ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5165/23 от 13.12.2023 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2А-5165/23

16RS0049-01-2023-007695-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2023 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Хусаинова,

при секретаре судебного заседания Н.А. Габбасовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Н.В. к Татарстанской таможне, Центральной акцизной таможне о признании недействительным решения об отказе в возврате суммы утилизационного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Н.В. обратился в суд с иском к Татарстанской таможне о признании недействительным решения об отказе в возврате суммы утилизационного сбора, указав, что в --.--.---- г. года, Н.В. планировал приобрести в собственность автомобиль ---, VIN №--.

Данный автомобиль был ввезен на территорию Российской Федерации из ... .... Транспортному средству --.--.---- г. был выдан электронный паспорт транспортного средства №--.

--.--.---- г. был оплачен утилизационный сбор в сумме 300 000руб.. Данный сбор был уплачен третьим лицом - ФИО5, что подтверждается прилагаемым чеком по операции.

Однако автомобиль на учет поставить не удалось, что подтверждается выпиской из паспорта транспортного средства, который имеет статус незавершенного. В связи с чем автомобиль был возвращен на территорию Республики Казахстан.

Согласно справке ГИБДД от --.--.---- г., транспортное средство на учет в Российской Федерации не было поставлено. Также это подтверждается и проверкой автомобиля на Официальном сайте ГИБДД (информация прилагается).

Поскольку транспортное средство на территории Российской Федерации не было зарегистрировано, оформление электронного паспорта транспортного средства до конца не завершено, следовательно, утилизационный сбор в сумме 300 000 руб. был уплачен излишне.

--.--.---- г.Н.В. направил заявление в Татарстанскую таможню для возврата утилизационного сбора, приложив к нему заявление по форме (приложение №4), указанной Правилах взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне исканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 3 г. №1291 (далее Правила).

Письмом от --.--.---- г. года №№-- Татарстанская таможня проинформировала истца о том, что его заявление было перенаправлено в Центральную акцизную таможню для рассмотрения.

Полагает, что данным ответом и отсутствием ответа организации, куда было направлено по информации ответчика заявление истца, нарушены права и законные интересы Н.В., а также и нормы действующего законодательства.

Учитывая, что Транспортное средство не было зарегистрировано в Российской Федерации, что подтверждается информацией из ГИБДД, следовательно, Н.В. не является его владельцем и соответственно утилизационный сбор был уплачен излишне. В данном случае, перечисленная сумма утилизационного сбора не может считаться ошибочно перечисленной, поскольку транспортное средство пересекало границу и был выдан незавершенный электронный ПТС.

На то, что утилизационный сбор не может быть возвращен, не было указано в ответе Татарстанской таможни.

Транспортное средство произведено не на территории Евразийского экономического союза, ввезено на территорию РФ для личного пользования и вывезено за пределы РФ, ПТС не завершен не был (следовательно, его нельзя считать выданным), однако утилизационный сбор был уплачен.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным отказ ответчика в возврате Н.В. суммы уплаченного утилизационного сбора за ввоз транспортного средства Мицубиси L200, идентификационный номер №--.

Обязать ответчика, возвратить Н.В. из бюджета сумму излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 300 000 рублей по следующим реквизитам:

Номер счёта: №--

Банк получателя: ---

БИК: №--

Корр.счёт: №--

ИНН: №--.

Протокольным определением суда от --.--.---- г. соответчиком привлечена – Центральная акцизная таможня, заинтересованным лицом – ФИО5

Определением суда от --.--.---- г. в удовлетворении ходатайства Татарстанской таможни о передачи административного дела по административному исковому заявлению Н.В. к Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления, Центральной Акцизной Таможне о признании недействительным решения об отказе в возврате суммы утилизированного сбора по подсудности в Таганский районный суд г. Москвы отказано.

Протокольным определением суда от --.--.---- г. заинтересованным лицом привлечено УМВД России по г. Казани.

В ходе рассмотрения дела, представитель административного истца уточнил исковые требования, просит признать незаконным отказ Центральной акцизной таможни от возврата утилизационного сбора в размере 300 000 рублей Н.В..

Обязать Центральную акцизную таможню возвратить Н.В. из бюджета сумму излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 300 000 рублей.

Представитель административного истца уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители Татарстанской таможни с иском не согласились, представили письменный отзыв, указав, что не являются надлежащими ответчиками.

Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст. 1 Кодекса Административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, вторые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно 79 Налогового кодекса РФ, плательщик сборов вправе возвратить излишне уплаченные суммы сборов.

Согласно ст. 66. ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.

Согласно ч. 1 ст. 67 ТК ЕАЭС, излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 №6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Разделом V Правил установлен порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.

Согласно п. 25 Правил, излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4.

Пунктом 27 Правил, установлен перечень документов, которые подаются вместе с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, в том числе:

а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;

б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;

в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается уполномоченным представителем плательщика.

В пункте 31 Правил установлено, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, наряду с документами, указанными в пункте 27 настоящих Правил, представляют также:

а) копии листов документа, удостоверяющего личность, содержащих сведения о личности : физического лица (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), и оригинал документа;

б) документ, подтверждающий право наследования, в случае если заявление подается наследником лица, уплатившего утилизационный сбор, либо заверенную копию указанного документа.

В соответствии с п. 33 Правил, в случае принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю направляется решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, приведенное в приложении N6, в течение 5 рабочих дней со дня принятия налоговым или таможенным органом такого решения.

Согласно п. 34 Правил, возврат излишне уплаченных утилизационных сборов "изводится Федеральным казначейством на основании поручения, представленного таможенным или налоговым органом, в который плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем было подано заявление, указанное пункте 25 настоящих Правил, на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении.

Согласно п. 15(2) Постановления Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 17.10.2023) "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора") плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора.

Судом установлено, что в --.--.---- г. года, Н.В. планировал приобрести в собственность автомобиль --- VIN №--.

Данный автомобиль был ввезен на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан. Транспортному средству --.--.---- г. был выдан электронный паспорт транспортного средства №--.

Из представленного чека по операции от --.--.---- г. следует, что плательщиком утилизационного сбора является ФИО5 Вместе с тем, ИНН плательщика №-- указан Н.В. (л.д. 22). Следовательно, оплата была произведена налогоплательщиком Н.В., что подтвердили в судебном заседании представители Татарстанской Таможни.

Как следует из выписки из паспорта транспортного средства, автомобиль на учет поставить не удалось, ПТС имеет статус незавершенного (л.д. 18, 19). В связи с чем автомобиль был возвращен на территорию Республики Казахстан.

Согласно справке ГИБДД от --.--.---- г., транспортное средство на учет в Российской Федерации не было поставлено.

--.--.---- г.Н.В. направил заявление в Татарстанскую таможню для возврата утилизационного сбора, приложив к нему заявление по форме (приложение №4), указанной Правилах взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне исканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 3 г. №1291 (далее Правила).

Письмом от --.--.---- г.№-- Татарстанская таможня проинформировала истца о том, что его заявление было перенаправлено в Центральную акцизную таможню для рассмотрения.

Письмом от --.--.---- г. Центральная акцизная таможня, со ссылкой на п. 15(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г.№-- «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», отказала в возврате уплаченного утилизационного сбора, поскольку Н.В. не относится к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, с чем суд не соглашается, при этом исходит из следующего.

В абз. 23 п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР №-- «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от --.--.---- г. N 877, осуществляющим техническое регулирование в отношении колесных средств в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств, определено, что «выпуск в обращение» - разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза;

«Документ, идентифицирующий транспортное средство (шасси)» - документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям названного технического регламента (абзац 31).

Как установлено материалами дела, административный истец не является индивидуальным предпринимателем, однако транспортное средство не было выпущено в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, поскольку было произведено исключительно для внутреннего рынка Республики Казахстан.

Поскольку выпуск транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза не имел место, следовательно, указанные Центральной акцизной таможней нормы не применимы и необходимо применение иных норм законодательства, а именно абзаца второго пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, при этом закон не разделяет физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не исключает из данного перечня именно физических лиц.

Кроме того, применимы положения пп. 25, 27, 31, 33, 34 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного истца о том, что подача заявлении о возврате утилизационного сбора возможна не только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, но и физическими лицами. Более того, пункты 33, 34 Правил не делают различий между ними, также называя их словом «плательщик».

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от --.--.---- г.№-- указывает, что документом, идентифицирующим транспортное средство, и, соответственно, являющимся основанием для исчисления утилизационного сбора, является паспорт транспортного средства, в том числе, оформленный в электронном виде.

В данном же случае ПТС является незавершенным, следовательно, его нельзя считать надлежаще оформленным и выданным.

В ходе рассмотрения дела, представители Татарстанской Таможни подтвердили, что автомобиль ---, VIN №-- пересекал территорию РФ и в настоящее время находится на территории ... ....

Из представленного письменного отзыва Татарстанской Таможни следует, что учет денежных средств в качестве утилизационного сбора в отношении автомобиля, а также оформление таможенного приходного ордера от --.--.---- г.№-- осуществлены Северо-Западным акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни, так как документы Н.В. для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора в соответствии с пунктом 11 Правил поданы на Северо- западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни.

В связи с чем, письмом Татарстанской таможни от --.--.---- г.№-- «О направлении обращений физических лиц» заявление Н.В.--.--.---- г. было направлено в Центральную акцизную таможню.

Таким образом, надлежащим ответчиком по возврату излишне уплаченного утилизационного сбора в пользу Н.В. является Центральная акцизная таможня.

Учитывая, вышеизложенные обстоятельства, поскольку утилизационный сбор в размере 300 000 рублей был уплачен, а транспортное средство не было выпущено на территорию Российской Федерации, и ПТС имеет статус незавершенного, суд полагает обоснованными требования административного истца о признании незаконным отказ Центральной акцизной таможни от возврата утилизационного сбора в размере 300 000 рублей Н.В. и обязании Центральную акцизную таможню возвратить административному истцу из бюджета сумму излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 300 000 рублей.

Поскольку нарушения норм законодательства со стороны Татарстанской таможни в рассматриваемом случае не имело место быть, оснований для удовлетворения исковых требований Н.В. к Татарстанской таможне о признании недействительным решения об отказе в возврате суммы утилизационного сбора, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Н.В. к Татарстанской таможне, Центральной акцизной таможне о признании недействительным решения об отказе в возврате суммы утилизационного сбора удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Центральной акцизной таможни от возврата утилизационного сбора в размере 300 000 рублей Н.В..

Обязать Центральную акцизную таможню возвратить Н.В. из бюджета сумму излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 300 000 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований Н.В. к Татарстанской таможне о признании недействительным решения об отказе в возврате суммы утилизационного сбора, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Р.Г. Хусаинов

Мотивированное решение составлено: 25.12.2023г.