ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5178/2021 от 22.02.2022 Домодедовского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Домодедово 22 февраля 2022 г.

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Захарова Р.П.,

при секретаре Никитине Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-775/2022 по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по внесению в ЕГРН записи о регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 (далее – истец, административный истец) обратился в Домодедовский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление, УФРС по <адрес>) о признании действий регистратора незаконными, обязании провести кадастровый учёт и регистрацию права собственности на земельный участок.

В обосновании требований истец указал, что ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>. Указанный участок ему принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО4ДД.ММ.ГГГГ определением Домодедовского городского суда <адрес> было утверждено мировое соглашение, согласно которому ему в счет причитающейся 1/5 доли в праве общей долевой собственности были выделены в собственность помещения <адрес>: лит. «а2», помещение – веранда, площадью 5,6 кв.м., помещение – жилая комната площадью 4,5 кв.м., лит. «г8» - уборная, площадью 1,4 кв.м. Право общей долевой собственности на жилой дом было прекращено. ДД.ММ.ГГГГ указанное определение Домодедовского городского суда вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Земстройпроект» был изготовлен технический план здания на блок жилого дома блокированной застройки, площадью 24,4 кв.м. по указанному выше адресу. ДД.ММ.ГГГГ, он обратился с заявлением № в УФРС по <адрес> по вопросу регистрации права на блок жилого дома блокированной застройки. Им была приложена к заявлению заверенная копия определения суда от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ УФРС по <адрес> было приостановлено рассмотрение заявления, ДД.ММ.ГГГГ было отказано в регистрации права. Считает отказ незаконным, нарушающим его права и интересы, поскольку для осуществления регистрации права на блок жилого дома блокированной застройки им были представлены все необходимые документы. Просит признать недействительным решение об отказе в государственной регистрации права УФРС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости, а именно здание – блок жилого дома блокированной застройки общей площадью 24,4 кв.м. по адресу: <адрес>, д. Заболотье, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером ; обязать УФРС по <адрес> внести в ЕГРП запись о регистрации права собственности ФИО2 на блок жилого дома блокированной застройки общей площадью 24,4 кв.м. по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО5, представитель УФРС по <адрес> не явились, были извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии истца.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказать, что нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. На административного ответчика возложена обязанность доказать, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий – несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав. К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")

Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Согласно ч. 5 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 7 части 2 статьи 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе технический план.

Судом установлено, что ФИО2 принадлежит земельный участок с кадастровым номером <адрес>, находящийся по адресу: <адрес>, д. Заболотье, <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом нотариального округа <адрес>ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ определением Домодедовского городского суда <адрес> было утверждено мировое соглашение согласно которому ФИО2 в счет причитающейся 1/5 доли в праве общей долевой собственности были выделены в собственность помещения <адрес>: лит. «а2», помещение – веранда, площадью 5,6 кв.м., помещение – жилая комната площадью 4,5 кв.м., лит. «г8» - уборная, площадью 1,4 кв.м. Право общей долевой собственности на жилой дом было прекращено.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением № УФРС по <адрес> по вопросу регистрации права на блок жилого дома блокированной застройки. Истцом к указанному заявлению был приложен технический план здания на блок жилого дома блокированной застройки, площадью 24,4 кв.м. по адресу: <адрес>, д. Заболотье, <адрес>, изготовленный ООО «Земстройпроект», копия определения Домодедовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам правовой экспертизы представленных документов Управлением было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д. 54). В уведомлении № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению ФИО2 в обоснование государственным регистратором указано на необходимость оформления технического плана в отношении каждого созданного объекта недвижимости в виде отдельного документа. При этом количество разделов «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» и другие разделы должны соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. В соответствующей строке технического плана указывается кадастровый номер исходного объекта недвижимости, в наименовании образуемых объектов недвижимости указывается «часть жилого дома». Кроме того, регистратором было указано, что в представленном истцом техническом плане и других представленных документах имеются противоречия. Так, был некорректно указан способ образования объекта недвижимости.

Изложение требований административного иска ФИО2 не содержит фактических и правовых оснований признания незаконными действий должностного лица УФРС по <адрес> по приостановлению приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав о заявлению ФИО2. В уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ указаны объективные причины, послужившие принятию решения, с которым выразил своё несогласие административный истец. При этом решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации было принято на основе действующего законодательства.

Согласно п. 17 Приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного объекта недвижимости, за исключением случаев, указанных в п. 16 Требований. Также указано, что при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документа. При этом количество разделов "Описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке", "Характеристики объекта недвижимости", "Заключение кадастрового инженера" (при необходимости), "Схема геодезических построений", "Схема", "Чертеж", "План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План объекта недвижимости, План части объекта недвижимости", за исключением случая, установленного п. 7 Требований, должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. Для осуществления регистрационных действий необходимо устранить причины указанные в уведомлении о приостановлении. Правообладатель вправе также представить указанные документы самостоятельно.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). В техническом плане указываются, в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Судебное решение не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением N 1 к Приказу N 953.

Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета названные в статье 26 указанного федерального закона в течение срока приостановления, не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

В данном случае основанием для отказа в государственной регистрации послужили положения пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Прекращение права общей долевой собственности на жилой дом в связи с его разделом в судебном порядке само по себе не свидетельствует об изменении технических характеристик такого объекта недвижимого имущества, приведшем к прекращению существования жилого дома и созданию нового объекта недвижимого имущества, подлежащего постановке на кадастровый учет, в частности блока дома блокированной застройки, понятие которого содержится в части 2 статьи 49 ГК РФ.

С учетом изложенных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что у органа регистрации прав имелись законные основания для принятия решения, как о приостановлении государственного кадастрового учета, так и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета блока жилого дома блокированной застройки, образованного в жилом доме, не соответствуют изложенным выше нормам материального права.

Приостановление государственной регистрации истцом не обжаловалось, причины приостановления не устранены. Управление принимая решение о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, действовало в рамках предоставленных ему полномочий.

При этом отказ в осуществлении государственного кадастрового учета не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету.

Кроме того, по содержанию административного искового заявления ФИО2 выражает несогласие с действиями должностного лица УФРС по <адрес> по факту принятых решений о рассмотрении его заявления ДД.ММ.ГГГГ № КУВД, однако, заявлено требование о признании недействительным решение об отказе в государственной регистрации права УФРС по <адрес> № КУВД- от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости (л.д. 55). При этом несогласия с какими-либо решениями об отказе в государственной регистрации права, принятыми должностными лицами УФРС по <адрес> в 2021 году, в административном иске не указывается.

Таким образом, суд разрешая административный иск, не находит оснований для его удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по внесению в ЕГРН записи о регистрации права – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.

Председательствующий Р.П. Захаров