ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5184/2016 от 13.09.2016 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-5184/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Гатчина 13 сентября 2016 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

С участием представителя административных истцов ФИО1 по доверенности 47 БА 2078897 от 03.08.2016г. сроком на 3 года, по доверенности 47 БА 2078896 от 03.08.2016г. сроком на 3 года,

Представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности № 01-32-13 от 12.01.2016г. сроком до 31.12.2016г.,

При секретаре Трифонове П. А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3, ФИО4 к Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения № 1113-22-2 от 26.07.2016г. Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с иском к административному ответчику о признании незаконным решения № 1113-22-2 от 26.07.2016г. Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане.

В обосновании своих требований указали, что ФИО5 принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Также, ему принадлежит на праве собственности квартира 3 в вышеназванном адресе. ФИО4 принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру 1, расположенную в вышеназванном адресе. Сособственниками в квартире 1 являются ФИО6 и ФИО7 Согласно техническому паспорту на жилой дом по ул. Кустова д. 33, составленному по состоянию на 20.01.1976г. имеются следующие сведения: владелец: исполком Гатчинского горсовета, год постройки – до 1917г., число этажей 1, общая полезная площадь дома 158,49 кв.м, из них жилые помещения: полезная площадь 158,49 кв. м, в том числе жилая площадь 102,78 кв. м, распределение жилой площади: количество квартир 3. До момента приватизации гражданами вышеуказанных квартир в спорном жилом доме в собственность, многоквартирный дом принадлежал МО «Город Гатчина» ГМР ЛО. За счет собственных средств ФИО5 были заказаны кадастровые работы и подготовлены необходимые документы для обращения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью дальнейшей приватизации земельного участка под многоквартирным домом. 27.06.2016г. ФИО5 обратился в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее ФИО8) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью дальнейшей приватизации земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:25:0109079, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены следующие документы: схема расположения земельного участка, диск. Также, ФИО5 был предоставлен в пользование ФИО8 Технический отчет по производству инженерно-геодезических изысканий, на объекте: Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Решением ФИО8 от 26.07.2016г. за № 1113-22-2 ФИО5 было отказано по существу заявления. Основанием к отказу послужило то, что жилой дом, расположенный в вышеназванном адресе, является многоквартирным, он содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Следовательно, фактическое использование земельного участка и назначение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует основным видам разрешенного использования, установленным Правилами землепользования и застройки МО «Город Гатчина» для территориальной зоны Ж.1. Поэтому разрешенное использование земельного участка и назначение объекта капитального строительства необходимо привести в соответствие с Правилами землепользования и застройки МО «город Гатчина», с внесением в правоустанавливающие документы на объект капитального строительства. Кроме того, ФИО8 было указано не несоответствие параметрам застройки для данной территориальной зоны, которые должны удовлетворять следующим требованиям: минимальный отступ от фронтальной границы земельного участка до границы места допустимого размещения зданий, строений, сооружений – 5м, минимальное расстояние от границы землевладения до строений, а также между строениями: от границ соседнего участка до: основного строения – 3м, хозяйственных и прочих строений- 1 м, открытой стоянки – 1 м, отдельно стоящего гаража – 1м. С данным отказом в утверждении схемы расположения земельного участка административные истцы не согласны, т. к. год являлся постройкой до 1917г., владельцем его был Исполком Гатчинского горсовета, а позднее МО «Город Гатчина», по состоянию на 20.01.1976г. видно, что данный жилой дом является многоквартирным. В материалах инвентарного дела имеется план земельного участка, схема которого была произведена 04.03.1963г. Согласно этому плану участок уже был сформирован таким образом, что находящиеся на нем объекты капитального строения – жилой дом, а также надворные постройки расположены вплотную к границе земельного участка. Следовательно, в таких границах, установленных и обозначенных на местности забором, земельный участок существует как минимум с 1963г. ФИО8 не могла не знать, что указанный жилой дом является многоквартирным. При разработке Правил землепользования и застройки, при формировании территориальных зон, необходимо было учесть вид объектов недвижимости, ранее существовавших на законных правах, поставленный на кадастровый учет. Следовательно, вышеназванными правилами были нарушены права истцов, как собственников многоквартирного жилого дома. Предложение ФИО8 о внесении изменений в правоустанавливающие документы на объект капитального строительства – незаконно, т. к. изменение статуса с многоквартирного дома – в индивидуальный жилой, не предусмотрено действующим законодательством. Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на испрашиваемый земельный участок, на котором расположен дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Вводного закона, поэтому заявители вправе требовать формирование границ этого земельного участка, а администрация обязана предпринять все необходимые меры, сама устранить указанные несоответствия в типе территориальной зоны земельного участка и инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению истцовой стороны, формирование земельного участка зависит от воли администрации, при этом собственники многоквартирного дома не могут нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа по формированию, утверждению схемы земельного участка. Оспариваемый отказ администрации нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Вводного закона РФ, что является основанием для признания его незаконным. Административные истцы просят признать вышеназванное решение незаконным и обязать ФИО8 утвердить схему расположений спорного земельного участка.

Административные истцы в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и времени слушания дела, что подтверждается расписками в получении судебных повесток (л. д. 60-61).

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 Ю.требования административного иска поддержала, по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснив, что <адрес> является домом до 1917 года постройки и всегда существовал как многоквартирный, а потому требования к ФИО9 об изменении статуса многоквартирного дома на дом индивидуальной застройки со стороны Администрации неправомерны. Администрация при формировании Правил землепользования и застройки, а именно, территориальных зон, должна была учесть наличие в спорной территориальной зоне многоквартирного дома.

Представитель административного ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения административных исковых требований. В обосновании своих возражений указал, что они руководствовались Правилами землепользования и застройки, в которой зона Ж.1 – это зона предназначенная для индивидуального жилищного строительства, <адрес> находится именно в этой зоне, а потому они не могут утвердить существующую схему размещения земельного участка. При этом, в своем отказе они опираются на 11.10 ЗК РФ и Приказ Минэкономразвитя № 762. При этом, ФИО9 вправе возражать и обжаловать существующие Правила землепользования и застройки.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно материалов дела ФИО5 принадлежит право собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ЛО 005 № 121096 от 14.02.2011г. (л. д. 17), которая принадлежит ему на основании договора купли-продажи от 07.02.2001г. (л. д. 18).

Также, ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 47-АВ 291106 от 22.04.2014г. (л. д. 19), которая приобретена им на основании договора купли-продажи от 09.04.2014г. (л. д. 20-21).

ФИО4 принадлежит 1/3 доля в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 78-АД 142954 от 04.09.2009г. (л. д. 21), также по 1/3 доли в праве на вышеназванную квартиру принадлежит ФИО6 (л. д. 23) и ФИО7 (л. д. 24). Указанная квартира приобретена данными лицами на основании договора № 2017 о передачи жилого помещения в собственность граждан от 25.08.2009г. (л.д. 25-26).

27 июня 2016г. ФИО5 обратился к главе администрации Гатчинского муниципального района ФИО10 с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:23:010979, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, приложив схему расположения земельного участка, диск (л. д. 27-29).

Из ответа администрации ГМР ЛО за № 1113-22-2 от 26.07.2016г. следует, что <адрес> является многоквартирным. Фактическое использование земельного участка, на котором расположен <адрес>, и назначение объекта капитального строительства не соответствует видам разрешенного использования и застройки МО «Город Гатчина» для территориальной зоны Ж.1. А потому разрешенное использование земельного участка и назначение объекта капитального строительства необходимо привести в соответствие с Правилами землепользования и застройки МО «Город Гатчина», с внесением изменений в правоустанавливающие документы на объект капитального строительства. Кроме того, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует Правилам землепользования и застройки, т. к. отсутствуют предусмотренные Правилами минимальные отступы от фронтальной границы земельного участка до границы места допустимого размещения зданий, строений и сооружений, а также минимальное расстояние от границ землевладения до строений, а также между строениями (л. д. 30).

Решением Совета депутатов МО «Город Гатчина» ГМР № 36 от 24.10.2012г. были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Гатчина» ГМР, согласно которым <адрес> находится в зоне застройки Ж. 1 Зона индивидуальной жилой застройки. Основным видом разрешенного использования недвижимости являются индивидуальные жилые дома.

Из имеющегося инвентарного дела на <адрес> следует, что указанный дом является домом до 1917 года постройки. Его владельцем по состоянию на 1959г. являлся Исполком Гатчинского горсовета. Указанный жилой дом является 3-х квартирным.

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленным п. 4 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

утвержденных документов территориального планирования;

правил землепользования и застройки;

проектов планировки территории;

землеустроительной документации;

положения об особо охраняемой природной территории;

о зонах с особыми условиями использования территории;

о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

о местоположении границ земельных участков,

о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Судом при рассмотрении настоящего дела было установлено, что административные истцы обратились с заявлением к административному ответчику об утверждении схемы земельного участка под многоквартирным <адрес>. Указанная схема не соответствует Правилам землепользования и застройки, утвержденным Советом депутатов МО «Город Гатчина» № 46 от 24.10.2012г., т. к. многоквартирный <адрес> расположен в зоне Ж. 1 в зоне индивидуальной жилой застройки, которая не предусматривает размещение в указанной зоне многоквартирных жилых домов.

При этом, ссылки представителя истца на часть 3 ПЗЗ МО «Город Гатчина», а именно ст. 36 п. 11 Градостроительные регламенты, в котором указано, что земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости, поостренные до принятия настоящих Правил застройки, у которых отсутствуют сведения о виде разрешенного использования, присваивает вид разрешенного использования, соответствующий виду разрешенного использования расположенного на участке объекта недвижимости, к данным правоотношениям применены быть не могут ввиду того, что виды разрешенного использования для территориальной зоны Ж. 1, на которой расположен <адрес> определены ст. 44 ПЗЗ МО «Город Гатчина».

Вместе с тем, суд полагает, что истцовой стороной неверно выбран способ защиты нарушенного права.

Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 8 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В силу положений ст. 34 Градостроительного Кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки.

Согласно ст. 33 Градостроительного Кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статья 31 и 32 настоящего Кодекса. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в частности, являются: поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в частности, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

С учетом приведенных выше требований закона изменение территориальной зоны земельного участка производится путем внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки г. Гатчина. Правила землепользования и застройки г. Гатчина в части установления в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, зоны индивидуальной жилой застройки, незаконными или недействующими в установленном порядке не признаны. А потому требования административных истцов не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218-222, 226-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 и ФИО4 о признании незаконным решения за № 1113-22-2 от 26.07.2016г., принятого Администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:25:0109097, расположенного по адресу: <адрес> обязании Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47625:01009097, расположенного по адресу: <адрес>, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной в суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 07 октября 2016г.