ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-516/17 от 15.03.2017 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-516/2017РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 15 марта 2017 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Труновой А.В.,

при секретаре Шуплецовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации Первомайского района, главе администрации Первомайского района ФИО2, Министерству сельского хозяйства Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Первомайского района, главе администрации Первомайского района ФИО2 о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Первомайского района, оформленного письмами от ДАТАНОМЕР, от ДАТАНОМЕР; о возложении на главу администрации Первомайского района ФИО2 обязанность устранить нарушения прав истца путем включения ФИО1 и членов ее семьи в списки претендентов на получение социальных выплат в ДАТА на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Первомайскому району по состоянию на ДАТА из «иная сфера деятельности» в сферу «АПК» категории «Граждане», «строительство».

В связи с тем, что окончательный список участников указанной программы формирует и утверждает Министерство сельского хозяйства Алтайского края, оно привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика.

В обоснование административных исковых требований указано, что ДАТАФИО1 и члены ее семьи (муж и сын) были поставлены в общую очередь на улучшение жилищных условий и в очередь по программам «Социальное развитие села», «Молодая семья». В 2013 году закончила свое действие Программа социального развития села. С 01.01.2014 стала действовать программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». О переводе истицы и ее семьи в списки участников этой программы свидетельствует справка от ДАТА. Семья истицы числилась в списках граждан, работающих по трудовым договорам в социальной сфере в сельской местности, и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома (т.к. истица работала с ДАТА в детском саду АДРЕС). ДАТА истица уволилась из детского сада и была принята продавцом в магазин индивидуального предпринимателя ФИО4ДАТА муж истицы – ФИО3 представил в администрацию района документы, подтверждающие смену работы ФИО1, полагая, что на ДАТА семью И-вых включат в списки, но по другой сфере. В день подачи документов проверили комплектность документов, но расписку об их приеме не выдали. По состоянию на ДАТА истец и ее семья не были включены в соответствующий список на ДАТА. После обжалования действий администрации района в прокуратуру Алтайского края истицей был получен ответ о том, что ФИО1 включена в список лиц на ДАТА. ДАТАФИО1 уволилась с места работы и ею ДАТА подано заявление в межрайонную налоговую инспекцию № 4 по Алтайскому краю о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – крестьянского (фермерского) хозяйства с видом деятельности «Пчеловодство». ДАТАФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем представила соответствующие документы в администрацию Первомайского района с заявлением о переводе ее в сферу «АПК». Письмами администрации района от ДАТА и от ДАТА истице было отказано в переводе в данную сферу категории «Граждане». Основание отказа, указанное администрацией района, о том, что не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности именно на территории Первомайского района, истица считает незаконным.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования.

Представитель администрации Первомайского района ФИО5 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что истцом в администрацию района не было своевременно предоставлено документов, подтверждающих факт осуществления предпринимательской деятельности именно на территории Первомайского района, в агропромышленной сфере, а также того, что деятельность по пчеловодству осуществляется в установленном законом порядке – в соответствии с положениями Закона Алтайского края от 06.12.2010 № 110-ЗС «О пчеловодстве».

Представитель Министерства сельского хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что истцом не оспариваются какие-либо действия Министерства.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании просил удовлетворить требования ФИО1

В отсутствие возражений участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело при установленной явке лиц.

Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Истицей оспариваются письма администрации Первомайского района от ДАТА и от ДАТА. В суд истица обратилась ДАТА.

В связи с тем, что содержание указанных оспариваемых писем является взаимосвязанным, и срок обращения в суд в отношении письма от ДАТА истицей не пропущен, а в отношении письма от ДАТА, с учетом его получения адресатом ДАТА, срок пропущен незначительно, суд считает возможным восстановить срок обжалования оспариваемых истцом действий администрации района по письму от ДАТА, и рассмотреть заявление по существу.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил представителя и распределения субсидий из федерального бюджета…(Приложение № 3 к данной федеральной целевой программе) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Согласно пункту 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат…(Приложение № 4 к данной федеральной целевой программе) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 19 Типового положения установлено, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

г) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

д) копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копий документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

е) иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению). Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В силу пунктов 21, 22 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

В соответствии с условиями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, а также в соответствии с государственной программой Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 02.08.2011 N 420, Постановлением Администрации Алтайского края от 28.05.2015 N 200 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.

В силу пункта 3.3 данного Порядка администрации муниципальных районов (городских округов): принимают от граждан, молодых семей и молодых специалистов заявление об участии в реализации мероприятий программ и документы, установленные пунктами 5.6 или 6.4 настоящего порядка; в день подачи заявления проверяют комплектность документов, осуществляют их регистрацию и выдают заявителю расписку об их приеме; в 10-дневный срок с даты представления гражданами, молодыми семьями и молодыми специалистами документов осуществляют проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в них; при выявлении несоответствия документов и содержащихся в них сведений требованиям программ возвращают документы заявителю с указанием причин возврата (после исправления недостатков заявитель имеет право подать их повторно); ведут учет граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат; формируют списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат граждан, молодых семей и молодых специалистов по муниципальному району (городскому округу) и в срок до 1 октября утверждают их; в течение 10 дней после утверждения районных списков доводят до граждан, молодых семей и молодых специалистов информацию о включении их в указанные списки. С момента утверждения районных списков граждане, молодые семьи и молодые специалисты становятся претендентами на участие в программах.

Согласно пункту 3.5 Порядка утвержденные главой администрации района (городского округа) списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, в срок до 5 октября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются в Главное управление.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка на основании представленных списков и с учетом объема субсидий Главное управление формирует предварительный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на очередной финансовый год и в срок до 15 декабря года, предшествующего очередному финансовому году, утверждает его.

В силу пункта 5.1 Порядка право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598); наличие собственных и (или) заемных средств в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 4.2 настоящего порядка, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья, в случае, предусмотренном пунктом 4.7; признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 5.3 Порядка установлено, что предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно следующей очередности:

а) работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности гражданам, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

б) работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности гражданам, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

в) работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности гражданам, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

г) работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности гражданам, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

д) осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности гражданам (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

е) осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности гражданам (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившим желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.

В силу пункта 5.6 названного Порядка для получения социальной выплаты имеющий право на ее получение гражданин представляет в администрацию муниципального района (городского округа) по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий программ с приложением следующих документов: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; копия трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копия документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

По делу установлено, что ФИО1 и члены ее семьи по состоянию на ДАТА находились в списках претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

На ДАТАФИО1 и члены ее семьи также включены администрацией Первомайского района в указанный список.

Из представленного списка на ДАТА следует, что ФИО1 включена в данный список в категорию «Граждане», сфера деятельности – «иное», что соответствует подпункту «д» пункта 5.3 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 28.05.2015 N 200.

Истицей оспаривается то обстоятельство, что она включена в указанный список со сферой деятельности «иное» (подпункт «д» пункта 5.3 названного Порядка), поскольку ДАТА истица обратилась в администрацию Первомайского района с заявлением о переводе ее в сферу «АПК» (подпункт «а» пункта 5.3 Порядка).

Изменение сферы деятельности влияет на очередность предоставления социальных выплат.

Как следует из трудовой книжки ФИО1 и иных материалов дела, с ДАТА по ДАТА она осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты>АДРЕС, с ДАТА по ДАТА – в магазине продовольственных товаров индивидуального предпринимателя ФИО4 в АДРЕС.

ДАТАФИО1 обратилась в налоговый орган с заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Межрайонной инспекцией № 4 по Алтайскому краю ФИО1ДАТА выдано свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является ФИО1

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) в данный реестр ДАТА внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является ФИО1, проживающая в АДРЕС. Основным видом деятельности является пчеловодство (код по ОКВЭД – 01.49.1).

В качестве страхователя ФИО1 зарегистрирована в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе.

ДАТАФИО1 обратилась в администрацию Первомайского района с заявлением о переводе ее из сферы «иное» в сферу «АПК» в списках претендентов на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

К заявлению были приложены документы: справка сельсовета НОМЕР, копия выписки из ЕГРИП, копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского хозяйства.

В справке Бобровского сельсовета Первомайского района от ДАТАНОМЕР указано, что ФИО1 имеет в личном подсобном хозяйстве пчелосемьи – 10 шт. по адресу: АДРЕС

Согласно расписке заявление и документы были приняты администрацией Первомайского района ДАТА.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии администрации Первомайского района от ДАТА заявление ФИО1 о переводе ее в сферу «АПК» было рассмотрено по существу, принято решение об отказе в переводе в сферу «АПК» в связи с непредоставлением документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в сельскохозяйственной сфере.

В письме главы администрации Первомайского района ФИО2 от ДАТАНОМЕР на заявление ФИО1 о переводе ее в сферу «АПК» категории «граждане» федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" сообщено, что заявление ФИО1 было рассмотрено на заседании жилищной комиссии; представленные документы не подтверждают осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в сельскохозяйственной сфере; согласно Закону Алтайского края от 06.12.2010 № 110-ЗС «О пчеловодстве» владельцы пасек должны иметь в наличии на каждую пасеку ветеринарно-санитарный паспорт.

В письме главы администрации Первомайского района ФИО2 от ДАТАНОМЕР на обращение ФИО1 о перерассмотрении заявления о переводе ее в сферу «АПК» категории «граждане» федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" сообщено, что пакет документов, предоставленный ФИО1ДАТА, подтверждает факт осуществления деятельности по содержанию и разведению пчел на территории Бийского района, в связи с чем жилищная комиссия не имеет правовых оснований для перевода ФИО1 в сферу «АПК».

Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки выдан ФИО1ДАТА на пасеку в количестве 10 пчелиных семей, расположенную в п. Промышленный Бийского района Алтайского края.

ДАТАФИО1 выдано заключение эксперта <данные изъяты> в отношении состояния проб пчел пасеки ФИО1

Оценив представленные доказательства, суд признает обоснованными доводы административного искового заявления ФИО1

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу пункта 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, установлен статьей 22.1 Федерального закона от ДАТА N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой физическое лицо должно представить в регистрирующий орган подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации.

Из указанных норм закона следует, что регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, в том числе, и в налоговых органах и в органах пенсионного обеспечения, и соответственно, налоги от осуществления предпринимательской деятельности уплачиваются им в бюджет муниципального образования по месту своего жительства.

В спорном случае не является юридически важным обстоятельством то место, в котором расположена пасека, и соответственно, на территории какого района пчелы осуществляют сбор меда.

Юридически значимым обстоятельством является место регистрации индивидуального предпринимателя и место уплаты им налоговых платежей.

Согласно платежным документам сельскохозяйственный налог за ДАТА уплачен ФИО1 в бюджет Бобровского сельсовета Первомайского муниципального района Алтайского края (ОКТМО - <данные изъяты>, что установлено ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований", Том 7. Сибирский федеральный округ», утвержденным Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст).

Таким образом, доводы администрации Первомайского района о том, что осуществление ФИО1 предпринимательской деятельности осуществляется не на территории Первомайского района, являются необоснованными.

Проверка того, осуществляется ли ФИО1 спорная деятельность в порядке, установленном Законом Алтайского края «О пчеловодстве», в компетенцию администрации района в рассматриваемой спорной ситуации не входит.

Из вышеназванных положений закона не следует, что Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 и Постановление Администрации Алтайского края от 28.05.2015 N 200 наделяют органы местного самоуправления полномочиями осуществлять проверку деятельности индивидуальных предпринимателей при решении вопроса о включении в состав участников спорной программы.

Названными нормативно-правовыми актами установлено, какие документы предоставляются индивидуальными предпринимателями – копии документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию со стороны администрации района не подлежит.

Требуя от ФИО1 предоставления дополнительных документов в подтверждение фактического осуществления предпринимательской деятельности, места ее осуществления, соблюдения требования законодательства о пчеловодстве, администрация Первомайского района фактически затребовала документы, предоставление которых Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 и Постановлением Администрации Алтайского края от 28.05.2015 N 200 не предусмотрено.

Основание к отказу в удовлетворении заявления ФИО1, изложенное в протоколе заседания жилищной комиссии от ДАТА, о том, что ФИО1 не представлено документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в сельскохозяйственной сфере, суд признает незаконным.

Код деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - "<данные изъяты> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, - 01.49.1 «Пчеловодство», что относится в категориям: «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях», «Животноводство», «Разведение прочих животных».

Таким образом, код деятельности ФИО1 относится к сельскому хозяйству.

Сведения о месте осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности, о месте постановке на учет в налоговом органе, коде ОКВЭД имеются в выписке из ЕГРИП, которую ФИО1 представила в администрацию Первомайского района вместе с заявлением от ДАТА.

У администрации района при предоставлении указанного документа не имелось законных оснований к отказу в удовлетворении заявления ФИО1 от ДАТА о переводе ее в сферу «АПК».

Пункт 4 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, в качестве основания включения в программу предусматривает работу по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности).

Из представленных документов следует, что совокупный срок осуществления ФИО1 трудовой и предпринимательской деятельности в сельской местности составляет более года.

То обстоятельство, что после увольнения ДАТА от предпринимателя ФИО4 и до момента подачи заявления в налоговый орган – ДАТАФИО1 в течение месяца не осуществляла необходимую деятельность, суд не расценивает как обстоятельство, свидетельствующее о том, что срок прервался и подлежит исчислению заново.

ФИО1 фактически из числа участников программы исключена не была, включена в список претендентов на получение социальной выплаты на ДАТА. Срок неосуществления необходимой деятельности является незначительным и может быть признан обоснованным для решения организационных вопросов, связанных с регистрацией деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконными решения администрации Первомайского района об отказе в переводе ФИО1 в сферу «АПК» подлежат удовлетворению с возложением на администрацию Первомайского района обязанности устранить нарушение прав ФИО1 путем включения ее в соответствующий список по сфере «АПК». Оснований для возложения указанной обязанности именно на главу района, как о том просит истец, суд не находит, поскольку данное должностное лицо является руководителем администрации района, а в силу вышеназванных нормативно-правовых актов обязанность по формированию соответствующих списков возложена на орган местного самоуправления, и не относится к исключительной компетенции главы муниципального образования.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными решения администрации Первомайского района, оформленные письмами от ДАТАНОМЕР, от ДАТАНОМЕР, об отказе ФИО1 о переводе в сферу «АПК» категории «Граждане» федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Обязать администрацию Первомайского района устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путем включения ФИО1 и членов ее семьи в списки претендентов на получение социальных выплат на ДАТА на улучшение жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в категорию «Граждане», сфера «АПК».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Трунова

Мотивированное решение изготовлено 20.03.2017.