, судебные органы, входящие в пилотную зону ГАС ПС (п. 1.2 Временной инструкции).
Временная инструкция определяет порядок представления в органы прокуратуры сведений о зарегистрированных сообщениях о преступлениях в электронном виде и учета их в ГАС ПС; порядок сбора, обработки и учета сведений о преступлениях, лицах, их совершивших, движении уголовных дел и результатах их рассмотрения судом первой инстанции (п. 1.3 Временной инструкции).
В силу п. 8 приказа ГП РФ от 18.01.2016 № 18, на прокурора Хабаровского края возложены обязанности по обеспечению надлежащего исполнения указанного приказа в подчиненной прокуратуре и осуществлению контроля за его реализацией в территориальных органах федеральных государственных органов и федеральных органов исполнительной власти.
Из пояснений истца следует, что настоящее время на территории Хабаровского края в опытной эксплуатации принимают участие УФССП России по Хабаровскому краю, УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, следственные органы УФСБ России по Хабаровскому краю, ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебные органы в Хабаровском крае.
На протяжении 2016-2017 годов УМВД России по Хабаровскому краю проводились определенные организационные мероприятия, свидетельствующие о подготовке к участию в реализации опытной эксплуатации ГАС ПС, что административным ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Так, УМВД России по Хабаровскому краю в прокуратуру Хабаровского края представлялась информация о проведении организационно-штатных мероприятиях, связанных с созданием, ликвидацией или реорганизацией территориальных органов УМВД России по Хабаровскому краю, для своевременного внесения изменений в справочник подразделений правоохранительных органов, формируемый Генеральной прокуратурой Российской Федерации; работники УМВД России по Хабаровскому краю, в обязанности которых входит регистрация и учет сообщений о преступлениях, а также составление статистических карточек, первоначально прошли курсы дистанционного обучения навыкам работы со специальным программным обеспечением на портале технической поддержки и дистанционного обучения ГАС ПС; представитель УМВД России по Хабаровскому краю ежемесячно принимает участие в проводимом прокуратурой Хабаровского края межведомственном совещании.
Вместе с тем, исчерпывающих мер по участию в реализации опытной эксплуатации ГАС ПС на территории Хабаровского края УМВД России по Хабаровскому краю не принимало, что также не оспаривалось в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ№ заместителем прокурора края в адрес врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю ФИО5 внесено представление «Об устранении нарушений федерального законодательства РФ» с требованием в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и изданного во исполнение него приказа ГПРФ от 18.01.2016 № 18.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Хабаровского края поступил ответ врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю ФИО5, которым фактически в удовлетворении законных требований прокурора отказано.
Установлено, что УМВД России по Хабаровскому краю, являющееся территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющее прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, дознание и предварительное следствие, поднадзорное прокуратуре Хабаровского края и определенное приказом ГП РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в качестве объекта пилотной зоны ГАС ПС, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время бездействует, участия в реализации опытной эксплуатации ГАС ПС на территории Хабаровского края не принимает.
Суд, исследовав представленные доказательства в совокупности полагает, заявленные требования административного истца о том, что невыполнение УМВД России по Хабаровскому краю обязанности по участию в реализации опытной эксплуатации ГАС ПС на территории Хабаровского края влечет нарушение ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также нарушает интересы Российской Федерации по реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, созданию на территории страны единой ГАС ПС, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, своевременно предоставляемой официальной статистической информации о состоянии преступности на районном, региональном и федеральном уровнях.
Доводы, приведенные административным ответчиком суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 21 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, утвержденного приказом МВД России от 28.07.2017 № 556, УМВД России по Хабаровскому краю является юридическим лицом; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в суде.
В силу подпунктов 46, 52 пункта 13 Положения, УМВД России по Хабаровскому краю осуществляет, в том числе следующие полномочия: обеспечивает ведение и функционирование информационных систем; обеспечивает предоставление сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, расположенным на территории Хабаровского края, органам исполнительной власти Хабаровского края, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Хабаровского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Согласно подпунктам 8, 12, 13, 14 п. 14 Положения, УМВД России по Хабаровскому краю в целях осуществления своих полномочий имеет право: формировать и вести в соответствии с законодательством Российской Федерации учеты, информационные системы, в том числе банки данных, содержащие оперативно-справочную, разыскную, криминалистическую, статистическую, правовую и иную информацию, а также пользоваться в установленном порядке учетами и информационными системами других федеральных органов исполнительной власти; использовать в своей деятельности информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, электронные формы приема и регистрации документов; использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.
Таким образом, исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 18.01.2016 № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики» является обязательным для УВМД по Хабаровскому краю в том числе, которое имеет для его исполнения необходимые полномочия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать бездействие УМВД России по Хабаровскому краю в участии по проведению опытной эксплуатации государственной автоматизированной правовой статистики незаконным.
Обязать УМВД России по Хабаровскому краю установить специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики автоматизированное рабочее место «Правовая статистика» и автоматизированное рабочее место ведения книги учета сообщений о преступлениях в электронном виде на рабочие компьютеры следователей, дознавателей и в дежурных частях или подразделениях, ведущих регистрацию поступающих сообщений о преступлениях.
Обязать УМВД России по Хабаровскому краю приступить к формированию документов первичного учета пилотной зоны государственной автоматизированной системы правовой статистики, предусмотренных пунктом 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016 № 18 «О проведении опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики», и направлению их в органы прокуратуры края в электронном виде на внешних носителях информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 22 июня 2018 года.
Копия верна.
Судья Н.А. Чижова