№ 2а-5168/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2016 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Маликовой М.А.,
при секретаре: Канашиной О.Н.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Белгородской таможне об оспаривании решения по жалобе,
установил:
ФИО1 являясь гражданином <данные изъяты>, имеет разрешение на временное проживание на территории РФ сроком с 06.05.2015г. до 06.05.2018 г. Зарегистрирован по месту жительства до 06.05.2018г. по адресу: <адрес>. 18.05.2016г. на таможенную территорию ЕАЭС ввез легковое транспортное средство <ФИО3>по пассажирской таможенной декларации со сроком до 18.05.2017г.По состоянию на 03.06.2016г. автомобиль с таможенной территории ЕАЭС вывезен не был. 03.06.2016г.ФИО1, при следовании с территории Украины на территорию России, въехал на международный автомобильный пункт пропуска «Нехотеевка – Гоптовка» в зоне деятельности Российской Федерации предъявив сотрудникам таможни пассажирскую таможенную декларацию на временный ввоз им из Украины на таможенную территорию ЕАЭС второгоавтомобилямарки <ФИО4>. Сотрудниками таможни ему было вручено уведомление № 3 о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на ввозимое транспортное средство в сумме 822784,52 руб.В связи с невнесением ФИО1 обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на ввозимое транспортное средствотаможенным постом МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни 03.06.2016г.было принято решение об отказе в выпуске автомобиля марки <ФИО4>, государственныйрегистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер кузова №, как второго транспортного средства, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2015г. № 239.
ФИО1 не согласившись с вышеуказанным решением таможенного постом МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни обжаловал его в Белгородскую таможню. Белгородская таможня, рассмотрев жалобу ФИО1 по доводам указанным в ней, решением от 23.06.2016г. за № 03-22/2 оставила ее без удовлетворения.
ФИО1, полагая, что его права нарушены Белгородской таможнейотказом в удовлетворении его жалобы, обратился в суд с административным иском, окончательно просил признать незаконным и отменить решение Белгородской таможни № 03-22/2 от 23.07.2016г. Обязать Белгородскую таможню принять новое решение, которым восстановить его нарушенное право в соответствий с действующим законодательством.
В судебном заседании административный истец требования поддержал по доводам изложенным в административном иске. Обращал внимание суда на то, что он имеет постоянное место жительства в РФ, что усматривается из наличия у него разрешения на временное проживание в РФ и регистрации по месту жительства в РФ. Утверждал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 239, как лицу, имеющему постоянное место жительство на территории РФ, разрешен ввоз второго и последующего автомобиля для личного пользования без обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при временном ввозе.
Представитель административного ответчика требования не признал, суду пояснила, что права административного истца не нарушены, поскольку отказ является мотивированным, законным и обоснованным. Предоставил письменный отзыв на административное исковое заявление.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав стороны, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд на основании вышеизложенногоприходит к выводу, что такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.
В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения государственного органа суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правоотношения по обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц урегулированы главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В силу статьи 46 указанного Федерального закона жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица рассматривается вышестоящим таможенным органом. От имени вышестоящего таможенного органа решение по жалобе принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо таможенного органа, им уполномоченное.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу (статья 47).
Согласно статье 48 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В таком решении должны быть указаны: 1) наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу; 2) номер решения; 3) дата и место составления решения; 4) должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе, реквизиты документа, подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы (за исключением начальника таможенного органа); 5) фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;6) существо обжалуемых решения, действия (бездействие), включая сведения о таможенном органе (должностном лице), решение, действие (бездействие) которого обжалуется; 7) краткое изложение жалобы по существу; 8) доводы и основания для принятия решения по жалобе; 9) принятое по жалобе решение; 10) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Решение по жалобе должно быть подписано должностным лицом таможенного органа, принявшим указанное решение.
По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:
1) признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с указанной жалобой, в пределах сроков, установленных статьей 47 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, 07.06.2016г. в Белгородскую таможню поступила жалоба ФИО1 о признании решения таможенного поста МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни от 03.06.2016г. об отказе во временном ввозе (допуске) второго транспортного средства незаконным, отмене, как незаконного, решения таможенного поста МАПП «Нехотеевка» от 03.06.2016г., обязании таможенного поста МАПП «Нехотеевка» принять новое решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации либо самостоятельного принятии такого решения.
Начальником Белгородской таможни на основании статьи 46 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" была рассмотрена жалоба ФИО1, на решение таможенного поста от 03.06.2016г. МАПП «Нехотеевка»Белгородской таможни, ирешением от 23.06.2016г. N 03-22/2, которое является предметом оспаривания, решение таможенного поста признано правомерным, в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано.
Оспариваемое решение начальника Белгородской таможни полностью соответствует вышеуказанным требованиям статей 46, 47, 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в отношении порядка и срока рассмотрения жалобы, принятия решения и его содержания.
Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1, являясь гражданином <данные изъяты>,имея разрешение на временное проживание на территории РФ сроком с 06.05.2015г. до 06.05.2018 года, зарегистрирован по месту жительства до 06.05.2018г. по адресу: <адрес>.
18.05.2016г. на таможенную территорию ЕАЭС ввез легковое транспортное средство «HyundaiSonata»по пассажирской таможенной декларации со сроком до 18.05.2017г.
03.06.2016г. при следовании с территории Украины на территорию России, въехал на международный автомобильный пункт пропуска «Нехотеевка – Гоптовка» в зоне деятельности таможенного поста МАПП «Нехотеевк» Белгородской таможни на транспортном средстве – автомобиле марки <ФИО4>, государственный регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер кузова №, находящегося на постоянном регистрационном учете на территории Украины и предъявил должностным лицам таможенного поста, осуществлявшимоформление временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств, находящихся на постоянном регистрационном учете в иностранных государствах, документы: пассажирскую таможенную декларацию на временный ввоз им из Украины на таможенную территорию ЕАЭС автомобиля марки <ФИО4>, государственный регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер кузова №, находящегося на постоянном регистрационном учете на территории Украины, паспорт гражданина Украины номер № с данными о регистрации ФИО1 по месту жительства до 06.05.2018г. по адресу: <адрес>, и с отметкой «Разрешено временное проживание» со сроком действия до 06.05.2018г., свидетельство № о регистрации транспортного средства автомобиля марки <ФИО4>, государственный регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер кузова № на территории Украины с данными о собственнике ФИО1 (адрес: <адрес>).
В рамках таможенного контроля с использованием программных средств информационных систем таможенных органов Российской Федерации работниками поста МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни было установлено, что 18.05.2016г.ФИО1 на таможенную территорию ЕАЭС через таможенный пост МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни временно ввезено легковое транспортное средство <ФИО3>со сроком до 18.05.2017г. По состоянию на 03.06.2016г. сведения о завершении временного ввоза транспортного средства <ФИО3>в программных средствах информационных систем таможенных органов Российской Федерации отсутствовали. Данная информация также была подтверждена ФИО1 в данных им объявлениях должностным лицам таможенного поста.
03.06.2016г.ФИО1 должностными лицами таможенного поста МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни вручено уведомление № 3 о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на ввозимое транспортное средство в сумме 822784,52 руб.
В связи с невнесением ФИО1 обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на ввозимое транспортное средство таможенным постом МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни 03.06.2016г.было принято решение об отказе в выпуске автомобиля марки <ФИО4>, государственный регистрационный номер №, 1997 ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер кузова №, как второго транспортного средства, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2015г. № 239 «Об обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при временном ввозе физическим лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза, второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах».
03.06.2016г. автомобиль марки <ФИО4>, государственный регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер кузова № под таможенным контролем вывезен ФИО1 за пределы таможенной территории ЕАЭС.
18.06.2010г. между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан принято Соглашение "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее по тексту Соглашение).
Соглашениемопределяетсяпорядокперемещенияфизическимилицамичерезтаможеннуюграницутаможенногосоюзатоваровдляличногопользования,втомчислетранспортныхсредств,исовершениятаможенныхопераций,связанныхсихвыпуском.
В соответствии с п.3 ст.3 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Декларирование товаров для личного пользования производится декларантом (лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары – п.п.6 п.1 ст.4 Таможенного кодекса Таможенного союза) или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (ст.8 Соглашения).
Таможенномудекларированиювписьменнойформеподлежаттранспортныесредствадляличногопользования,перемещаемыелюбымспособом.
Всоответствиисост.8Соглашениядекларированиетоваровдляличногопользованияосуществляетсяфизическимилицамиприихследованиичерезтаможеннуюграницуодновременноспредставлениемтоваровтаможенномуоргану. Декларированиетоваровдляличногопользованияпроизводитсявписьменнойформесприменениемпассажирскойтаможеннойдекларации. Смоментарегистрациидекларациястановитсядокументом, свидетель-ствующимофактах,имеющихюридическоезначение.
Согласно пункт 22 Приложения 3 к Соглашению,транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год освобождаются от внесения денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
Лицом государства - члена таможенного союза является физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза (ст.4 Таможенного кодекса Таможенного союза). Данное лицо при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, вносит денежные средства на депозит таможенного органа Российской Федерации в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (п.23 Приложения 3 к Соглашению).
В соответствии со ст.11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, указанные в пункте 22 раздела V приложения 3 к Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при соблюдении требований таможенного законодательства ЕАЭС.
До истечения срока временного ввоза транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Срок временного ввоза, указанный в п.22 Приложения 3 к Соглашению, является пресекательным и продлению не подлежит.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 137 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17.03.2015 № 239 «Об обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при временном ввозе физическим лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза, второго ипоследующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах» установило, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае временного ввоза в Российскую Федерацию физическим лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза, второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах, при нахождении под таможенным контролем ранее ввезенных этим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования.
Таким образом, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17.03.2015 № 239 «Об обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при временном ввозе физическим лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза, второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах» устанавливает условия обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах и ввозимых иностранными лицами на таможенную территорию ЕАЭС, а п.23 Приложения 3 к Соглашению - в отношении всех транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС лицами государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 2Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"документом, подтверждающим временное проживание иностранного лица в Российской Федерации, является разрешение на временное проживание, оформляемое применительно к иностранному гражданину в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство.
При отсутствии документов о постоянной регистрации в Российской Федерации и при наличии документов, подтверждающих факт постоянного проживания физического лица в иностранном государстве, такое лицорассматривается таможенным органом Российской Федерации законно как иностранное.
Таким образом, таможенным органом правомерно Вегиеврассматривался как иностранное лицо, его утверждение о постоянном проживании на территории Российской Федерации является не состоятельным.
Доводы ФИО1 о том, что он занимается предпринимательской деятельностью на территории РФ и в последующем желает получить гражданство, не могут являться основанием для иных вводов.
Само по себе наличие права на занятие предпринимательской деятельностью обусловлено наличием у физического лица места жительства в Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).
Как указано, в пункте 1 статьи 1 Закона N 129-ФЗ для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства, такое лицо должно представить в регистрирующий орган копию документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
Понятие места жительства иностранного гражданина в Российской Федерации определено Федеральным законом N 109-ФЗ от 18.07.2006 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 129-ФЗ). Это жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован после получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство (статьи 2, 16).
Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации Закон N 109-ФЗ определяет как жилое помещение, не являющееся местом жительства, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства находится.
Таким образом, законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан, различает правовые категории "место жительства" и "место пребывания",ссылка ФИО1 на понятие «места жительства» имеющиеся в ГК РФ и НК РФ, является неправомерной.
Исходя из представленных в ходе таможенного контроля ФИО1 документов, паспорта гражданина <данные изъяты> номер №, с данными о регистрации ФИО1 25.06.2015 по адресу: <адрес>, и отметкой «Разрешено временное проживание» с оттиском печати «Федеральная миграционная служба, 107», с данными о принятии решения «06.05.2015г» и сроком действия до «06.05.2018г.», следует, что ФИО1 находится временно на территории Российской Федерации.
Иных документов, подтверждающих утверждение ФИО1 о его постоянном проживании на территории Российской Федерации, им в таможенный орган Российской Федерации представлено не было.
На основании изложенного действия сотрудников таможенного поста повручению уведомления № 3 о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на ввозимое транспортное средство в сумме 822784,52 руб., а в последующем принятие решения об отказе в выпуске автомобиля марки «MercedezBenz 208», государственный регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, номер кузова №, как второго транспортного средства, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2015г. № 239начальником таможенного органа были обоснованно признаны правомерными.
Утверждение ФИО1 о том, что факт временной регистрации по месту жительства может свидетельствовать о намерении постоянно проживать на территории РФ является ошибочным.
Поскольку, в представленных ФИО1 документах таможенному органу, отметки о постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации также не имеется.
Суд не принимаетво внимание и то обстоятельство, что ФИО1 26.10.2016г.осуществил оформление временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС спорного транспортного средства, поскольку из представленной справки за подписью первого заместителя начальника Белгородской таможни по таможенному контролю ФИО8 по состоянию на 27.10.2016г. данной транспортное средство было вывезено.Заключением по результатам ведомственного контроля действий должностных лиц таможенного поста МАПП Нехотеевка по проведению таможенного контроля в отношении временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства установлено, что решение от 26.10.2016г. таможенного поста МАПП Нехотеевка о выпуске <ФИО4>, государственный регистрационный номер № принято в нарушении требований Постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 239, но поскольку онобыло вывезено решений по результатам ведомственного контроля не выносилось.
Учитывая изложенное, судполагает, что оспариваемое решение Белгородской таможни является законным и обоснованным, принято уполномоченным должностным лицом государственного органа с соблюдением установленных срока, порядка, соответствует требованиям нормативных правовых актов и не нарушает права административного истца.
Таким образом, у суда неимеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным оспариваемого решения Белгородской таможни и как следствие, взыскания заявленных судебных расходов.
руководствуясь ст. ст. 175- 180, 227 КАС РФ, суд
решил :
административный иск ФИО1 к Белгородской таможне об оспаривании решения по жалобе, признать необоснованным и в удовлетворении административного иска ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.
Судья –
Мотивированный текст составлен 07.11.2016 года.