УИД 32RS0007-01-2023-000375-49
Дело №2а-517/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Шелакова М.М.,
при секретаре Матвеечкиной М.В.,
с участием
административного истца – прокурора Рогнединского района Брянской области Ананенко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рогнединского района Брянской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Рогнединского муниципального района Брянской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет, оформлению права собственности на газопровод низкого давления, расположенный по <адрес>, и на земельный участок, занятый данным газопроводом,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Рогнединского района Брянской области обратился в суд с указанным административным иском, просил суд признать незаконным бездействие администрации Рогнединского муниципального района Брянской области и непринятие данным органом местного самоуправления мер по поставке на государственный кадастровый учет и мер по оформлению права собственности на газопровод низкого давления, расположенный по <адрес>, протяженностью 1017 м, дата ввода в эксплуатацию 2001 год и земельный участок, занятый данным газопроводом. Обязать администрацию Рогнединского муниципального района Брянской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на кадастровый учет газопровода низкого давления, расположенного по <адрес>, протяженностью 1017 м, дата ввода в эксплуатацию 2001 год, и земельного участка, занятого данным газопроводом, с последующей регистрацией права собственности на указанные газопровод и земельный участок.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что на территории Рогнединского района Брянской области имеется газопровод низкого давления, расположенный по <адрес>, протяженностью 1017 м, дата ввода в эксплуатацию 2001 год, находящийся в реестре муниципального имущества муниципального образования Рогнединского муниципального района, однако эксплуатация осуществляется без постановки на кадастровый учет газопровода и земельного участка, на котором он расположен, сведения о регистрации права муниципальной собственности в органах Управления Росреестра по Брянской области отсутствуют.
Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Рогнединского муниципального района Брянской области, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, должных мер организационного и практического характера, направленных на совершение действий для возникновения правопритязаний на спорные объекты.
Бездействие административного ответчика может способствовать совершению противоправных действий и посягательств в отношении спорного газопровода, неосуществлению его безопасной эксплуатации и ремонта, определению ответственного за его содержание.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором района 26.06.2023 года в адрес главы администрации района внесено представление, однако акт прокурорского реагирования удовлетворен не был, что послужило основанием для обращения в суд с данным административным иском.
В судебном заседании прокурор Рогнединского района Брянской области Ананенко С.Н. административные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Рогнединского района Брянской области Семенец М.В., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении данного административного дела в свое отсутствие, заявленные административные исковые требования признала в полном объеме. Последствия признания иска ей понятны, соответствующее заявление приобщено к материалам дела.
Согласно ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В данном случае, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит закону и н нарушает права и законные интересы других лиц.
В случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (п.2 ст.157 КАС РФ).
Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1, ч.4 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Статьей 41 Конституции РФ и статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что каждый имеет право на охрану и защиту их жизни и здоровья.
В силу ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно абз.4 ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Из п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
В силу ч.1 и ч.5 ст.51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №424.
В соответствии с п.2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Согласно п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Объектами земельных отношений в силу пп.2 п.1 ст.6 ЗК РФ являются земельные участки.
Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В силу ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (ст.8.1 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 6 и 7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч.3 ст.1 названного Федерального закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу ст.14 указанного Федерального закона, государственная регистрация носит заявительный характер, в частности, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что обращение исполнительным органом местного самоуправления в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет с последующей государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, является обязанностью администрации Рогнединского муниципального района Брянской области.
В свою очередь в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Как следует из материалов дела, в рамках прокурорской проверки в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии административным ответчиком мер по постановке на государственный кадастровый учет газопровода низкого давления, расположенного на территории муниципального образования Рогнединского муниципального района Брянской области и включенного в перечень муниципальных газопроводов Рогнединского муниципального района Брянской области, право муниципальной собственности на которые не зарегистрировано.
Данный факт нарушения требований законодательства подтвержден информацией, представленной администрацией Рогнединского района (исх.№1362и от 21.06.2023), согласно которой, газопровод низкого давления, расположенный по <адрес>, протяженностью 1017 м, дата ввода в эксплуатацию 2001 год, на государственном кадастровом учете не состоит, право муниципальной собственности в установленном законом порядке не зарегистрировано. Земельный участок, занятый данным газопроводом, на кадастровом учете также не состоит, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в реестр не включен. Правоустанавливающие документы на газопровод, оформленные в соответствии с действующим законодательством, отсутствуют.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что газопровод низкого давления по вышеуказанному адресу и земельный участок, занятый данным газопроводом, не состоят на государственном кадастровом учете как объекты недвижимости, имеющие индивидуальные характеристики, право муниципальной собственности на них в надлежащем порядке не зарегистрировано.
При этом спорный объект предназначен для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно (см. Классификацию, приведенную в Приложении N 1 к техническому регламенту, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870) и обладает признаками, указанными в ст.130 ГК РФ в виде неразрывной связи с землей.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 №2318-О).
Учитывая, что речь идет о неделимом имущественном комплексе – газопроводе низкого давления и земельном участке, занятым им, указанные газопровод и земельный участок находятся в границах муниципального образования Рогнединское городское поселение, то административный ответчик, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязан поставить вышеуказанные газопровод и земельный участок, занятый данным газопроводом, на кадастровый учет с последующей регистрацией права муниципальной собственности на них, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление полномочий в данной сфере обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования.
В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по осуществлению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ответственность несет именно исполнительный орган местного самоуправления, то есть администрация Рогнединского муниципального района Брянской области.
Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на газопровод низкого давления, расположенный по <адрес>, протяженностью 1017 м, дата ввода в эксплуатацию 2001 год, и земельный участок, занятый данным газопроводом, может способствовать совершению противоправных действий и посягательств в отношении данного объекта, неосуществлению его безопасной эксплуатации, повышению уровня аварийности и возможного причинения ущерба в результате аварии, повреждению газораспределительных сетей, а также создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием газопровода, что противоречит интересам неопределенного круга лиц.
На день рассмотрения административного иска указанные нарушения, изложенные в представлении прокурора от 26.06.2023, административным ответчиком не устранены, доказательств обратного суду не представлено. При этом функциональное использование этого газопровода и земельного участка, занятого данным газопроводом, административным ответчиком не оспаривается.
При указанных обстоятельствах суд признает бездействие административного ответчика незаконным и подлежащем устранению.
При этом недостаточность бюджетных средств для устранения выявленных нарушений, в данном случае не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Рогнединского района Брянской области подлежат удовлетворению, так как направлены на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание характер административного иска, а также действий, которые следует совершить административному ответчику в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, объем материальных и временных затрат, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий, суд соглашается с заявленным административным истцом сроком исполнения решения суда и полагает возможным определить административному ответчику срок для исполнения возложенной обязанности – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая его разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Рогнединского района Брянской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Рогнединского муниципального района Брянской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет, оформлению права собственности на газопровод низкого давления, расположенный по <адрес>, и на земельный участок, занятый данным газопроводом - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рогнединского муниципального района Брянской области и непринятие данным органом местного самоуправления мер по поставке на государственный кадастровый учет и мер по оформлению права собственности на газопровод низкого давления, расположенный по <адрес>, протяженностью 1017 м, дата ввода в эксплуатацию 2001 год, и на земельный участок, занятый данным газопроводом.
Обязать администрацию Рогнединского муниципального района Брянской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на кадастровый учет газопровода низкого давления, расположенного по <адрес>, протяженностью 1017 м, дата ввода в эксплуатацию 2001 год, и земельного участка, занятого данным газопроводом, с последующей регистрацией права собственности на данный газопровод и земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2023 года.
Председательствующий по делу М.М. Шелаков