Дело № 2а-517/2022
УИД 33RS0019-01-2022-000655-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Дворниковой С.В.,
при секретаре Александровской С.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Суздаль Владимирской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО7 к администрации муниципального образования Боголюбовское о признании незаконными и отмене постановлений, восстановлении за недвижимым имуществом прежнего адреса,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Боголюбовское, с учетом уточнения требований, о признании незаконными и отмене постановлений, восстановлении за недвижимым имуществом прежнего адреса.
В обоснование административного иска указал, что является собственником земельного участка и находящегося на нем жилого дома по адресу: , д. 7. Им заключены договоры электроснабжения, поставки газа, по бурению и оборудованию скважины для обслуживания данного дома, при этом во всех договорах адрес жилого дома значится, именно дом 7 по . 23.11.2021 г. администрацией МО Боголюбовское вынесено постановление № ### о перенумерации жилых домов, в соответствии с которым адрес принадлежащего ему жилого дома и земельного участка стал: «, д. 9». Полагает, что в связи с изменением адреса, вся полученная им документация на обозначенные выше жилой дом и земельный участок, является недействительной из-за несоответствия содержащихся в ней сведений текущим реестровым записям об объектах недвижимости. Из-за действий административного ответчика, ему необходимо вновь обращаться во все административные органы и частные организации для переоформления документов. Считает, что постановлением администрации МО Боголюбовское № ### от 23.11.2021 г. нарушаются его права и законные интересы как собственника недвижимости. Кроме того, он будет вынужден понести дополнительные расходы. На основании статей 15, 35 Конституции Российской Федерации, с учетом уточнения требований, просит признать незаконным и отменить постановление администрации МО Боголюбовское № ### от 23.11.2021 г. в части пунктов 6, 7, 8, 9; признать незаконным и отменить постановление администрации МО Боголюбовское № ### от 11.01.2022 г., оставить за недвижимым имуществом ФИО3 прежний адрес.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, письменным заявлением ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, уточненное административное исковое заявление поддержал по изложенным в административном иске основаниям, дополнительно пояснил, что права ФИО3 нарушены оспариваемыми постановлениями тем, что он вновь будет вынужден переоформлять все документы на принадлежащие ему жилой дом и земельный участок. Считает, что нарушено право собственности ФИО3, поскольку его право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: д. 7 прекращено, и возникло на жилой дом и земельный участок по адресу: , д. 9. ФИО3 узнал о нарушении своего права в январе 2022 г., когда получил ответ на свое обращение из администрации МО Боголюбовское. Полагает, что срок обращения с административным иском ФИО3 не пропущен. Конверт, в котором находился ответ на обращение, у административного истца не сохранился.
Представитель административного ответчика - администрации МО Боголюбовское - по доверенности ФИО2, возражала против административного иска, пояснила, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом, не нарушают прав и законных интересов административного истца и не создают препятствий ему в пользовании своим имуществом. На основании пункта 21 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 14 статьи 7 Устава МО Боголюбовское к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов, изменение адресов и их аннулирование. Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 443-ФЗ от 28.12.2013 г. «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), а также Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1221 от 19.11.2014 г. (далее - Правила). Постановлением администрации МО Боголюбовское № 21 от 09.02.2015 г. утверждено Положение о порядке присвоения адресов объектам недвижимости на территории МО Боголюбовское (далее - Положение). Полномочия по изменению адресов относятся к полномочиям администрации МО Боголюбовское. Администрация МО Боголюбовское в порядке муниципального контроля может самостоятельно изменить адрес. 22.11.2021 г. в администрацию МО Боголюбовское поступило заявление А., в ходе рассмотрения которого выяснилось, что на территории с имеются два одинаковых адреса, что недопустимо. При визуальном осмотре, установлено, что в настоящее время застройка по произведена по двум сторонам. Ранее нумерация домов по присваивалась по порядку, в настоящее время принято решение об установлении нумерации с разделением на четную и нечетную стороны. В связи с нумерацией по четной и нечетной стороне, жилому дому и земельному участку, принадлежащим административному истцу, адрес изменен в части указания номера - с 7 на 9. После перенумерации, 24.11.2021 г. внесена соответствующая запись в государственный адресный реестр, данные переданы в ФИАЗ. По пункту 2 требований уточненного административного иска, основной документ, послуживший для изменения адреса, это постановление № ### от 23.11.2021 г., постановление № ### выдано ФИО3 для удобства, оно не является основанием для изменения адреса. Считает, что принятым постановлением никакие права ФИО3 не нарушены, в ЕГРН содержатся достоверные данные. После издания постановления, администрация МО Боголюбовское обратилась в Управление Росреестра по Владимирской области для внесения изменений в ЕГРН относительно объектов недвижимого имущества. Полагает, что административным истцом пропущен срок для обращения с данным административным иском, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку еще в своем обращении в администрацию МО Боголюбовское от 23.12.2021 г. он указывал, что месяц назад ему стало известно об изменении адресов. Считает, что об изменении адресов ФИО3 стало известно 23.11.2021 г. Административное исковое заявление подано ФИО3 за пределами трехмесячного срока. Полагает, что изменение адреса жилого дома и земельного участка, не принадлежащих ФИО3, которые указаны в оспариваемом постановлении № ###, права ФИО3 не затрагивают.
С учетом положений статьи 150 КАС РФ, мнения лиц, участвующих в деле, судом определено рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Административным истцом представлены свидетельства о государственной регистрации права от 05.01.2015 г., в соответствии с которыми он является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, площадью 1132 кв.м и жилого дома с кадастровым номером ###, расположенных по адресу: , д. 7,
Материалами дела установлено, что в 2018 г., в 2019 г. ФИО3 заключались соглашения о перераспределении земельных участков, в результате которых административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ###.
Частями 1 - 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По смыслу пунктов 1 - 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии со статьей 2 Закона адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона определены полномочия органов местного самоуправления на присвоение адресов объектам адресации, изменение адресов объектов адресации, аннулирование их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил предусмотрено, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению.
По смыслу пункта 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, органами публичной власти федеральной территории, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", с использованием федеральной информационной адресной системы.
На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Закона органы местного самоуправления, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", осуществляют следующие полномочия: 1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; 2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Устава МО Боголюбовское, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования Боголюбовское сельское поселение № 38 от 14.02.2006 г., к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Согласно пункту 2.4.1 Положения об адресном реестре объектов недвижимости, утвержденного постановлением Главы администрации МО Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области № 21 от 09.02.2015 г. причинами переадресации являются: перенаименование улиц, разделение объектов недвижимости на самостоятельные части, упорядочение элементов застройки, присвоение адреса зданию и т.п.
Судом установлено, что 23.11.2021 г. администрацией МО Боголюбовское издано постановление № ### «О перенумерации жилых домов и земельных участков», в соответствии с пунктами 6 - 9 которого постановлено: земельному участку с кадастровым номером ### произвести перенумерацию с номера 6 на номер 7 присвоить следующий адрес: ###, з/у 7. Жилому дому с кадастровым номером ### произвести перенумерацию с номера 6 на номер 7 присвоить следующий адрес: д. 7. Жилому дому с кадастровым номером ### произвести перенумерацию с номера 7 на номер 9 присвоить следующий адрес: д. 9. Земельному участку с кадастровым номером ### произвести перенумерацию с номера 7 на номер 9 присвоить следующий адрес: , з/у 9.
Основанием для вынесения названного выше постановления послужили: Положение об адресном реестре объектов недвижимости», «Положение о порядке присвоения адресов объектам недвижимости на территории МО Боголюбовское сельское поселение», утвержденных постановлением главы МО Боголюбовское сельское поселение № 21 от 19.02.2015 г., Федеральный закон Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости», Приказ Минэкономразвития Российской Федерации № 42 от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости.
11.01.2022 г. за № ### администрацией МО Боголюбовское принято постановление «О перенумерации жилого дома и земельного участка», которым постановлено: жилому дому с кадастровым номером ### произвести перенумерацию с номера 7 на номер 9 присвоить следующий адрес: , д. 9. Земельному участку с кадастровым номером ### произвести перенумерацию с номера 7 на номер 9 присвоить следующий адрес: з/у 9.
По данным выписки из ЕГРН по состоянию на 21.04.2022 г. ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, площадью 1463 кв.м, находящегося по адресу: , з/у 9.
Из выписки из ЕГРН по состоянию на 21.04.2022 г. усматривается, что ФИО3 на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: , д. 9.
В силу части 1 статьи 219 КАС если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании представителем административного ответчика ФИО2 заявлено о пропуске административным истцом срока обращения с рассматриваемым административным иском.
Решая вопрос о соблюдении ФИО3 срока обращения с рассматриваемым административным иском, суд исходит получения им ответа на обращение из администрации МО Боголюбовское от 11.01.2022 г. как достоверного источника информации о принятом администрацией МО Боголюбовское постановления № ### от 23.11.2021 г.
Как следует из материалов дела, 11.01.2022 г. администрацией МО Боголюбовское ФИО3 направлен ответ, в котором сообщено о принятом 23.11.2021 г. постановлении № ### Данное постановление является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании пояснял, что письмо администрации ФИО3 получил посредством почтовой связи в конце января 2022 г.
Установлено, что с рассматриваемым административным иском ФИО3 обратился 31.03.2022 г., направив его посредством почтовой связи 29.01.2022 г., о чем проставлен почтовый штемпель на конверте.
Принимая во внимание, что сторонами не представлено достоверных доказательств точной даты получения ФИО3 ответа администрации МО Боголюбовское от 11.01.2022 г., суд исходит из того, что срок обращения с рассматриваемым административным иском ФИО3 не пропущен.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ основанием к удовлетворению административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, о том, что оспариваемые постановления приняты полномочным органом в рамках предоставленных полномочий, что согласуется с приведенными выше правовыми нормами.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 поясняла, что основанием для вынесения оспариваемых постановлений послужило упорядочение адресного хозяйства - упорядочение элементов застройки, что также соответствует пункту 2.4.1 Положения об адресном реестре объектов недвижимости, утвержденного постановлением Главы администрации МО Боголюбовское сельское поселение Суздальского района Владимирской области № 21 от 09.02.2015 г.
Настаивая на административном иске, представитель административного истца указывал, что оспариваемыми постановлениями нарушаются права ФИО3 как собственника жилого дома и земельного участка. Между тем, в чем выразилось данное нарушение и каким образом ограничиваются права ФИО3 по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, стороной административного истца в судебном заседании не пояснено, как не обозначено и в административном иске.
Согласно частям 2, 3, 5 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Материалами дела установлено, что после изменений в адресе принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества, в установленном порядке внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, а также в государственный адресный реестр.
Исходя из представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска. При этом суд учитывает, что принадлежащие ФИО3 жилой дом с кадастровым номером ### и земельный участок с кадастровым номером ### из владения и пользования административного истца не выбывали, а его права на них зарегистрированы в ЕГРН в установленном порядке. Какое-либо ограничение прав ФИО3 в результате изменения адреса названых выше жилого дома и земельного участка, не наступило.
По сведениям выписок из ЕГРН от 05.05.2022 г. собственником жилого дома с кадастровым номером ### и земельного участка с кадастровым номером ### является ФИО4
Учитывая, что пункты 6 и 7 оспариваемого постановления администрации МО Боглюбовское № ### от 23.11.2021 г. касаются изменения адреса земельного участка с кадастровым номером № ### и жилого дома с кадастровым номером ###, собственником которых ФИО3 не является, оснований для признания постановления администрации МО Боголюбовское № ### от 23.11.2021 г. не имеется, поскольку постановление в этой части каких-либо прав административного истца не нарушает.
Руководствуясь статьями 175, 178 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО3 к администрации муниципального образования Боголюбовское о признании незаконным и отмене постановления № ### от 23.11.2021 г. «О перенумерации жилых домов и земельных участков» в части пунктов 6, 7, 8, 9; признании незаконным и отмене постановления № ### от 11.01.2022 г. «О перенумерации жилого дома и земельного участка», восстановлении за принадлежащим ему недвижимым имуществом прежнего адреса, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2022 года.
Председательствующий С.В. Дворникова