Дело № 2а-5189/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 15 сентября 2022 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Олейниковой В.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края об оспаривании действий по направлению исх. № 26.04/2856 от 19 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявлений ООО "Морской стандарт-бункер" о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное межрегиональное Управление Росприроднадзора обратилось в суд с административным иском о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края по направлению исх. № 26.04/2856 от 19 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявление ООО "Морской стандарт-бункер" о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование указав, что Министерством была перенаправлена заявка ООО "Морской стандарт-бункер" о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду для рассмотрения и включения указанного объекта в федеральный реестр объектов. Заявка о постановке на учет объекта ООО "Морской стандарт-бункер" не соответствует объектам федерального государственного экологического контроля, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 65 Федерального закона №7 от "Об охране окружающей среды". Соответственно, указанные объекты должны быть включены в региональный реестр объектов. Вместе с тем, данные объекты не были включены Министерством в региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, заявительные документы были перенаправлены исх. №26.04/2856 от 19 мая 2022 года в Управление, без принятия решения об изменении органа, осуществляющего надзор. Поскольку административный истец не уполномочен на постановку на учет объектов, не попадающих под критерии, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 65 Федерального закона №7 "Об охране окружающей среды", пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1096, и не может перенаправить заявления юридических лиц в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края в связи с их возвратами обратно в Управление, действия Министерства создают непреодолимые препятствия для осуществления государственной услуги.
Определениями от 28 июля 2022 года, 24 августа 2022 года к участию в деле привлечены административный ответчик министр природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО2, заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ООО "Морской стандарт-бункер".
Административный истец Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направил.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО1 в судебном заседании полагала требования административного иска не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC) и подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Диспозиция абзаца тринадцатого части 1 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливает однозначно трактуемую норму, согласно которой за органами государственной власти субъекта Российской Федерации закреплено право ведения учета только тех объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации. Согласно указанной норме, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять учет объектов HBOC, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ региональному государственному экологическому контролю (надзору) подлежат объекты HBOC, не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Пунктом 4 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор). Вышеуказанные нормы свидетельствуют о том, что поднадзорность объектов HBOC определяется не только исходя из характеристик каждого в отдельности объекта HBOC, но и в совокупности таких объектов, эксплуатируемых одним хозяйствующим субъектом. При этом, по мнению Министерства, осуществление учета объектов HBOC, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в региональном реестре является прямым нарушением нормы закона и превышением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (Камчатского края) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определен правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 9 Правил региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при этом, согласно пункту 8 Правил федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору. Министерство акцентирует внимание на том, что при определении поднадзорности объекта HBOC при его постановке на учет учитываются положения всех норм статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ, в том числе норма, закрепленная пунктом 4 указанной статьи, а не только подпунктом 1 пункта 2 указанного закона, как ошибочно трактует административный истец. В соответствии с пунктом 30 Правил в случае, если при актуализации учетных сведений об объекте HBOC принято решение о его включении в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр в электронном виде с использованием средств государственного реестра, в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Таким образом, законодателем установлен механизм правового регулирования процедуры включения в реестры объектов HBOC и актуализации сведений об объектах HBOC в реестрах с изменением поднадзорности и передачей сведений из регионального государственного реестра в федеральный (и наоборот). При этом Министерство обращает внимание на тот факт, что обязанность природопользователя представлять иные (дополнительные) документы (заявления, дополнения к заявлению и пр.), необходимые для выполнения процедур при предоставлении государственной услуги по актуализации сведений об объекте HBOC в государственном реестре нормативно не закреплена. Пунктом 22 Правил предусмотрено, что в случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в федеральный реестр, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации. Руководствуясь указанными требованиями, Министерством перенаправлены заявки в электронном виде с использованием средств государственного реестра в Управление, срок при этом не нарушен. Министерство акцентирует внимание на ошибочное разделение Управлением реестра учета объектов HBOC на: реестр учета (региональный и федеральный) объектов HBOC и реестр поднадзорности (региональный и федеральный). В указанной сфере общественных отношений законодателем определено два реестра: в первый (федеральный) вносятся только объекты федерального контроля (надзора), во второй (региональный) - только регионального. Данная позиция закреплена в статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Кроме того, по мнению Министерства, Управление ошибочно считает, что допускается постановка на учет объектов HBOC в региональном реестре при осуществлении в отношении таких объектов федерального государственного экологического контроля (надзора), что противоречит требованиям статей 65, 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и пунктов 8, 9 Правил. Статья 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ содержит однозначно трактуемые нормы, согласно которым разграничение уровней реестра объектов HBOC прямо соотносится с уровнем надзора и осуществляется строго с учетом требований статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Согласно пункту 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ) информационные системы контрольных (надзорных) органов создаются, в том числе, в целях планирования и (или) проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и использования специальных режимов государственного контроля (надзора). Министерство, наделенное контрольными (надзорными) полномочиями, обязано осуществлять учет контролируемых лиц в целях планирования и осуществления профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий. Министерство обращает внимание, что в соответствии с требованиями пункта 7 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ в целях информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет", в том числе, перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска. В декабре 2021 года Министерством выполнен анализ имеющихся сведений и данных, содержащихся в информационной системе Росприроднадзора, в части правильности отнесения объектов к уровню контроля (надзора), а также сформирован перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска. Данный перечень утвержден приказом Министерства от 14.12.2021 № 409-П, опубликован на официальном сайте Правительства Камчатского края и включает в себя объекты, подлежащие исключительно региональному государственному экологическому контролю (надзору) в Камчатском крае. По мнению Министерства, аналогичный подход должен применяться при формировании перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), с использованием информационной системы, с помощью которой ведется учет объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, поскольку объекты, исключенные на основании статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ из перечня объектов регионального надзора и не включенные в перечень объектов федерального надзора, выпадают из перечня проверяемых. В отношении таких объектов не представляется возможными проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, что, в свою очередь, может повлечь за собой систематические нарушения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. В результате изучения причин и условий, которые способствовали возникновению настоящих разбирательств, Министерство пришло к выводу, что возникшие противоречия обусловлены неприведением Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (далее - приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104), в соответствие с положениями статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 вступил в законную силу 05.04.2020, то есть до внесения изменений в статью 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, и не учитывает требования названной статьи, а также изменения, внесенные Федеральным законом от 11.06.2022 № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступившими в законную силу 01.07.2021. Доводы Министерства подтверждаются новыми Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (далее - новые Правила), вступающих в силу с 01 сентября 2022 года с признанием утратившими силу Правил. Вышеуказанным постановлением урегулирован предмет настоящего судебного разбирательства. Пунктом 6 новых Правил предусмотрено, что сведения об объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, включенных, в том числе, в региональные государственные реестры, подлежат включению в федеральный государственный реестр. В соответствии с пунктом 36 новых Правил при включении сведений об объекте в федеральный государственный реестр в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней с использованием средств государственного реестра информирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении сведений об объекте в федеральный государственный реестр. В связи с изложенным, документы, представленные в Министерство природопользователем ООО "Морской стандарт-бункер" для постановки на учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, были перенаправлены в Управление для рассмотрения на основании их отнесения к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в соответствии с нормами статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Административный ответчик министр природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО2 о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил.
Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере природопользования о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представителя не направило.
Заинтересованное лицо ООО "Морской стандарт-бункер" о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассматривать дело в отсутствие представителя, согласно письменному отзыву, полагает требования административного иска подлежащими удовлетворению. Ранее обществом на государственный учет в федеральном государственном реестре был поставлен объект негативного воздействия на окружающую среду федерального уровня экологического контроля (надзора) "Перегрузочный комплекс нефтепродуктов" (код 30-0125-000943-П).
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон №7), под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
На основании ст. 6 Федерального закона №7 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится в том числе ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор.
Постановлением Правительства Камчатского края от 12 апреля 2011 года №137-П утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края, согласно пункту 1.1 которого, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в сфере отношений, связанных с обращением отходов производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, радиационной безопасности, использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, недр, водных объектов, безопасностью гидротехнических сооружений, а также в сфере осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Камчатского края в области экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" и в области водных отношений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Камчатского края от 25.10.2021 N 453-П "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Камчатском крае", государственный экологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 65 Федерального закона №7, объектом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и федеральных законах, законах субъектов, в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
В силу пункта 4 статьи 65 Федерального закона №7, при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1 статьи 69 Федерального закона №7).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункт 3 статьи 69 Федерального закона №7).
В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона №7, ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила).
Согласно пунктам 7-11 Правил, государственный реестр состоит из федерального государственного реестра и региональных государственных реестров. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона №7 федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.
Согласно п. 1 ст. 69.2 Федерального закона №7, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (пункт 4 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 22 Правил, в случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в федеральный реестр, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации.
При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (пункт 23 Правил).
В силу части 5 статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №248), информационные системы контрольных (надзорных) органов создаются в том числе в целях планирования и (или) проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и использования специальных режимов государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 46 указанного Федерального закона, контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" в том числе перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Как установлено в судебном заседании, 12 мая 2022 года ООО "Морской стандарт-бункер" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее – Минприроды Камчатского края) с заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Объект с наименованием "Скважина №46", расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, 307010000.
Указанное заявление Минприроды Камчатского края письмом от 19 мая 2022 года перенаправило для рассмотрения в адрес Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) заявку ООО "Морской стандарт-бункер" о постановке на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно сведениям государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry), в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включены объекты, природопользователем которых является ООО "Морской стандарт-бункер".
Таким образом, на основании пункта 4 статьи 65 Федерального закона №7, все объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, используемые ООО "Морской стандарт-бункер" в своей деятельности, подлежат федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Таким образом, Минприроды Камчатского края в рамках полномочий, предоставленных законодательством, руководствуясь положениями пункта 22 Правил, законно перенаправило в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора заявку ООО "Морской стандарт-бункер" о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, поскольку декларируемый объект обладает признаками объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подлежащего включению в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона №7.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.
Пункт 17 указного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
На основании изложенного, исследовав материалы дела, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении административного иска Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края об оспаривании действий по направлению исх. № 26.04/2856 от 19 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявлений ООО "Морской стандарт-бункер" о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 29 сентября 2022 года.
Судья