ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5179/2022 от 20.06.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

___

Дело № 2а-5179/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 20 июня 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Секушенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Николаева Т.П. к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании уведомления незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Николаев Т.П. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в ____ обратился к ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: ____.

____ получено уведомление о несоответствии параметров планируемого строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тем основаниям, что земельный участок находится в зоне Л-1, и в зоне с особыми условиями использования территории электроснабжения. Административный истец не согласен с указанным уведомлением, считает, что ответчиком не доказан факт расположения спорного земельного участка в указанной зоне, также не учтено фактическое использование земельного участка.

По указанным доводам просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта от ____, обязать ответчика выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Административный истец, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд с учетом мнения представителя административного ответчика считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика Ноев П.С. с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на его необоснованность, указал, что истец с 2019 года знал о том, что земельный участок расположен в зоне Л-1, однако, мер по изменению зоны не предпринимал.

Суд, выслушав возражения участвующего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____.

В ____ истец обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.

____ получено уведомление ответчика о несоответствии строительства целевому использованию земельного участка, установленному Правилами землепользования и застройки ГО «город Якутск», проектом планировки и межевания территории СОНТ «Сатал» ГО «город Якутск», проектом планировки и межевания территории микрорайона Марха ГО «город Якутск», в соответствии с которыми земельный участок учтен для общего пользования, расположен в зоне Л-1, и в зоне с особыми условиями использования территорий электроснабжения.

Ссылаясь на те обстоятельства, что градостроительным регламентом не учтено фактическое использование земельного участка, истец обратился в суд.

Как следует из ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в охранной зоне ЛЭП, не отнесены к категории изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в случае установления охранной зоны земельные участки у их собственников, землепользователей или арендаторов не изымаются.

В силу п. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 были утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В соответствии с пп. "б" п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В силу пп. "а" п. 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).

Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде.

Из представленных документов следует, что такого согласования истцом не производилось.

Поскольку охранные зоны устанавливаются исключительно в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, ограничения определенных видов деятельности, которая может повредить линии электропередач, а иных нарушений законодательства о градостроительной деятельности при строительстве спорного индивидуального жилого дома не установлено, факт возведения спорного объекта в зоне с особыми условиями использования территории электроснабжения сам по себе не исключает возможности использования жилого дома на таком участке.

В п. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу ч. 4 той же статьи земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Аналогичные положения содержит ст. 36 ГрК РФ.

Как следует из представленного сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ земельный участок, на котором испрашивается разрешение на строительство дома, располагается в зоне Л-1, имеет экологические ограничения (Зоны с особыми условиями использования территорий: объекты электросетевого хозяйства. ПМ):

Граница зоны с особыми условиями использования территории

Граница зоны с особыми условиями использования территории

Зона с особыми условиями использования территории

Зона с особыми условиями использования территории

Зона с особыми условиями использования территории

Зона с особыми условиями использования территории. Указанные зоны внесены в сведения ЕГРН.

Согласно Карте границ территориальных зон Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск» земельный участок с кадастровым номером находится в границе территориальной зоны: Л-1, которая установлена распоряжением р от ____ «Об утверждении проекта планировки и межевания территории микрорайона Марха Городского округа «город Якутск».

Согласно Правилам землепользования и застройки ГО «город Якутск», принятым решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. №169-НПА зона «Л-1» - зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение.

Пунктом 6 ст. 36 ГрК РФ установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.

В соответствии с ч. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задачами органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритете прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.

Учитывая изложенное, доводы административного истца об утверждении территориальных зон с нарушением требований закона об учете фактического землепользования суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании положений норм права.

В соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

При таких обстоятельствах, поскольку у ответчика имелись предусмотренные ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ основания для направления уведомления о несоответствии планируемого строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем истцу земельном участке, оспариваемое решение не может быть признано незаконным, а исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях Николаева Т.П. к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании уведомления от ____ незаконным, отказать в удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: ___ М.В. Макаров

___

___