ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-517/2022 от 21.06.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-517/2022

УИД 44RS0003-01-2022-000748-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года п. Поназырево

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Г.В., при секретаре Куликовой Л.В.,

с участием заместителя прокурора Поназыревского района Костромской области Михеева Е.Е., представителя ответчика администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области Захарова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Поназыревского района Костромской области, действуя в интересах в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Поназыревского района в соответствии с указанием прокуратуры Костромской области от 12 марта 2020 года № 46/7 проведена проверка деятельности администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области (далее - Якшангское сельское поселение) соблюдения законодательства в сфере размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru. Вместе с тем, на официальном сайте государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства по ссылке https://dom.gosuslugi.ru/#!/houses в сведениях об объектах жилищного фонда, расположенных в Якшангском сельском поселении, отсутствуют данные о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов, определяющих степень благоустройства такого дома. Тем самым, администрацией Якшангского сельского поселения не исполняются обязанности по размещению необходимой информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствие данной информации нарушает права граждан на получение полной и достоверной информации в системе жилищно-коммунального хозяйства. Определить перечень данных граждан не представляется возможным, в связи с чем, прокурором предъявляется настоящее исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц. Данное нарушение выявлено прокурором района 24 марта 2022 года, в связи с чем, главе администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено 20 апреля 2022 года. Вместе с тем, настоящее нарушение не устранено до настоящего времени. Просил признать незаконным бездействие администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области по принятию мер по организации внесения и внесению в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведения о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов, определяющих степень благоустройства таких домов (с указанием источника информации): возложить на администрацию Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области обязанность по организации внесения и внесению в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведения о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов (в отношении жилых домов блокированной застройки, а также объектов индивидуального жилищного строительства, располагающихся на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского района Костромской области), определяющих степень благоустройства таких домов (с указанием источника информации) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Поназыревского района Костромской области Михеев Е.Е. исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области по принятию мер по организации внесения и внесению в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведений о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов, определяющих степень благоустройства таких домов (с указанием источника информации); возложить на администрацию Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области обязанность по организации внесения и внесению в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведений о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов (в отношении жилых домов блокированной застройки, а также объектов индивидуального жилищного строительства, располагающихся на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского района Костромской области), определяющих степень благоустройства таких домов (с указанием источника информации) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru в течение 1 месяца с момента возникновения технической возможности по внесению указанной информации.

Представитель ответчика администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области Захарова С.В. уточненные исковые требования признал. Суду пояснил, что в данный момент они не могут исполнить требования в связи с отсутствием технической возможности по внесению указанной информации.

Заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепить за сельскими поселениями Костромской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 33.2, 34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1, п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) в системе должны размещаться: информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.

Согласно п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ органы местного самоуправления размещают в системе: информацию, предусмотренную пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливает: порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Согласно п. 9.1.5 раздела 6 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года, в качестве информации, подлежащей размещению в системе органами местного самоуправления об объектах государственного учета жилищного фонда (в отношении жилых домов блокированной застройки, а также объектов индивидуального жилищного строительства), включая их технические характеристики и состояния, являются сведения о наличии и составе инженерных систем внутри жилого дома, определяющих степень благоустройства такого дома (с указанием источника информации).

На основании ч. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.

Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 года определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Поназыревского района в соответствии с указанием прокуратуры Костромской области от 12 марта 2020 года № 46/7 в марте 2022 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области.

В ходе проверки установлено, что на официальном сайте государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства по ссылке https://dom.gosuslugi.ru/#!/houses в сведениях об объектах жилищного фонда, расположенных в Якшангском сельском поселении, отсутствуют данные о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов, определяющих степень благоустройства такого дома.

24 марта 2022 года главе администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено 20 апреля 2022 года.

Настоящее нарушение не устранено до настоящего времени.

Таким образом, суд на основании представленных доказательств, считает, что администрацией Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области не выполнены требования законодательства, а именно не приняты меры по размещению на официальном сайте государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства по ссылке https://dom.gosuslugi.ru/#!/houses в сведениях об объектах жилищного фонда, расположенных в Якшангском сельском поселении, отсутствуют данные о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов, определяющих степень благоустройства такого дома.

Неисполнение административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по размещению необходимой информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, Отсутствие данной информации нарушает права граждан на получение полной и достоверной информации в системе жилищно-коммунального хозяйства.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Поназыревского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).

При указанных обстоятельствах, учитывая социальную значимость исполнения данных требований, суд считает разумным установить срок выполнения требования для администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области в течение в течение 1 месяца с момента возникновения технической возможности по внесению указанной информации.

Руководствуясь ст. ст. 180, 218 - 219 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области по принятию мер по организации внесения и внесению в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведений о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов, определяющих степень благоустройства таких домов (с указанием источника информации).

Возложить на администрацию Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области обязанность по организации внесения и внесению в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства сведений о наличии и составе инженерных систем внутри жилых домов (в отношении жилых домов блокированной застройки, а также объектов индивидуального жилищного строительства, располагающихся на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского района Костромской области), определяющих степень благоустройства таких домов (с указанием источника информации) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru в течение 1 месяца с момента возникновения технической возможности по внесению указанной информации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Г.В. Семенова