ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-517/20 от 28.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-517/2020

УИД 44RS0002-01-2020-000018-67

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2020 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Спицыной О.А.

при секретаре Алферьевой А.А.,

при участии представителя административного ответчика Департамента образования и науки Костромской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и науки Костромской области, должностному лицу ФИО2 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по направлению ответа,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в лице представителя ФИО3 обратилось в суд с указанным административным иском, который мотивирован тем, что в соответствии с «Планом мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденного заместителем Председателя Правительства РФ ФИО4, административным истцом на адрес электронной почте административного ответчика направлены заявления объединения граждан о межсекторном взаимодействии, предусмотренном нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации. Планом мероприятий установлена «подготовка предложений по обеспечению эффективного предотвращения и пресечения мошеннической деятельности, осуществляемой под видом сбора благотворительных пожертвований. Подготовка предложений по распространению современных технологий предоставления услуг, оказываемых в рамках деятельности благотворительных организаций, реализуемых ими программ и проектов, в деятельность государственных и муниципальных учреждений. Обобщение лучших практик и подготовка методических материалов по взаимодействию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с благотворительными организациями, содействия разработке и реализации проектов в благотворительной сфере. Обеспечение реализации программ подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров предприятий и организаций, сотрудников организаций социальной сферы и средств массовой информации, по вопросам поддержки благотворительной деятельности, взаимодействия с благотворительными и иными некоммерческими организациями, обобщение лучших практик. Подготовка предложений об установлении порядка включения российских организаций в перечень организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых физическим лицам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Подготовка предложений по развитию инфраструктуры содействия благотворительной деятельности граждан в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Ответственными исполнителями указанных мероприятий указаны органы исполнительной власти субъектов РФ и заинтересованные организации. Реализация указанного плана невозможна без межсекторного взаимодействия между указанными в распоряжении Правительства РФ участниками. Предложения добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в г. Москве dd/mm/yy включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося dd/mm/yy и утверждены Президентом Российской Федерации dd/mm/yy (№ Пр-38ГС). Благотворительного региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в лице представителя ФИО3dd/mm/yy обратилось в Департамент образования и науки Костромской области с обращением, в котором просило об определении формы и срока взаимодействия с общественными органами, учреждениями, организациями, должностными лицами, в целях исполнения распоряжения Правительства РФ от dd/mm/yy-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», Плана мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета (утв.Президентом РФ от dd/mm/yy № ПР-38ГС), распоряжения Правительства РФ от dd/mm/yy-р. Полученный ответ со ссылкой на гражданское законодательство о свободе договора, автономии образовательных учреждений административный истец расценивает как отказ от взаимодействия в исполнении поручений президента, плана и распоряжений Правительства РФ, поскольку нарушает права и свободы получателей благотворительной помощи из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, волонтеров (добровольцев) из числа участников общественного движения. Ответчик нарушил требований, предусмотренные п.п. 4 п. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Указанное влечет за собой нарушение требований ст.ст. 7, 33, 38, 39, 72 Конституции РФ. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении требований, предусмотренных положениями п.п. 4 п. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязать административного ответчика направить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено должностное лицо - начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2

В судебное заседание представитель административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО3 не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика департамента образования и науки Костромской области ФИО1 иск не признала, представлен мотивированный отзыв на иск.

Административный соответчик начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2 в суд не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

В силу части 1 статьи 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу части 1 статьи 10 ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (часть 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (часть 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 4).

Согласно части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава, Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.Целями движения являются, в т.ч., содействие защите прав, интересов молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), способствование социальной адаптации таких молодых людей, содействие повышению уровня финансовой и юридической грамотности молодежи, социальная поддержка и защита молодых граждан, способствование социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение молодежи и т.д. (п. 2.1 Устава).

Распоряжением Правительства Российской Федерации 25 сентября 2017 года утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, которая определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период. Целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности.

dd/mm/yy Президентом РФ утвержден Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося dd/mm/yy, в соответствии с которому П. РФ поручено утвердить План реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года

Распоряжением Правительства Российской Федерации 15 ноября 2019 года № 2705-р утверждена Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности; учитывать положения Концепции при подготовке региональных программ социально-экономического развития.

Заместителем Председателя Правительства РФ 11 декабря 2019 года утвержден План мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года.

Судом установлено, что dd/mm/yy представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО3 направил в адрес департамента науки и образования Костромской области обращение, в котором просил определить форму и сроки взаимодействия с ответственными органами, учреждения, организациями и должностными лицами на 2020 год в рамках исполнения распоряжения Правительства РФ от dd/mm/yy-р «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», Плана мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ ФИО4dd/mm/yy, Утвержденного dd/mm/yy Президентом РФ Перечня поручений по итогам заседания государственного совета, распоряжения Правительства РФ от dd/mm/yy-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы».

Данное обращение поступило в департамент науки и образования Костромской области и зарегистрировано dd/mm/yy за номером , передано в работу начальнику отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2

Заявляя настоящие требования, административный истец указал, что департаментом фактически допущено бездействие, ответ не соответствует положениям п.п. 4 п. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Установлено, что ответ на обращение от dd/mm/yy в адрес представителя ФИО3 направлен dd/mm/yy, т.е., в 30-дневный срок со дня регистрации обращения, установленного законодательством.

Из ответа следует, что департамент образования и науки Костромской области рассмотрел обращение и выражает готовность оказать информационную поддержку Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» и направить предложения организации по участию в проектах в муниципальные органы управления образования, осуществляющие функции учредителей муниципальных образовательных организаций, а также в областные государственные образовательные организации в течение 2020 года, поскольку в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обладают автономией, т.е. самостоятельно принимают решения об участии в мероприятиях, проводимых благотворительным движением. Разъяснено о праве самостоятельно информировать муниципальные органы управления образования, образовательные организации о программах и проектах, реализуемых Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Таким образом, заявителю дан мотивированный ответ относительно порядка взаимодействия с образовательными организациями.

Указанные выше действия административного ответчика соответствуют положениям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку ответ подготовлен органом в рамках его компетенции, содержит суждения по существу просьбы, указанной в обращении, и которое рассмотрено в установленном законом порядке и в срок.

Действиями административного ответчика гарантированное законом право административного истца не нарушено, несогласие с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения административных исковых требований.

Суд учитывает разъяснения, содержащиеся в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства, РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и науки Костромской области, должностному лицу ФИО2 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по направлению ответа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Спицына

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2020 года