ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-517/22 от 24.01.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2021-006275-88

Дело № 2а-517/22

Решение

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года гор. Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика Местной администрации г.о. Нальчик, по доверенности от 11.01.2021 г. ФИО3, представителя заинтересованного лица МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства» Местной администрации г.о. Нальчик по доверенности от 17.01.2022 г. ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к Местной администрации г.о. Нальчик об оспаривании уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с названным административным иском к Местной администрации г.о. Нальчик, требования к которой сформулированы следующим образом:

признать уведомление местной администрации о несоответствии планируемого индивидуального жилищного строения на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> незаконным;

возложить на местную администрацию г.о. Нальчик обязанность по устранению допущенного нарушения, привести в соответствие Правила застройки и землепользования городского округа Нальчик и провести границы территориальной зоны на общественно-деловой и смешанной застройки (ОБ) по границам моего участка, не нарушая границы частной собственности.

В обоснование иска указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ он обратился в местную администрацию г.о. Нальчика с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилищного строения на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

Письмом от 01.10.2021 № 45-1-36/4211 ему было отказано в положительном решении данного вопроса, в связи с тем, что данный земельный участок находится в территориальной зоне общественно-деловой и смешанной застройки (ОБ) и в данной территориальной зоне не предусмотрено строительство индивидуального жилого дома.

Считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно выписке из ЕГРН от 09.11.2021, он является собственником земельного участка, общей площадью 367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., кадастровый , на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.04.2017 г., дата и номер государственной регистрации права: от 29.04.2017 г., вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную.

Согласно выписке из ЕГРН от 09.11.2021 г. земельный участок стоит на кадастровом учете и имеет кадастровый , и находиться в его собственности с 15.05.2017 г., сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», что свидетельствует о четко установленных границ этого участка, с видом разрешенного использования: под жилую индивидуальную застройку,что позволяло, в соответствии с п. 3 ч.2 ст.34 Градостроительного кодекса РФ при определении вида территориальной зоны на общественно-деловую и смешанную застройку (ОБ) провести по границам его участка, не нарушая границы частной собственности.

Также в публичной кадастровой карте, содержится информация о данном земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, где вид разрешенного использования указан, как под жилую застройку индивидуальную. Дата обновления публичной кадастровой карты была 21.01.2021 г.

Кроме того, полагает, что форма уведомления о несоответствии планируемого строительства, направленная в его адрес местной администрацией г.о. Нальчик, не соответствует требованиям предусмотренным п.п. 2 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ и утвержденных Приказом Минстроя России от 19.09.2018 г. № 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома".

Так, в данном уведомлении не указаны обоснования отнесения (изменения) учтённого земельного участка, принадлежащего ему на праве частной собственности с установленным видом разрешенного использования «под жилую застройку Индивидуальную» к территориальной зоне общественно-деловой и смешанной застройки.

Учитывая данные, содержащиеся в выписке из ЕГРН от 09.11.2021 г. и информацию, которая указана в публичной кадастровой карте с обновлённой информацией от 21.01.2021 г. о виде разрешенного использования земельного участка, находящегося в его собственности, с кадастровым номером , об отсутствии каких-либо ограничений прав и обременений данного земельного участка письмо местной администрации г.о. Нальчик от 01.10.2021 № 45-1-36/4211 нарушает его права, так как данный земельный участок находится в собственности и желает использовать его по назначению указанному в кадастровом паспорте земельного участка - индивидуальную жилую застройку.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, а его представитель ФИО2 административные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Местной администрации г.о. Нальчик, ФИО3 исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Протокольным определением от 21.12.2021 года суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика главу Местной администрации г.о. Нальчик ФИО5, который в судебное заседание не явился.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица суд привлек МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства» Местной администрации г.о. Нальчик, представитель которой ФИО4, высказалась против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав доводы лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 367 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> на землях населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства.

На обращение административного истца о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, Местной администрации г.о. Нальчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено об отказе в выдаче разрешения на строительство по мотивам несоответствия испрашиваемой цели получения разрешения на строительство Генеральному плану г.о. Нальчик, что земельный участок с кадастровым номером 07:09:0101010:1352, расположен, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки г.о. Нальчик, в территориальной зоне общественно-деловой и смешанной застройки и данный вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусматривают строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу ст. 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).

В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ, п. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Исходя из п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со ст. 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 2 части 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Таким образом, предусмотренное указанными правовыми положениями право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

На основании п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешения на строительство.

Как усматривается из ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 34, частей 1, 8 ст. 37, ст. 44 Закона N 131-ФЗ, полномочиями по решению вопросов местного значения обладают органы местного самоуправления, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования. В структуре таких органов названа местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в состав которой могут входить ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Структура и полномочия органов местного самоуправления муниципального образования определяются в его уставе.

С учетом указанного Администрация является уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом местного самоуправления.

Порядок выдачи разрешения на строительство урегулирован федеральным законодателем. При этом в силу названной правовой нормы Градостроительного кодекса РФ проектная документация на данном этапе проверяется на соответствие ее требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и пр.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (п. 11 ст. 51 ГрК РФ).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (п. 13 ст. 51 ГрК РФ).

Генеральный план г.о Нальчик, утвержден решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 31.01.2019 г. № 207 (ред. от 22.05.2020).

Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 22.05.2020г. № 315 (ред. от 25.12.2020) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Нальчик. Согласно ст. 22 Правил виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в данной статье, не предусматривают строительство индивидуального жилого дома.

Данные правовые акты представляют собой документы территориального планирования муниципального образования (ст. 18 ГрК РФ) и в силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ являются обязательными. Ими предусмотрено отнесение территории, на которой находится принадлежащий административному истцу земельный участок, к зоне общественно-деловой и смешанной застройки (ОБ) и согласно данному, в границах исходного земельного участка не предусмотрена возможность использования и строительство индивидуальной жилой застройки.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Изложенное позволяет заключить, что документами территориального планирования на спорном участке в настоящее время не допускается возведение индивидуальной жилой застройки.

Таким образом, у административного ответчика имелись основания для отказа в выдаче ФИО1 разрешения на строительство..

Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В пункте 4 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Таким образом, в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, несоответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

С учетом приведенных норм права использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.

В этой связи не допускается строительство жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобный вид использования земельного участка, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем положениями ч. 15, ч. 16 ст. 24 ГрК РФ предусмотрено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (ч. 4 ст. 32 ГрК РФ).

При этом следует отметить, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Исходя из положений пункта 4 названной статьи основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, по общему правилу правообладатель вправе самостоятельно, без разрешений и согласования органов местного самоуправления, выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования из тех видов, которые предусмотрены зонированием территорий.

В данном случае, действующими Правилами землепользования и застройки, земельный участок истца отнесен к зоне общественно-деловой и смешанной застройки (ОБ) и доводы ФИО1 фактически сводятся к несогласию с включением принадлежащего ему земельного участка на карте градостроительного зонирования в границы этой территориальной зоны, чем ограничен выбор вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.

Между тем, Правила землепользования и застройки, в состав которых входит карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.

С учетом этого, оспариваемый ответ на заявление ФИО1 с указанием на отнесение земельного участка к определенной территориальной зоне, сам по себе не может нарушать права заявителя.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175- 180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

административные исковые требования ФИО1 ФИО8 к Местной администрации г.о. Нальчик об оспаривании уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР, через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательно форме.

Дата составления мотивированного решения 31 января 2022 года.

Судья Безроков Б.Т.