(УИД47RS0001-01-2022-000535-78)
Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-517/2022
Именем Российской Федерации
29 июня 2022 года г.Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Беляковой В.В.
с участием:
представителя административного истца - администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области – Комиссарова Р.Ю.
представителя административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – помощника Бокситогорского городского прокурора Байловой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к Бокситогорскому городскому прокурору о признании представления от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Ленинградской области.
В обоснование иска указано, что в адрес администрации Бокситогорского муниципального района внесено представление Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ о принятии мер по устранению нарушений законодательства. В представлении указывается, что администрацией Бокситогорского муниципального района муниципальный правовой акт, утверждающий генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, не принят.
Между тем, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Одновременно, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, а именно:
- частью 1 статьи 130: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.»;
- частью 1 статьи 132: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.»;
- статьей 133: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.».
Указанное представление Бокситогорского городского прокурора о принятии мер по устранению нарушений законодательства нарушает вышеизложенные права и законные интересы администрации Бокситогорского муниципального района, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - муниципальные образования вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам).
Согласно подпункту 3.14 пункта 3 статьи 19 Устава Бокситогорского муниципального района совет депутатов устанавливает порядок привлечения заемных средств, в том числе выпуска муниципальных ценных бумаг.
ДД.ММ.ГГГГ совет депутатов Бокситогорского муниципального района утвердил Положение о порядке осуществления муниципальных заимствований Бокситогорским муниципальным районом Ленинградской области (решение от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с пунктом 1.4. вышеуказанного Положения долговые обязательства Бокситогорского муниципального района могут существовать в виде обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Бокситогорского муниципального района из областного бюджета Ленинградской области, обязательств по кредитам, полученным Бокситогорским муниципальным районом от кредитных организаций и не могут существовать в иных видах.
В силу общеправового принципа, изложенного в пункте 2 статьи 1 и пункте 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Таким образом, Бокситогорский городской прокурор в обжалуемом представлении от ДД.ММ.ГГГГ№ понуждает (обязывает) администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области воспользоваться своим правом, предусмотренным статьей 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 124-126, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области просит:
признать представление Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Представителем административных ответчиков Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и прокуратуры Ленинградской области Смирновым И.А. представлен в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции прокурор указывает, что оспариваемое представление прокурора внесено главе администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области по результатам анализа деятельности органа местного самоуправлению в сфере бюджетного нормотворчества, в ходе которого установлен факт отсутствия муниципального правового акта, утверждающего генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг. Требования прокурора, изложенные в представлении, обоснованы требованиями федерального законодательства и направлены на надлежащую реализацию органами местного самоуправления своих бюджетных полномочий (ч. 1 ст. 9, ч. 4 ст. 121.3, ч.ч. 1, 2 ст. 121.5, ч. 1 ст. 121.6, п. 1 ч. 1 ст. 121.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).
Вопреки доводам административного истца об отсутствии у него обязанности разрабатывать соответствующий правовой акт, утверждение Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг в форме правового акта предусмотрено статьей 121.5 БК РФ. При этом, Генеральные условия должны включать указание:1) на вид ценных бумаг;2) на форму выпуска ценных бумаг;3) на срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);4) на валюту обязательств;5) на особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;6) на ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым указанные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. В Генеральных условиях может быть указана только одна форма выпуска ценных бумаг (ч.ч. 2, 3 ст. 121.5 БК РФ).
В соответствии с п.15, п.16 ч.2 ст. 29 Устава Муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области 14 сентября 2016 года № 93 (далее – Устав), совет депутатов определяет порядок привлечения заемных средств, в том числе выпуска муниципальных ценных бумаг; принимает решения о целях, формах, суммах долгосрочных заимствований, выпуске местных займов.
В соответствии с пп. 3.14 п.3 ст.19 Устава Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ совет депутатов устанавливает порядок привлечения заемных средств, в том числе выпуска муниципальных ценных бумаг.
Согласно ч.1.1 ст. 27 Устава администрация Бокситогорского городского поселения не образуется. Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа городского поселения возлагается на администрацию Бокситогорского муниципального района.
Вместе с тем, правовой акт, утверждающий генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, не принят ни советом депутатов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, ни советом депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области.
Доводы о том, что осуществление муниципальных заимствований является правом муниципального образования и, что согласно утвержденному представительным органом Бокситогорского муниципального района Положению о порядке осуществления муниципальных заимствований, долговые обязательства муниципального района могут существовать в виде обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет муниципального района из областного бюджета и по обязательствам по кредитам, полученных от кредитных организаций, и не могут существовать в иных видах, не опровергают выводы прокурора о нарушении требований бюджетного законодательства, изложенные в оспариваемом представлении, поскольку обязанность органа местного самоуправления по утверждению указанных Генеральных условий носит императивный характер.
В части довода административного истца о нарушении прокурором его конституционных прав на самостоятельное принятие решений, отмечает, что в соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации относится к предмету прокурорского надзора. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.1 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 4 ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Таким образом, требования прокурора, направленные на понуждение органов местного самоуправления исполнить возложенные на них законом обязанности, не ущемляют их самостоятельности в решении вопросов местного значения и не могут расцениваться как вмешательство в их исключительную компетенцию. Прокурор вправе принимать меры прокурорского реагирования, направленные на понуждение органа местного самоуправления принять правовой акт, в случае, если бездействие органа местного самоуправления, выявленное прокурором в рамках исполнения своих полномочий, нарушает права и законные интересы лиц. В этой связи оспариваемый акт прокурорского реагирования полностью соответствует требованиям действующего законодательства, внесен прокурором в рамках его компетенции, лицу, уполномоченному на его рассмотрение и принятие мер по устранению нарушений закона, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Представитель административного истца – Комиссаров Р.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков: Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. и Прокуратуры Ленинградской области – помощник Бокситогорского городского прокурора Байлова А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в представлении и отзыве на исковое заявление.
Исследовав доказательства, представленные суду в письменной форме, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона вносит представление об устранении нарушений закона, по которому в соответствии со статьей 24 (пункт 1) указанного Закона должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Поскольку за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц, то представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, подлежит оспариванию в порядке, определенном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Бокситогорским городским прокурором Ермаковым А.А. в адрес администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области внесено представление № о принятии мер по устранению нарушений законодательства. В представлении указано, что администрацией Бокситогорского муниципального района муниципальный правовой акт, утверждающий генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, не принят.
Администрации предписано: безотлагательно рассмотреть представление с обязательным уведомлением о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; не позднее одного месяца со дня его вынесения, исключить подобные нарушения законодательства впредь. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, копию решения о наказании представить в прокуратуру. Рассмотреть настоящее представление с участием Бокситогорского городского прокурора, уведомив его о дате и времени рассмотрения заблаговременно.
Администрация Бокситогорского муниципального района обратилась в суд с настоящим административным иском указывая, что считает представление Бокситогорского городского прокурора незаконным.
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования.
П. 1 ч. 2 ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что долговые обязательства муниципального образования могут существовать, в числе прочего, в виде обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам).
В соответствии положениями ст. 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика (часть 1); под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации (ч. 10); право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования) (ч. 17).
В соответствии с ч. 1 ст. 121.5 Бюджетного кодекса РФ Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация утверждают Генеральные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее - Генеральные условия) в форме соответственно нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и правового акта местной администрации.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно подпункту 3.14 пункта 3 статьи 19 Устава Бокситогорского муниципального района Ленинградской области совет депутатов устанавливает порядок привлечения заемных средств, в том числе выпуска муниципальных ценных бумаг.
ДД.ММ.ГГГГ совет депутатов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области утвердил Положение о порядке осуществления муниципальных заимствований Бокситогорским муниципальным районом Ленинградской области (решение от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с пунктом 1.4. вышеуказанного Положения долговые обязательства Бокситогорского муниципального района могут существовать в виде обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Бокситогорского муниципального района из областного бюджета Ленинградской области, обязательств по кредитам, полученным Бокситогорским муниципальным районом от кредитных организаций.
Долговые обязательства не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных абзацем 1 настоящего пункта.
Таким образом, совет депутатов установил порядок привлечения заемных средств, при этом абзацем вторым п. 1.4 вышеуказанного Положения установил, что долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, то есть и в виде обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам), в связи с чем у местной администрации отсутствует обязанность в соответствии с ч. 1 ст. 121.5 Бюджетного кодекса РФ утверждать Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг в форме правового акта местной администрации. Осуществление муниципальных заимствований, в силу ст. 64 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является правом муниципального образования, муниципальное образование действует в соответствии с утвержденным представительным органом Бокситогорского муниципального района Положением о порядке осуществления муниципальных заимствований.
С учетом вышеизложенного, суд находит безосновательными выводы прокурора о нарушении требований бюджетного законодательства, изложенных в оспариваемом представлении, представление Бокситогорского городского прокурора не соответствует требованиям законодательства и нарушает права администрации Бокситогорского муниципального района, в связи с чем представление прокурора является незаконным, а административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области удовлетворить.
Признать представление Бокситогорского городского прокурора А.А. Ермакова от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 05 июля 2022 года.
Судья: подпись
Копия верна, судья:
Секретарь: