Дело № 2а-5181/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2016 года г.Казань
Московский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи К.А. Плюшкина,
с участием административного истца - Н.С. Емельянова,
представителей административного ответчика - Р.Р. Шигабиева, С.А. Камаевой,
при секретаре Ю.Ю. Шаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Емельянова Н. С. к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Татарстан о признании действий по расчету налоговой ставки по транспортному налогу незаконными, понуждении произвести перерасчет транспортного налога и предоставить льготу на уплату транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
Н.С. Емельянов обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республики Татарстан о признании действий по расчету налоговой ставки по транспортному налогу незаконными, понуждении произвести перерасчет транспортного налога и предоставить льготу на уплату транспортного налог.
В обоснование административного иска указано, что Н.С. Емельянову принадлежат два транспортных средства категории «В», марки «Лада Калина» и марки «ГАЗ Соболь», имеющий семь сидячих мест, за которые он должен оплатить транспортный налог.
Истцом от налогового органа были получены квитанции на оплату транспортного налога, на автомобиль марки «Газ Соболь» в сумме 4 900 руб., с которой он не согласен по причине того, что автомобиль категорию «В» и имеет 98 лошадиных сил.
Истцом в 2015 году в налоговый орган было подано заявление с просьбой пересчитать транспортный налог по данному автомобилю и предоставить льготу на один из автомобилей по выбору на основании п.5 статьи 6 Закона №24-3 РТ от 29 ноября 2002 года «О транспортном налоге».
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ на указанное выше заявление, в котором в удовлетворении требований ему было отказано.
На основании изложенного административный истец просит суд признать действия налоговой инспекции при расчете налоговой ставки по автомобилю марки «Газ Соболь» в размере 50 руб. за 1 лошадиную силу незаконными и обязать произвести перерасчет транспортного налога по налоговой ставке 10 руб. за 1 лошадиную силу. Обязать налоговую инспекцию предоставить льготу в размере 50%на автомобиль «Газ Соболь»., как лицу, на которого зарегистрированы два транспортных средства.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД по РТ в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
С учетом мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ОТОР №2 ГИБДД УМВД по г.Казани на Н.С. Емельянова зарегистрировано транспортное средство - автомобиль марки «ГАЗ 22171-104» тип автобус на 6 мест категории транспортного средства «В», 2004 года выпуска, мощностью двигателя 98 лошадиных сил, госномер №
Также за Н.С. ЕмельяновымДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован автомобиль марки «Лада 111730», госномер №.
Н.С. Емельянов обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России №3 по РТ о перерасчете транспортного налога на его автомобиль ГАЗ 22171 и предоставлении льготы по оплате транспортного налога в отношении данного автомобиля на основании п.5 статьи 6 Закона №24-3 РТ от 29 ноября 2002 года «О транспортном налоге».
Решением Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№Г Н.С. Емельянову отказано в удовлетворении обоих требований.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, из паспорта транспортного средства, принадлежащее Н.С. Емельянову транспортное средство марки «ГАЗ 22171» госномер № по типу транспортного средства является автобусом и относится к категории транспортного средства «В».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принадлежащее Н.С. Емельянову транспортное средство по назначению относится к автобусам и при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для автобусов, а потому решение налогового органа является законным и обоснованным.
Налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуются сведениями, содержащимися в паспорте транспортном средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрации транспортного средства.
Пунктом 4 статья 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Соответственно, категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании представляемых уполномоченными органами в налоговый орган сведений, в частности, исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.
Действующим налоговым законодательством налоговым органам не предоставлено право по изменению и корректировке сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Категория принадлежащего Н.С. Емельянову автомобиля «ГАЗ 22171» указана в паспорте транспортного средства выдавшим его органом, где содержатся сведения о том, что он является автобусом.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Татарстан от 17 августа 2015 года является законным и обоснованным, и с учетом данного обстоятельства исковые требования административного истца о признании действий налоговой инспекции при расчете налоговой ставки по автомобилю марки «Газ Соболь» в размере 50 руб. за 1 лошадиную силу незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога по налоговой ставке 10 руб. за 1 лошадиную силу, подлежат отклонению.
Разрешая требования административного истца о возложении обязанности на ответчика предоставить льготу в размере 50% на автомобиль «Газ Соболь», как лицу, на которого зарегистрированы два транспортных средства, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
По транспортному налогу, который в соответствии со статьей 14 Кодекса относится к региональным налогам, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (части 2 и 3 статьи 356 Кодекса).
На территории Республики Татарстан транспортный налог введен в действие Законом Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ «О транспортном налоге», пунктами 1 - 4 части 1 статьи 6 которого устанавливаются налоговые льготы и основания для их применения.
При этом, освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на:
1) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также приравненные к ним категории граждан;
2) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, и граждан, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней;
3) участников, инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт);
4) инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
В соответствии с частью 5 указанной статьи для физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, льгота представляется по выбору на одно транспортное средство.
Из смысла указанных положений закона следует, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 24-ЗРТ не устанавливает налоговых льгот по транспортному налогу и не определяет оснований для их применения, а содержит условие применения налоговых льгот, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 6 Закона № 24-ЗРТ.
Таким образом, наличие в собственности физического лица двух и более автомобилей само по себе не является основанием для предоставления налоговой льготы по транспортному налогу.
Доказательств того, что заявитель входит в перечень лиц, на которых распространяются установленные п. п. 1 - 4 части 1 статьи 6 Закона № 24-ЗРТ налоговые льготы, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требования Н.С. Емельянова о возложении обязанности на ответчика предоставить льготу в размере 50% на автомобиль «Газ Соболь», как лицу, на которого зарегистрированы два транспортных средства.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Емельянова Н. С. к Межрайонной инспекции ФНС России №3 по РТ о признании действия налоговой инспекции при расчете налоговой ставки по автомобилю марки «Газ Соболь» в размере 50 руб. за 1 лошадиную силу незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога по налоговой ставке 10 руб. за 1 лошадиную силу, возложении обязанности на налоговую инспекцию предоставить льготу в размере 50% на автомобиль «Газ Соболь», как лицу, на которого зарегистрированы два транспортных средства - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через Московский районный суд г.Казани.
Судья К.А. Плюшкин