ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-516/2021 от 23.07.2021 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

копия дело № 2а-516/2021

УИД:62RS0019-01-2021-000914-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года г.Рыбное Рязанской области

Рыбновский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Соловьевой Е.М.,

при секретаре Дикаревой О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка

установил:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что 03 марта 2021 года она в порядке ст.39.15 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) подала в администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (рег.№ МФЦ 20210303-16-2312), вновь образуемого из земель государственной неразграниченной собственности согласно приложенной к такому заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Образование испрашиваемого земельного участка предполагалось в категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: садоводство, площадь 173 кв.м., обозначение характерных точек границ и графическое описание местоположение приведено в схеме расположения земельного участка. Также, при образовании земельного участка, права смежных землепользователей не нарушаются, так как такой земельный участок с западной стороны граничит с участком с кадастровым номером 62:13:1160501:1265, принадлежащий на праве собственности ей, административному истцу ФИО1 (право собственности зарегистрировано под записью №62:13:1160501:1265-62/057/2020-3 от 16.01.2020), а с восточной стороны - с земельным участком с кадастровым номером 62:13:1160501:556, принадлежащей ей же на праве аренды (право аренды зарегистрировано под записью №62:13:1160501-62/009/2018-3 от 29.05.2018). Иные правообладатели, чьи права могли бы быть затронуты при образовании земельного участка, отсутствуют. По результату рассмотрения административный ответчик своим ответом №1013 от 18.03.2021 года отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись на п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Однако, данная норма закона является бланкетной с отсылкой на ст.11.9 ЗК РФ. Учитывая отсутствие конкретной нормы права, являющейся основанием для отказа при рассмотрении заявления, решение об отказе административного ответчика является незаконным. Административный ответчик объясняет свой отказ на ее заявление несоответствием схемы расположения земельного участка, а именно п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Согласно п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам, всего данная статья содержит 7 пунктов. При этом, административным ответчиком не приводится конкретный пункт из ст.11.9 ЗК РФ в обоснование своего отказа, а предположение о наличии причин сразу по всем пунктам абсурдно. Одновременно с этим, рассматривая факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь-место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4 (достопримечательное место), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431), стоит отметить следующее. Требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах достопримечательного места утверждены приказом Министерства культуры РФ от 30.09.2019 года №1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4», расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань». В приложении №1 к приказу №1449 приведены режимы использования территории достопримечательного места с требованиями для отдельных регламентных участков - Р-1 и Р-2. В приложении №2 к приказу №1449 приведена карта (схема) требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места с графическим описанием границ регламентных участков. Как указал административный ответчик в решении об отказе, испрашиваемый земельный участок попадает в регламентную зону Р-1.5 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенным в мемориальный период (с 1860 по 1941г.г., о том числе, включает годы жизни ФИО4 1895-1925г.г.) (ограниченное преобразование). В соответствии с п.9 приложения №1 к приказу №1449 установлены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах участка Р-1.5. Согласно п.9.1 приложения №1 к приказу №1449 разрешается проведение работ на объектах капитального строительства, направленных на снижение влияния диссонирующих объектов (нарушающих предмет охраны Достопримечательного места) на предмет охраны и историко-градостроительную среду (текущий ремонт, капитальный ремонт, реконструкция без увеличения высотных параметров существующих объектов капитального строительства, дополнительное озеленение участка) на основе проектной документации, включающей раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ, или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия. Согласно п.9.2 приложения №1 к приказу №1449 запрещается возведение объектов капитального строительства. Данный запрет является единственным в требованиях при осуществлении деятельности в регламентной зоне Р-1.5. Пунктом 9.3 определены виды разрешенного использования земельных участков в границах регламентной зоны Р-1.5: садоводство (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, иных многолетних культур (для существующих застроенных участков садовых некоммерческих товариществ); исторический (сохранение и изучение объектов культурного наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, недействующих военных и гражданских захоронений, объектов культурного наследия, хозяйственная деятельность, обеспечивающая познавательный туризм без возведения капитальных зданий и сооружений). Вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка «садоводство» был определен заявителем с учетом вышеприведенных требований и градостроительных регламентов, утвержденных приказом №1449. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков (приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года №П/0412), данный вид разрешенного использования земельного участка «садоводство» имеет код (числовое обозначение) -1.5. Вышеизложенное подтверждает возможность образования новых земельных участков и реализацию ее законных прав. В вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении, не подавалась.

Просит суд признать незаконным решение №1013 от 18.03.2021 года администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка; обязать администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение по заявлению ФИО1 от 03.03.2021 года в соответствии с действующим законодательством.

Административный истец - ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности 62 АБ 1332249 от 10.09.2019 года, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области ФИО3, действующая на основании доверенности №3532рр от 09.10.2020 года сроком на 1 год, требования заявителя не признала, указав в возражениях, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 был вынесен отказ в утверждении расположения схемы земельного участка или земельных участков, находящихся в государственной (неразграниченной) собственности, расположенного в д. Медведево. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указано п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Согласно прилагаемой к заявлению схеме, спорный земельный участок полностью находится в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4 (достопримечательное место), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431. Приказом Министерства культуры РФ от 30.09.20219 года №1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4», расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань», вступившим в силу 22.11.2019 года были утверждены требования к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам (в том числе, виды разрешенного использования земельных участков). Земельный участок площадью 173 кв.м., расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, находится в границах Достопримечательного места с режимом Р-1 с регламентным участком Р-1.5 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенным на мемориальный период (с 1860 по 1941г.г, в том числе, включает годы жизни ФИО4 1895-1925г.г.). Согласно Приказу на данной территории разрешается проведение работ на объектах капитального строительства, направленных на снижение влияния диссонирующих объектов (нарушающих предмет охраны Достопримечательного места) на предмет охраны и историко-градостроительную среду (текущий ремонт, капитальный ремонт, реконструкция без увеличения высотных параметров существующих объектов капитального строительства, дополнительное озеленение участка) на основе проектной документации, включающей раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ, или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия. Запрещается возведение объектов капитального строительства. Виды разрешенного использования земельных участков садоводство (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, иных многолетних культур (для существующих застроенных участков садовых некоммерческих товариществ); исторический (сохранение и изучение объектов культурного наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, недействующих военных и гражданских захоронений, объектов культурного наследия, хозяйственная деятельность, обеспечивающая познавательный туризм без возведения капитальных зданий и сооружений). Кроме того, земельный участок площадью 173 кв.м. расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта государственного музея-заповедника ФИО4, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62. В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Под зоной охраняемого природного ландшафта в соответствии с п.2 указанной статьи понимается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. В соответствии с частью III Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО4, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62, зона охраняемого природного ландшафта - участок долины реки Оки на стыке лесостепного ландшафта высокого правобережья и левого пойменного берега, с которого начинается «Мещерская низменность», открытые пространства исторического ландшафта с сохранившимися архитектурными доминантами в больших приокских селах Константиново, Пощупово, Новоселки, Вакино, Костино. В соответствии с п.4 части V вышеуказанного Положения режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств, проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью, соблюдение режима использования земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос. В представленной административным истцом схеме земельного участка не определены нахождение данного земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории, а именно: достопримечательного места и зона охраняемого природного ландшафта государственного музея-заповедника. Таким образом, предоставленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, установленным в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ. Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ, а также разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Согласно указанному пункту форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Схема расположения земельного участка, предоставленная заявителем, не соответствует этим требованиям. Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка. В нарушение п.4 указанных требований, заявителем не учтено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Кроме того, образуемый земельный участок должен отвечать требованиям к образуемым земельным участкам, установленным ст.11.9 ЗК РФ. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются таким градостроительными регламентами. Так как земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами» согласно Правилам землепользования и застройки Пощуповского сельского поселения, то предельные (максимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: минимальная площадь земельного участка - 500 кв.м. - для основных и условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков); минимальная площадь земельного участка для вспомогательных видов разрешенного использования - 100 кв.м. Истец в нарушение данного требования желает сформировать земельный участок общей площадью 173 кв.м. Учитывая вышеизложенное, на основании п.п.1, п.п.3 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, администрация отказала заявителю в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - отказать в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, администрации муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, ГАУК «Государственный музей-заповедник ФИО4» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, оснований для признания их явки обязательной - не имеется.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:13:1160501:1265 (право собственности зарегистрировано под записью №62:13:1160501:1265-62/057/2020-3 от 16.01.2020), площадью 955+/-11 кв.м., расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: база отдыха; и на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:13:1160501:556 (право аренды зарегистрировано под записью №62:13:1160501-62/009/2018-3 от 29.05.2018), площадью 123293+/-246 кв.м., расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Медведево, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26.05.2021 года №99/2021/394847581, от 21.04.2021 года №КУВИ-002/2021-41766170.

03.03.2021 года административный истец ФИО1 в порядке ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) обратилась в администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, вновь образуемого из земель государственной неразграниченной собственности согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По результату рассмотрения заявления административный ответчик своим ответом №1013 от 18.03.2021 года отказал в утверждении схемы расположения земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне Государственного музея-заповедника ФИО4, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО4 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО4». Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года №972 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации предусмотрен особый режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе, единой охранной зоны. В соответствии с п.22 Положения соблюдения режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается. Указанный земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431. Требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах достопримечательного места утверждены Приказом Министерства культуры РФ от 30.09.20219 года №1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4», расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань». В соответствии с утвержденным приказом испрашиваемый земельный участок попадает в регламентную зону Р-1.5 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенным на мемориальный период (с 1860 по 1941г.г, в том числе, включает годы жизни ФИО4 1895-1925г.г.). При этом, согласно п.24 Положения в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия. Представленная ФИО1 схема земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ и разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). В нарушение вышеуказанного Приказа Минэкономразвития России при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о местоположении границ земельных участков и местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Учитывая вышеизложенное, на основании п.п.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, администрация отказала заявителю в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст.39.14 ЗК РФ.

В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случае образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.2).

В соответствии с п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

Согласно п.3 ч.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 Земельного кодекса.

В силу п.1-4 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незаверенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В силу п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.6 ст.11.9 ЗК РФ).

Как следует из заявления ФИО1, она просила административного ответчика согласовать схему расположения земельного участка площадью 173 кв.м. на кадастровом плане территории, с видом разрешенного использования «садоводство», отнесенный к вспомогательным видам, который в соответствии с Приказом Минкульта №1449 включен в границы участка Р-1.5.

Согласно Правилам землепользования и застройки Пощуповского сельского поселения, утвержденным решением №660 от 28.02.2017 года Думы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области, в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления, определена предельная минимальная площадь земельного участка для вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков - 100 кв.м.

По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области от 23.06.2021 года исх.№0118/2099, испрашиваемый земельный участок на кадастровом плане территории 62:13:1160501:ЗУ1 полностью расположен в границах зоны охраны объекта культурного наследия «Государственный музей-заповедник ФИО4», утвержденных Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музей-заповедника ФИО4 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования с реестровым номером 62:13-6.119 (ранее присвоенный учетный номер 62.13.2.137); в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных (поворотных) точек к карет (схеме) требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4», утв. Приказом Минкульта РФ от 30.09.2019 года №1449, в связи с чем, не представляется возможным сообщить к какому режиму использования территории относится данный земельный участок, а также какие ограничения распространяются на данный земельный участок.

Как следует из ответов ГКУ РО «Центр градостроительного развития Рязанской области» исх. №2208-22-ЕС от 09.07.2021 года и №2211-22-ЕС от 09.07.2021 года, земельные участки с кадастровыми номерами 62:13:1160501:556 и 62:13:1160501:1265, находящиеся в собственности и на праве аренды у административного истца ФИО1 и между которыми располагается испрашиваемый земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области относятся к территориальной зоне «Иные зоны (7.0)». Иные зоны предназначены для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием многолетних культур и сохранения и изучения объектов культурного наследия. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 30.09.1449 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО4», расположенного по адресу: Рязанская область. Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань, зона 7.0 лежит в границе участка Р-1.5 (территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не застроенным на мемориальный период (с 1860 по 1941г.г., в том числе, включает годы жизни ФИО4 1895-1925г.г. (ограниченное преобразование).

Таким образом, исходя из представленных административным истцом доказательств, следует, что испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне «Иные зоны (7.0) с видами вспомогательного разрешенного использования «садоводство», либо «исторический». Согласно п.9.2 приложения к приказу №1449 Министерства культуры РФ запретом при осуществлении деятельности в регламентной зоне Р-1.5 достопримечательного места является возведение объектов капитального строительства.

Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014г. №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка.

Согласно п.6 вышеуказанного Приказа, в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с п.4 Приложения №1 к Приказу Минэкономразвития №762 от 27.11.2014г. схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).

Как следует из представленных кадастровым инженером ООО «Центр БТИ» ФИО5 сведений, их организацией была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно схеме, к образованию предполагается земельный участок площадью 173 кв.м., находящийся в Рязанской области, Рыбновском районе, д. Медведево, по смежеству с земельными участками с кадастровыми номерами 62:13:1160501:1265 и 62:13:1160501:556. Все перечисленные в Приказе Министерства и экономического развития РФ от 27.11.2014г. №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» материалы и сведения были учтены при подготовке схемы расположения земельных участков и не содержат запрета для нового образования земельного участка.

Суд полагает, что решение органа местного самоуправления должно быть мотивированным и обоснованным, содержать основания его принятия со ссылкой на конкретные нормативные акты с разъяснением содержания приведенных в нем норм, по которым оно принято.

Вместе с тем, отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка, административный ответчик в своем решении не ссылается на норму закону, предусматривающую основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно на п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, а также не указывает какие конкретно требования, предусмотренные ст.11.9 ЗК РФ (данная статья содержит перечень оснований, состоящий из 7 пунктов) не были соблюдены при подготовке данной схемы.

Исходя из представленных административным истцом доказательств, все сведения и материалы, необходимые при подготовке схемы расположения земельного участка, были учтены и не содержат запрета для нового образования земельного участка.

Таким образом, проверив представленные сторонами доказательства, суд полагает, что оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца, требования которого подлежат удовлетворению с возложением обязанности на административного ответчика восстановить нарушенные права административного истца путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, с учетом положений ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка - удовлетворить.

Признать незаконным решение №1013 от 18.03.2021 года администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

Обязать администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области устранить выявленные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного ФИО1 заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд Рязанской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 02 августа 2021 года.

Судья - подпись Соловьева Е.М.

Копия верна

Судья