...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело № 2а-5187/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Лемякиной В.М.
при секретаре Давыдовой А.А.
с участием представителя административного истца - Колесниковой И.Н.,
представителя административного ответчика – Мололкиной Ю.Д.,
представителя заинтересованного лица – Романовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2016 года в г. Волгограде административное дело по административному иску Королевой Н. С. к администрации Волгограда о признании незаконным постановления, возложения обязанности
у с т а н о в и л :
Административный истец обратилась с настоящим иском в обоснование требований указав, что ей принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: г. Волгограда, ..., 8 км, ...., в которой она проживает и зарегистрирована. Заключением межведомственной комиссией по оценке состояния жилых помещений и многоквартирных домов на территории ... Волгограда от 19.11.2014 указанное жилое помещение признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выраженное в неприятии решения на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., 8 км, ..., несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Указанным решением на администрацию Волгограда возложена обязанность на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принять постановление о механизме исполнения решения комиссии о переселении Королевой Н. С. из жилого помещения. Во исполнение решения от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волгограда принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№... «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов ... Волгограда о признании жилого помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., 8 км, ..., несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям», согласно которому комитету по жилищной политике администрации Волгограда предписано довести до сведения Королевой Н.С., являющейся собственником жилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: г. Волгоград, ..., 8 км, ..., информацию о наличии у нее права обратиться в комитет по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Иных распоряжений оспариваемое постановление не содержит.
Административный истец считает, что постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№... не является постановлением, к принятию которого администрация была обязана решением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует смыслу и содержанию судебного решения.
ДД.ММ.ГГГГ по предложению комитета по жилищной политике истец обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно справке комитета по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№... было установлено, что истец составом семьи 1 человек, зарегистрирована в проживает в жилом помещении (квартире) общей площадью 22,2 кв.м, жилой площадью 14.6 кв.м, расположенном по адресу: г. Волгоград, ..., 8 км., ..., принадлежащем ей на праве собственности. Обеспеченность общей площадью жилого помещений на одного человека составляет 22,2 кв.м. В связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещений на одного человека более учетной нормы (11 кв.м), она не имеет оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В связи с этим истец полагает, что постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № 1738 не соответствует ст. 13 ГПК РФ, пунктам 44, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, пунктам 14, 16 Положения о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, утвержденного Постановлением главы Волгограда от 06.05.2006 № 1043, и нарушает мои права и законные интересы.
Постановление администрации Волгограда от 14.12.2015 г. № 1738 истец получила 25.02.2016 на основании своего запроса, направленного административному ответчику 09.02.2016.
Полагает, что Администрация Волгограда, исполняя решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08.07.2015 года, вновь допустила нарушение ее жилищных прав. До настоящего времени на основании заключения межведомственной комиссии администрацией Волгограда не принято решения в соответствии с требованиями действующих нормативных актов. Оспариваемое постановление в нарушение требований закона не содержит указания о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, как не содержит постановлении о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
С учетом уточнений административный истец просит
признать незаконным постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№... «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов ... Волгограда о признании жилого помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ... 8 км, ..., несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям»;
признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии решения на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов ... Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ... 8 км, ...,
несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; обязать администрацию Волгограда принять постановление о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, которое должно содержать указание о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ... 8 км, ..., сроках отселения Королевой Н. С..
Определением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по настоящему административному делу по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ в части требований об оспаривании бездействия администрации Волгограда, выраженного в непринятии решения на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по оценке состояния жилых помещений и многоквартирных домов на территории ... г. Волгограда о признании жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: г. Волгоград, ... 8 км, ..., несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, обеспечила участие представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что у истца отсутствуют основания для обжалования указанного постановления в порядке исполнения решения Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №..., поскольку решение суда фактически исполнено. В настоящее время оспаривается ненормативный правовой акт органа местного самоуправления нарушающий права административного истца.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку иного механизма исполнения заключения межведомственной комиссии законом не предусмотрено, поскольку истец не признана лицом, нуждающимся в жилых помещениях.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Королевой Н.С. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: г. Волгограда, ..., 8 км, ....
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов ... Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение (квартира), по адресу: г. Волгоград, ..., признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Данные обстоятельства установлены решением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №....
Указанным решением Центрального районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выраженное в непринятии решения на основании заключения межведомственной комиссии от 19.11.2014 по оценке состояния жилых помещений и многоквартирных домов на территории ... Волгограда о признании жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Волгоград, ... 8 км, ... несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. На администрацию Волгограда возложена обязанность на основании заключения межведомственной комиссии от 19.11.2014 принять постановление о механизме исполнения решения комиссии о переселении Королевой Н.С. из жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Волгоград, ... 8 км, ....
Администрацией Волгограда принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№... «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов ... Волгограда о признании жилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: Волгоград, ..., 8 км, ... несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению», а именно постановлено: комитету по жилищной политике администрации Волгограда довести до сведения Королевой Н.С., являющейся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Волгоград, ... 8 км, ..., информацию о наличии у нее права обратиться в комитет по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пояснениям сторон данное постановление принято во исполнение решения Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ и явилось основанием для окончания в связи с фактическим исполнением исполнительного производства №...-ИП возбужденного на основании исполнительного документа, выданного Центральным районным судом г. Волгограда по делу №....
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обращаясь с настоящими требованиями об оспаривании постановления администрации Волгограда от 14.12.2015 № 1738, административный истец указывает, что копия постановления получена ею 25.02.2016 на основании запроса от 09.02.2016. Данный довод истца подтверждается материалами дела и не оспорен административным ответчиком. С настоящим административным иском истец обратилась 01.04.2016, то есть в течение 3 месяцев со дня, когда узнала о нарушении своего права. Следовательно, срок обращения с административным иском истцом не пропущен.
Оценивая доводы сторон по существу заявленных требований, суд учитывает, что в силу ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится предоставление в установленном порядке жилых помещений гражданам, нуждающимся в получении жилого помещения.
Согласно абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, (в редакции действовавшей на момент принятия заключения межведомственной комиссией), - на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Отселение физических лиц предполагает обеспечение граждан жилым помещением путем предоставление иного жилого помещения, выкупа непригодного для проживания жилого помещения с соблюдением норм и правил, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-0-п "По жалобе гражданина Алексеева Р. В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации" - реализуя конституционную обязанность по предоставлению жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с положениями ч. 3 статьей 40 Конституции Российской Федерации, обязывающими государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу статьи 57 Жилищного кодекса РФ, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, - малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, - гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Таким образом, исходя из указанных норм предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, ставится в зависимость от признания гражданина малоимущим и нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая, что административный истец является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, но при этом в установленном законом порядке нуждающейся в жилом помещении не признана, административный ответчик обоснованно не усмотрел иного механизма исполнения заключения межведомственной комиссии, кроме как доведения до сведения Королевой Н.С. информации о наличии у нее права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в установленном порядке действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления от 14.12.2015 № 1738, поскольку оно принято уполномоченным органом, не противоречит требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, (в редакции действовавшей на момент принятия заключения межведомственной комиссией).
Следовательно, требования в части признания постановления незаконным удовлетворению не подлежат.
Заявляя требования о возложении на администрацию Волгограда обязанности принять постановление о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, административный истец ссылается на нормы п. 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, (в редакции от 25.03.2015). Однако, данный нормативный документ в указанной редакции к данным правоотношениями применению не подлежит, поскольку обязанность у администрации по принятия решения о механизме исполнения заключения межведомственной комиссии возникли в декабре 2014 года. Факт признания жилого помещения непригодным для проживания подтверждается заключением межведомственной комиссии от 19.11.2014. Принятие дополнительного решения в данной части не требуется.
При этом факт обращения административного истца 19.01.2016 в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и отказ в постановке на учет в связи с обеспеченностью жилым помещением более учетной нормы, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела не является, поскольку данные действия истцом совершены после принятия оспариваемого постановления, а следовательно, не влияют на законность постановления.
Довод административного истца том, что постановление не обеспечивает исполнение решения Центрального районного суда г. Волгограда от 08.07.2015 по делу №... может являться основанием к его оспариванию в порядке исполнения указанного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении требований Королевой Н. С. к администрации Волгограда о признании незаконным постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№..., возложении обязанности принять постановление о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, которое должно содержать указание о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ... 8 км, ..., сроках отселения Королевой Н. С. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
...
... В.М.Лемякина