ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-517/18 от 12.11.2018 Южноуральского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-517/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южноуральск 12 ноября 2018 года

Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Реутовой И.М.,

с участием помощника прокурора г. Южноуральска Роот А.А.,

при секретаре Варнавской С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Южноуральска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Южноуральска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Южноуральска проведена проверка исполнения администрацией Южноуральского городского округа требований градостроительного законодательства при утверждении и реализации землепользования и застройки. Проверкой установлено, что решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генаральный план Южноуральского городского округа, однако, программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры городского округа не разработаны и не приняты. Прокурором г. Южноуральска ДД.ММ.ГГГГ Главе Южноуральского городского округа внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе указано на необходимость разработки и принятия программ комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры городского округа. Указанная обязанность органом местного самоуправления до настоящего времени не исполнены, программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры городского округа не разработаны и не утверждены.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Южноуральского городского округа, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и принятию программ комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа. Обязать администрацию Южноуральского городского округа разработать и принять программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа.

В судебном заседании помощник прокурора г. Южноуральска ФИО1 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Южноуральского городского округа ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что администрацией Южноуральского городского округа заключены муниципальные контракты с ООО «СПБ-Энерготехнологии» на проведение обследования, анализ исходных данных, компьютерного моделирования для дальнейшей разработки соответствующих программ, просила представить отсрочку шесть месяцев.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что требования законны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствие со ст. ст. 12, 130, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории и др. (п. 26 ч. 1 ст. 16).

Генеральный план Южноуральского городского округа был утвержден решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения в п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено вступившее с 1 января 2015 года изменение в части дополнения полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Понятие программ комплексного развития указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе РФ.

Согласно п. 9 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.

В силу ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

Проекты программ подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликованию не менее чем за тридцать дней до их утверждения (ч. 5.3 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим силу с 1 января 2015 года, в срок до 31 декабря 2015 года Правительство Российской Федерации устанавливает требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов.

В соответствии с ч. 2 ст.5 вышеназванного Федерального закона при наличии генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи.

Во исполнение вышеуказанных требований закона и в соответствии с п. 4. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ требования к программам комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры городских округов утверждены постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 года № 1440, постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года № 1050.

Между тем, программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа до настоящего времени не разработана и не утверждена.

Вместе с тем, разработка и принятие данных Программ обеспечивает сбалансированное, перспективное развитие социальной и транспортной инфраструктуры городского округа.

В соответствии с п. 27 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа -документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально -экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально -экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально -экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Южноуральска проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Южноуральского городского округа градостроительного законодательства выявлен пробел в муниципальном нормотворчестве в указанной сфере правоотношений, а именно: программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа не разработаны и не приняты.

Непринятие мер по разработке проекта программ комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа и их не утверждение свидетельствует о нарушении принципов законности, публичности, открытости деятельности органов местного самоуправления, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, юридических лиц, поскольку это создает препятствия в реализации ими своих прав, а также может способствовать ненадлежащему исполнению муниципальными служащими функций органа местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий.

Наличие указанного недостатка административным ответчиком не оспаривается, заявленные прокурором требования признаются.

Ранее прокуратурой <адрес> главе Южноуральского городского округа по указанным фактам выносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений об устранении нарушений закона, принятии меры по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры.

Как следует из письменного ответа заместителя главы администрации Южноуральского городского округа по строительству и городскому хозяйству ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктур городского округа будут разработаны в 1 квартале 2018 года, однако программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена.

Из ответа главы Южноуральского городского округа ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с отсутствием финансирования, программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры округа в 1 полугодии не разработаны. Во втором полугодии администрация планирует выделить из дополнительных доходов бюджета средства для разработки указанных программ. Работа будет выполнена в декабре текущего года.

Согласно ответа на запрос первого заместителя Главы городского округа ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения требований ст. 26 Градостроительного кодекса РФ администрацией Южноуральского городского округа заключены муниципальные контракты с ООО «СПБ-Энерготехнологии» на проведение обследования, анализ исходных данных, компьютерного моделирования для дальнейшей разработки соответствующих программ.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт неисполнения администрацией Южноуральского городского округа требований по разработке и принятию программ комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Тем самым, несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства, нарушает интересы Российской Федерации, установившей единое правовое поле в данной сфере правоотношений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора г. Южноуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к администрации Южноуральского городского округа о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, а именно: разработать и принять программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Доводы административного ответчика о том, что для разработки указанных программ необходимо время в течении шести месяцев, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на территории городского округа, с целью осуществления надлежащего контроля за состоянием и развитием социальной и транспортной инфраструктуры, должны быть разработаны и утверждены в установленных законом порядке, эти программы, однако, они до настоящего времени не разработаны ответчиком.

Суд считает разумным и достаточным срок для устранения указанного нарушения законодательства — три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождаются, государственная пошлина в местный бюджет Южноуральского городского округа с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора г. Южноуральска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Южноуральского городского округа, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и принятию программ комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа.

Обязать администрацию Южноуральского городского округа разработать и принять программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры Южноуральского городского округа в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Южноуральский городской суд.

Председательствующий подпись И.М. Реутова

Копия верна:

Судья И.М. Реутова