ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-516/19 от 28.10.2019 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-516/2019

56RS0043-01-2019-000632-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 28 октября 2019 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе судьи Рослякова Е.А., при секретаре Егарминой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Титовский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия выраженного в отсутствии информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Титовский сельсовет о признании незаконным бездействия выраженного в отсутствии информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и обязании совершить определенные действия.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об энергосбережении и энергоэффективности.

В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности сельсовета, в части исполнения требований статей 8, 22 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об энергосбережении»).

Социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией сельсовета не распространяется, информация об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых Федеральным законом «Об энергосбережении» установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов не размещается.

Полагает, что указанные нарушения со стороны административного ответчика подрывают правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Просил признать незаконными бездействие администрации МО Титовский сельсовет выразившееся в отсутствии информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и обязании совершить определенные действия, в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте сельсовета в сети «Интернет» и информационных стендах на территории органа местного самоуправления.

Представитель прокуратуры, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика – администрации МО Титовский сельсовет, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно поступившего письменного заявления, за подписью главы сельсовета Набатчиков Ю.В., просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования признал в полном объеме, также указав, что выявленные нарушения будут устранены в срок.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ регулируются Федеральным законом «Об энергосбережении». Целью данного Федерального закона, согласно ст. 1, является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка деятельности администрации МО Титовский сельсовет в сфере соблюдения требований законодательства об энергосбережении и энергоэффективности.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования Титовский сельсовет требования статей 8, 22 ФЗ «Об энергосбережении», не исполняются.

Социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией муниципального образования Титовский сельсовет не распространяется, информация об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых ФЗ «Об энергосбережении» установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов не размещается.

Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Так, согласно ответа на запрос, за подписью главы Титовского сельсовета, вышеуказанные требования ФЗ «Об энергосбережении», не исполняются.

Согласно справки заместителя прокурора Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенной проверки выявлены нарушения в деятельности Титовского сельсовета в связи с не исполнением требований статей 8, 22 ФЗ «Об энергосбережении».

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно ст. 4 ФЗ «Об энергосбережении», основывается на следующих принципах:

- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Исходя из положений ст. 8 ФЗ «Об энергосбережении», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

- разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;

- осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно положениям ст. 2 ФЗ «Об энергосбережении» под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об энергосбережении» информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством, в том числе, информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности.

Согласно ст. 22 ФЗ «Об энергосбережении» в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

- информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

- социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что администрацией МО Титовский сельсовет не исполняются требования ФЗ «Об энергосбережении».

Указанные нарушения со стороны администрации муниципального образования Титовский сельсовет подрывают правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, препятствует реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не способствует достижению целей законодательства в рассматриваемой сфере. Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности способствует сокращению потребления энергоресурсов организациями коммунального комплекса, гражданами, следовательно, создает предпосылки для снижения стоимости коммунальных услуг, предоставляемых конечному потребителю, а также снижению расходов, финансируемых из бюджетов различных уровней.

Невыполнение администрацией муниципального образования Титовский сельсовет указанных мероприятий затрагивает права неопределенного круга лиц, в части отсутствие достаточной и необходимой информации для значительного числа граждан, проживающих на территории сельского совета о правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях при реализации мероприятий по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

В данном случае суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку она не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Письменное заявление представителя административного ответчика о признании административного иска приобщено к материалам административного дела

Таким образом, требования, изложенные в административном исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Титовский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, выраженное в отсутствии информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для жителей Титовского сельского совета

Обязать администрацию муниципального образования Титовский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области обеспечить исполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распространив на официальном сайте в сети «Интернет» и информационных стендах на территории органа местного самоуправления:

- информации об установленных Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

- социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,

в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Разъяснить административному ответчику обязанность сообщить суду и административному истцу, об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (часть 9 статьи 227 КАС РФ).

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Росляков