ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5181/18 от 13.12.2018 Щелковского городского суда (Московская область)

дело № 2а-5181/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Афанасьевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Царева ФИО9 к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Уточнив исковые требования, Царев П.Д. обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском о признании незаконными решений Межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 г. об отказе в согласовании проекта о внесении изменений в Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от 27.12.2013 года, выраженного в выписке из протокола № 121-З заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 года; решения Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 03.09.2018 г. об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года, выраженного в письме от 03.09.2018 г. №

В обоснование заявленных требований указал, что он является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>

Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Медвежье-Озерское Щелковского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов Щелковского муниципального района № от 28.11.2017 г., спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включенных данную зону, являются: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и т.д.

В ЕГРН в отношении данного земельного участка были внесены изменения в части вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Административный истец обратился в Администрацию Щелковского муниципального района с заявлением о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка в части уточнения вида разрешенного использования земельного участка.

Решением Межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 г. в согласовании проекта решения о внесении изменений в договор аренды было отказано с указанием на то, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка не согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области.

Решением Администрации Щелковского муниципального района от 03.09.2018 г. административному истцу отказано во внесении изменений в договор аренды земельного участка.

Административный истец просит:

признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное в выписке из протокола № 121-З заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 года, - незаконным;

признать решение Администрации Щелковского муниципального района Московской области об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года, выраженное в письме от 03.09.2018 г. № , незаконным;

обязать Министерство имущественных отношений Московской области (Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области) устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем осуществления согласования изменения договора аренды земельного участка № от 27.12.2013 года в части изменения вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства;

обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем принятия решения о внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года в части изменения вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебное заседание административный истец Царев П.Д. не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства.

Административный ответчик Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик Администрация Щелковского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что между административным истцом Царевым П.Д. и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области заключен Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от 27.12.2013 года.

В соответствии с п. 1.1 Договора аренды № от 27.12.2013 года административному истцу предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 800 кв. метров, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер , для огородничества, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно п. 2.1 срок аренды устанавливается на 5 лет с 23.12.2013 года до 23.12.2018 года.

Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 28 ноября 2017 года № утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Медвежье-Озерское Щелковского муниципального района Московской области (далее - Правила).

Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил, спорный земельный участок расположен в зоне, обозначенной Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включенные в зону Ж-2: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка и т.д.

По заявлению административного истца были внесены изменения в ЕГРН в отношении данного земельного участка. Вид разрешенного использования указан как: для ведения личного подсобного хозяйства. Изменения отражены в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратился в Администрацию Щелковского муниципального района с заявлением от 10.08.2018 г. о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка в части изменения уточнения вида разрешенного использования.

Решением Межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений в Московской области, выраженным в выписке из протокола № 121-З заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 года, в согласовании проекта решения о внесении изменений в договор аренды было отказано с указанием на то, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка не согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области.

Решением Администрации Щелковского муниципального района Московской области, выраженным в письме от 03.09.2018 г. № , административному истцу было отказано во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года с указанием на отказ Межведомственной комиссии по вопросам имущественных отношений в Московской области в согласовании проекта решения.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (часть 3).

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Классификатор видов разрешённого использования земельных участков утверждён в Приложении к Приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540.

Пунктом 2.2. Классификатора установлен вид разрешённого землепользования – для ведения личного подсобного хозяйства, который предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок землепользования и застройки включает в себя градостроительный регламент (подп. 3 п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

При этом ч. 3, ч. 4 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица, по смыслу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Таким образом, действующее законодательство позволяет правообладателю изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов. Отдельного согласования с Министерством имущественных отношений изменения вида разрешенного использования, если это изменение соответствует градостроительному регламенту, - не требуется.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 107/2014-ОЗ, реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 3 Закона N 144/2016-ОЗ, органы местного самоуправления обязаны при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области" функции по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципальных образований Московской области возложены на Министерство имущественных отношений Московской области.

В целях реализации своих полномочий Министерство имущественных отношений Московской области Распоряжением от 19.01.2017 N 13ВР-44 (ред. от 19.04.2017) утвердило Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую.

В соответствии с п. 2 данного Порядка согласование применяется, в том числе, в отношении проектов решений о внесении изменений в действующие договоры аренды.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Административный регламент).

В соответствии с п. 6.1 указанного Административного регламента Заявитель (представитель Заявителя) обращается в Администрацию посредством РПГУ или МФЦ за внесением изменений в действующий договор аренды земельного участка в связи с изменением характеристик земельного участка (категории, вида разрешенного использования (далее - ВРИ), площади, кадастровой стоимости, кадастрового номера).

В соответствии с п. 5.1. Органом, ответственным за предоставление государственной услуги, является Администрация.

Заявитель обращается за предоставлением государственной услуги в Администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок, посредством МФЦ, РПГУ или почтовой связи.

В соответствии с п. 5.1.1. Административного регламента Министерство имущественных отношений Московской области несет ответственность за предоставление Государственной услуги в части согласования проектов решений на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.

При этом раздел 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги. Данный перечень не содержит такого основания как отсутствие согласования решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с Министерством имущественных отношений Московской области.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что у административных ответчиков отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявления Царева П.Д. о внесении изменений в договор аренды.

При изложенных обстоятельствах административный иск Царева П.Д. подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административный иск Царева ФИО6 – удовлетворить.

Признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области Министерства имущественных отношений Московской области об отказе в согласовании проекта о внесении изменений в Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от 27.12.2013 года, выраженное в выписке из протокола № 121-З заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 24.08.2018 года, - незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений Московской области (Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области) устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Царева ФИО7 путем осуществления согласования изменения договора аренды земельного участка № от 27.12.2013 года в части изменения вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Признать решение Администрации Щелковского муниципального района Московской области об отказе во внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 27.12.2013 года, выраженное в письме от 03.09.2018 г. № , - незаконным.

Обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области устранить нарушение прав, свобод и законных интересов Царева ФИО8 путем принятия решения о внесении изменений в договор аренды земельного участка № года в части изменения вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Кудрякова Ю.С.