ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5164/2022 от 06.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2022-005896-38

Дело № 2а-5164/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Хаирова М.Р.,

при секретаре Биккуловой А.В.,

с участием представителя административного истца - Яфарова А.А.,

административного ответчика – судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Гостюшкиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Специализированный застройщик «Управление капитального строительства» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К., судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаГостюшкиной Н.М., Управлению Федеральной судебных приставов по Оренбургской области о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным,

УСТАНОВИЛ:

АО «СЗ «УКС» обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование иска указало, что в отношении общества судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К. 25 апреля 2022 года возбуждено исполнительное производство N-ИП на основании исполнительного документа – исполнительного листа от 13.04.2022 года, выданного Ленинским районным судом г. Оренбурга о взыскании с АО «СЗ «УКС» денежной суммы в размере 566095 рублей 16 копеек в пользу взыскателя ФИО

26.04.2022 АО «СЗ «УКС» в отдел судебных приставов Ленинского района г.Оренбурга подавалось заявление о приостановлении исполнительного производства в связи с введением моратория.

10 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К. вынесено постановление о взыскании с АО «СЗ «УКС» исполнительского сбора в размере 39626 рублей 66 копеек.

Административный истец полагает, что в нарушение введенного в марте 2022 года моратория на банкротство, АО «СЗ «УКС», находящееся в тяжелом материальном положении, освобождено от применения к нему финансовых санкций за несвоевременное исполнение судебного акта. Кроме того, исполнительное производство по взысканию долга было окончено в связи с отзывом исполнительного листа взыскателем, а также заключением между сторонами мирового соглашения.

Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К. от 10 июня 2022 года о взыскании исполнительского сбора.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал по основаниям искового заявления.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаГостюшкина М.Н., в чьем производстве находится на исполнении постановление о взыскании исполнительского сбора, возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на наличие у должника возможности своевременно исполнить судебное решение, реализовав принадлежащую ему недвижимость, либо истребовав дебиторскую задолженность.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К., представитель УФССП России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещались по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности иоспорены в суде.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Согласно статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Положения пункта 1 настоящего постановления не применяются в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К. возбуждено исполнительное производство N-ИП на основании исполнительного документа – исполнительного листа от 13.04.2022 года, выданного Ленинским районным судом г. Оренбурга о взыскании с АО «СЗ «УКС» денежной суммы в размере 566095 рублей 16 копеек в пользу взыскателя ФИО

26.04.2022 АО «СЗ «УКС» в отдел судебных приставов Ленинского района г.Оренбурга подавалось заявление о приостановлении исполнительного производства в связи с введением моратория.

08.06.2022 от взыскателя Фирсова В.С. поступило заявление о возвращении исполнительного листа.

10 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К. вынесено постановление о взыскании с АО «СЗ «УКС» исполнительского сбора в размере 39626 рублей 66 копеек.

14.06.2022 исполнительное производство N-ИП от 25.04.2022 года окончено, в связи с поступившим заявлением взыскателя об окончании исполнительного производства.

15.06.2022 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаГостюшкиной Н.М. возбуждено исполнительное производство в отношении АО «СЗ «УКС» о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование тяжелого финансового положения (предбанкротного состояния) административным истцом представлен бухгалтерский баланс АО «СЗ «УКС» на 31.12.2021, свидетельствующий о том, что в 2021 году обществом не велась деятельность, а также имеется значительная кредиторская задолженность.

Суд соглашается с доводами представителя административного истца о том, что формально АО «СЗ «УКС» могло попасть в процедуру банкротства, без учета введенного Правительством моратория. При этом суд находит безосновательными доводы административного ответчика о наличии у АО «СЗ «УКС» реальной возможности произвести расчет со взыскателем посредством продажи недвижимого имущества или получения дебиторской задолженности, так как продажа недвижимости, как и получение дебиторской задолженности помимо длительности процесса реализации находится не в полном контроле собственника (кредитора), то есть зависит от покупателя и должника.

Так как требования о взыскании с АО «СЗ «УКС» в пользу ФИО возникли до введения моратория на банкротство, при условии доказанности тяжелого материального положения должника, суд считает, что взыскание исполнительского сбора, по сути применения финансовой санкции, недопустимо в период действия вышеуказанного моратория.

Кроме того, суд учитывает, что до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, между взыскателем и должником было достигнуто мировое соглашение о рассрочке исполнения судебного акта, что послужило основанием для отзыва исполнительного листа и окончания исполнительного производства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, а постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К. от 10 июня 2022 года о взыскании исполнительского сбора признанию незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление акционерного общества «Специализированный застройщик «Управление капитального строительства» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г.ОренбургаХадыровой Л.К. от 10 июня 2022 года о взыскании с акционерного общества «Специализированный застройщик «Управление капитального строительства» исполнительского сбора.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись М.Р. Хаиров

Решение в окончательной форме принято: 15 июля 2022 года

Судья: подпись М.Р. Хаиров

Оригинал подшит в дело №2а-5164/2022

находящегося в производстве

Ленинского районного суда г.Оренбурга

Копия верна

Судья:

Секретарь: