Дело 2а-5164/2021
УИД 32RS0027-01-2021-005978-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Артюховой Э.В.,
при секретаре Пузановой Е.С.,
с участием представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту внутренней политики Брянской области, руководителю Департамента внутренней политики Брянской области ФИО2 о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Организатор добровольческой деятельности Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административный истец обратился в Департамент внутренней политики Брянской области с предложением о намерении взаимодействовать в части организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей нуждающихся в помощи и защите государства работ по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
Административным ответчиком было принято решение об отказе от взаимодействия, что по мнению административного истца повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи.
Также, административный истец полагает, что Департаментом не исполнено поручение Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета.
На основании изложенного, административный истец просит признать решение Департамента внутренней политики Брянской области и руководителя ФИО2, выразившееся в препятствовании благотворительной деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, незаконным.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель административного ответчика Департамента внутренней политики Брянской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск не признал, полагая требования административного истца необоснованными.
Руководитель Департамента внутренней политики Брянской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободыи законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г.№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ), в силу пункта 3 статьи 5 которого гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В тоже время в соответствии с ч. 2 ст. Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г.№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Правительство Российской Федерации утверждает: общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425 утверждены Общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее Общие требования).
В соответствии с п. 2 Общих требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);
д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 16.08.2021 г. за исх. №ИП-1383 через Интернет – приемную Губернатора Брянской области поступило обращение К. темой которого, являлось намерение взаимодействия в части организации добровольческой и благотворительной деятельности в проведении профориентационных мероприятий Всероссийского дня правовой помощи детям.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения было перенаправлено в Департамент внутренней политики Брянской области, что подтверждается письмом от 18.11.2021 г. за исх. №ОП-92.
Рассмотрев указанное обращение, Департаментом внутренней политики Брянской области был дан ответ от 27.08.2021 г. в котором указано, что Постановлением Правительства Брянской области №297-п от 18.06.2018 г. «О создании государственного автономного учреждения «Брянский объединенный ресурс» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения «Редакции газеты «Деснянская правда» на территории Брянской области создан и осуществляет свою деятельность ГАУ «Брянский объединенный ресурс».
В состав ГАУ «Брянский объединенный ресурс» входит Центр по развитию добровольческого движения и общественных инициатив. Центр оказывает методическую и консультационную поддержку добровольческим и некоммерческим организациям, проводит мероприятия по поддержке мотивации добровольцев.
В данном ответе указана контактная информация ГАУ «Брянский объединенный ресурс».
Согласно Устава ГАУ «Брянский объединенный ресурс» утв. приказом Департамента внутренней политики Брянской области от 20.06.2018 г. №53, учредителем учреждения от имени Брянской области выступает департамент внутренней политики Брянской области.
Предметом деятельности является, в том числе развитие добровольческого движения на территории Брянской области (п. 2.2 Устава).
Основной целью деятельности, в том числе является: реализация мероприятий в сфере молодежной политики и развития добровольчества, выявление, развитие и поддержка талантливой молодежи Брянской области, реализации мер государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений (п. 2.3 Устава).
В состав ГАУ «Брянский объединенный ресурс» входит Центр по развитию добровольческого движения и общественных инициатив.
Согласно п. 3 Положения о центре по развитию добровольческого движения и общественных инициатив ГАУ «Брянский объединенный ресурс», основными задачами центра являются: поддержка инициатив, направленных на организацию добровольческой деятельности; содействие реализации различных форм социального партнерства между ведомствами, учреждениями и организациями, реализующими добровольческие проекты; организация взаимодействия с волонтерскими объединениями и центрами развития добровольчества других регионов РФ.
Из ответа Центра по развитию добровольческого движения общественных инициатив ГАУ «Брянский объединенный ресурс» от 15.10.2021 г. следует, что обращения К. от Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» с предложением о взаимодействии в осуществлении благотворительной и добровольческой деятельности не поступали.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что обращение от 16.08.2021 г. от имени Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» рассмотрено Департаментом внутренней политики Брянской области в установленный срок, в пределах предоставленных полномочий и на него дан соответствующий письменный ответ по существу поставленных вопросов.
Несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности ответа на его обращение и о нарушении его законных прав и интересов.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что административным истцом к административному иску приложено обращение от 15.08.2021 г. №03280 адресованное начальнику Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области, которое предметом спора по заявленным требованиям не является.
Доказательств, подтверждающих доводы административного истца о том, что оспариваемым решением Департамента внутренней политики Брянской области нарушаются права административного истца и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту внутренней политики Брянской области, руководителю Департамента внутренней политики Брянской области ФИО2 о признании незаконным бездействия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Артюхова Э.В.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2021 года.