Дело № 2а-515/2021
УИД- 75RS0005-01-2021-000593-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2021 года г. Петровск-Забайкальский Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,
при секретаре Юнжаковой И.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО Мебельный комбинат «Рассвет» к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» о признании незаконным и отмене требования № 3 от 17.12.2021 об устранении нарушений лесного законодательства,
установил:
генеральный директор ООО Мебельный комбинат «Рассвет» (далее-ООО МК «Рассвет», Общество) обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО2 проведена проверка исполнения требования об устранении нарушений лесного законодательства № 4 от 18.02.2020, года выданного ООО МК «Рассвет», согласно договора аренды лесного участка № № от 24.12.2008. По результатам проверки 27.11.2020 составлен акт № 3, 17.12.2020 арендатору выдано требование № 3 (далее-Требование), которое получено Обществом нарочным 24.02.2021. В соответствии с указанным требованием арендатору в срок до 01.11.2021 необходимо на участке по договору № № выполнить следующие мероприятия за 2019 год: устройство минерализованных полос в объеме 5 км; уход за минерализованными полосами в объеме 5 км; * - сбор шишки сосны обыкновенной - 86 кг; сбор шишки лиственницы - 80 кг. Данное требование является неправомерным и необоснованным по следующим основаниям.
Выполнение таких противопожарных мероприятий, как устройство минерализованных полос в объеме 5 км и уход за минерализованными полосами в объеме 5 км, действительно предусмотрено Приложением № 4 к договору аренды лесного участка №87, однако согласно ч. 6 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 № 174 утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов. В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 августа 2014 г. N367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» (часть 6) Петровск-Забайкальский район Забайкальского края входит в Байкальский горный лесной район, для которого установлены иные Нормативы противопожарного обустройства лесов (для рассматриваемых мероприятий), в соответствии с которыми расчет по устройству минерализованных полос должен быть следующим: для защитных лесов норматив на 1000 га - 0,091 км 0,091 х 1846 / 1000 = 0,16 км либо 1846 / 1000 х 0,091 - 0,16; для эксплуатационных лесов норматив на 1000 га - 0,039 0,039x6485 / 1000 = 0,25 км. По защитным лесам (0,16) + по эксплуатационным лесам (0,25) = 0,41 км - общее количество выполняемых работ. Расчет по уходу за минерализованными полосами должен быть следующим: для защитных лесов норматив на 1000 га - 0,002 км 0,002 х 1846 / 1000 = 0,004 км; в эксплуатационных лесах данный вид мероприятий не предусмотрен. Общее количество выполняемых работ - 0,004 км.
Вышеуказанные нормы противопожарного законодательства являются императивными и подлежат применению независимо от воли и действий сторон договора.
Следовательно, в настоящее время пункты 4 (устройство мин. полос), 7 (уход за мин. полосами) приложения № 4 к договору в части объемов выполнения мероприятий и их видов не соответствуют законодательству в области противопожарной безопасности и не могут служить основанием для вынесения заинтересованным лицом в отношении заявителя каких-либо мер административного воздействия (принуждения), то есть оспариваемое требование в части обязания арендатора к проведению противопожарных работ в указанном в нем объеме не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права арендатора и налагает на него непредусмотренные законом обязанности.
Кроме того, в соответствии с Требованием заявителю необходимо в срок до 01 ноября 2021 года выполнить на лесном участке по договору в том числе следующие мероприятия: сбор шишки сосны обыкновенной - 86 кг, сбор шишки лиственницы - 80 кг.
В Требовании ответчик ссылается на невыполнение Обществом условий Договора, однако не учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Лесным кодексом и другими федеральными законами не установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, подлежат регулированию в административном порядке в части, касающейся обеспечения исполнения договорных обязательств, установления ответственности за неисполнение договорных обязательств. Обязательства, возникающие в связи с исполнением договоров купли-продажи лесных насаждений, и договоров аренды, безвозмездного пользования, заключенных в отношении земельных (лесных) участков, регулируются гражданским законодательством. В качестве обеспечения исполнения договорных обязательств п. 1 ст. 329 и п. 1 ст. 330 ГК РФ предусмотрена возможность установления неустойки (штрафа, пени). Также ответчик не лишен возможности обращения в суд с иском об обязании контрагента к исполнению своих обязательств в соответствии с условиями договора.
Требование должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. В требовании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Целью выдачи требования является понуждение лица, допустившего совершение правонарушения, совершить определенные действия, направленные на его устранение.
Нормативными актами в области лесного законодательства не установлены какие- либо обязательные требования к выполнению арендаторами лесных участков таких видов работ, как сбор шишки.
Следовательно, вышеуказанные работы не могли быть включены в Требование, так как в данном случае речь идет не об устранении нарушений лесного законодательства, а об исполнении условий договора.
Также административным органом была нарушена процедура проведения проверки: в акте № 3 от 27.11.2020 и Требовании № 3 от 17.12.2020 отсутствует ссылка на приказ либо распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки в связи с истечением срока исполнения арендатором ранее выданного требования. Арендатор также не был ознакомлен с приказом (распоряжением) о проведении внеплановой проверки по вышеизложенным основаниям, из чего можно сделать вывод об отсутствии означенного документа в натуре, что является нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконным и отменить Требование № 3, вынесенное в отношении ООО МК «Рассвет» 17.12.2022 участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнила, что ООО МК «Рассвет» не извещалось о проведении проверки, что также является грубым нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ.
Заинтересованное лицо участковый лесничий Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» ФИО2 полагал оспариваемое требование законным и обоснованным.
Ответчик ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражение на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Заслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставлено, в частности, организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если она полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее-ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
В соответствии с ч. 1 ст. 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Федеральный закон № 294-ФЗ).
Согласно п.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 названного закона (ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (ч. 21 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Согласно ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Порядок организации проверок закреплен в ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Из положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом, а акте проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; 4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; 9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Как указано в ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 указанного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а также нарушение требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки) (п. 1 ч. 2 ст. 20).
Из материалов дела следует, что 27.11.2020 лесничим Катангарского участкового лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края ФИО2 проведена проверка исполнения требования об устранении нарушений лесного законодательства от 18.02.2020 № 4, выданного ООО МК «Рассвет», согласно договору аренды лесного участка № 87 от 24.12.2008.
В ходе проведения проверки установлено, что указанное требование Обществом не исполнено.
По результатам проверки был составлен соответствующий акт, в адрес ООО МК «Рассвет» внесено требование № 3 от 17.12.2020 об устранении нарушений.
При этом, как это следует из акта проверки, и не оспаривалось заинтересованным лицом ФИО2, составившим акт, распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки не выносились.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ, установленных к организации и проведению проверок, следовательно, акт проверки от 27.11.2020 не может являться доказательством нарушения ООО МК «Рассвет» обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Кроме того, в акте проверки не указано, какая проводилась проверка (документарная или выездная (в случае проведения выездной проверки также отсутствуют сведения об извещении ООО МК «Рассвет» о проведении проверки в установленный законом срок), также в акте не указаны: место составления акта проверки; время, продолжительность и место проведения проверки; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки представителя ООО МК «Рассвет».
При отсутствии иных доказательств, помимо акта проверки, который не является надлежащим доказательством допущенных ООО «Рассвет» нарушений, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого требования, то есть к выводу об удовлетворении административных исковых требований последнего.
Принимая во внимание, что административным органом нарушена процедура проверки, что само по себе влечет незаконность ее результатов, иные доводы, приведенные в административном исковом заявлении, судом не оцениваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181, 228 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования ООО Мебельный комбинат «Рассвет» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить требование об устранении нарушений лесного законодательства № 3 от 17.12.2020, вынесенное участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО2
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Балабанова
В окончательной форме решение принято 9 сентября 2021 года.