ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-518/19 от 12.01.2019 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-518/2019

УИД 42RS0012-01-2019-001553-10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.

при секретаре Ибрагимовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 09 июля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области о признании незаконным налогового уведомления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в Мариинский городской суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области о признании незаконным налогового уведомления.

Административные исковые требования обоснованы следующим. В соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие налогооблагаемыми земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено Кодексом.

Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...> Право собственности подтверждается свидетельством о праве собственности от 10.11.2011 года <...>

Расчёт налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.

Определение ставок налога и установление налоговых льгот относится к полномочиям представительных органов муниципальных образований.

Налоговая база определяется в отношении объекта налогообложения, как его кадастровая стоимость, а до 01.01.2016 г. - инвентаризационная стоимость.

Сведения о принадлежности и иных характеристиках объекта налогообложения (включая кадастровую стоимость) представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. По вопросам полноты, достоверности и изменения соответствующих сведений необходимо обращаться в вышеуказанные органы.

С информацией об объектах налогообложения, о суммах налоговых платежей, задолженности по налогам и состоянии расчётов с бюджетом, налоговых уведомлений и платёжных документов можно ознакомиться также через сервис «Личный кабинет налогоплательщика - физического лица».

Направление налоговых уведомлений для пользователей Личного кабинета осуществляется в электронном виде, без направления по почте на бумажном носителе, если налогоплательщиком не заявлено иное.

В соответствии с абз.3 пп.1 п.1 ст.394 Кодекса налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастра стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Кроме того, земельный налог исчисляется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом вида разрешенного использования земельного участка, с применением ставки налога, установленной представительными органами муниципальных образований.

05.10.2017 г. письмом Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области уведомила ФИО1, что в 2017 году на основании сведений, поступивших от Росреестра, в части изменения вида разрешенного использования Земельного участка с «не установлено» на «объекты бытового назначения», изменена налоговая ставка для исчисления земельного налога в отношении Земельного участка за период 2015-2017 гг. и Инспекцией осуществлен перерасчет земельного налога в сторону увеличения.

(из пояснений от 11.12.2018 г. Федеральной кадастровой службы при Росреестре исправлена техническая ошибка при ведении кадастрового учета - не был установлен вид разрешенного использования Земельного участка).

20.12.2018 г. после долгих прений и переписок Инспекция уведомила административного истца о том, что налоговая ставка опять будет применяться 0,3, ранее доначисленный (увеличенный) земельный налог - сторнирован (пересчитан в меньшую сторону).

По состоянию на 21.01.2019 г. в соответствии со справкой <...> о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями до земельному налогу, - переплата.

30.01.2019 г. через Личный кабинет ФИО1 узнала, что Инспекция опять пересчитала земельный налог, увеличив его, административным истцом было написано обращение о причинах доначисления (перерасчета).

06.02.2019 г. письмом Инспекция уведомила административного истца о том, что на основании письма Совета народных депутатов Мариинского городского поселения Кемеровской области <...> от 21.12.2018 принадлежащий ФИО1 Земельный участок не относится к п. 2 Решения №7/1 от 16.11.2006 г.Мариинского городского Совета народных депутатов «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» и не соответствует ставке 0,3% по земельному налогу.

На основании этого, Инспекцией по земельному налогу вновь осуществлен перерасчет уже в 2019 г.:

Налоговый период, год

Кадастровая (инвентаризационная) стоимость ЗУ, руб.

Ранее применяемые

Перерасчет 1

Налоговая ставка, %

Земельный налог, руб.

Налоговая

ставка, %

Земельный налог

2016 г.

4 207 031

0,3

8827

1,12

47119

14.02.2019г. ФИО1 направлена жалоба в вышестоящий налоговый орган (УФНС России по Кемеровской области) на действия Инспекции, выразившиеся в доначислении земельного налога на основании технической ошибки, допущенной при ведении кадастрового учета, поскольку Инспекция ранее дала пояснения, что перерасчет осуществлен на основании сведений, поступивших из Росреестра, то есть на основании исправления технической ошибки.

04.04.2019г. административным истцом получено решение УФНС России по Кемеровской области от 25.03.2019 г. об оставлении ее жалобы без удовлетворения, поскольку, как утверждает УФНС, Инспекция не уведомляла ФИО1 об исправлении технической ошибки, а сама выявила неправильное начисление налога.

08.03.2019г. ФИО1 в вышестоящий налоговый орган (УФНС России по Кемеровской области) направлены жалобы на действия Инспекции, выразившиеся в нервотрепке, нелегитимном начислении земельного налога за 2016 г. в размере 47 119 руб., направление информации в виде налогового уведомления от 07.03.19 <...> заведомо ложной и противоречащей информации в личном кабинете налогоплательщика, признании действий незаконными и неправомерными.

08.05.2019 г. административным истцом получено решение УФНС России по Кемеровской области от 15.04.2019 г. об оставлении жалобы без удовлетворения, ссылаясь на правомерность действий Инспекции, поскольку Инспекцией произведен перерасчет в сторону уменьшения ошибочно, суммы налога восстановлены (увеличены), то есть 22.01.2019 г. вновь пересчитаны. Ссылка Инспекции на то, что аналогичные доводы ранее уже были предметом рассмотрения правомерности начисления земельного налога за 2016 г. не состоятельна, поскольку жалоба от 14.02.19г. была направлена на действия Инспекции, выразившиеся в доначислении земельного налога на основании технической ошибки, допущенной при ведении кадастрового учета.

Таким образом, по мнению Инспекции и УФНС России по Кемеровской области, действия по перерасчету в 2019 г. ранее уплаченного за 2016 г. земельного налога являются правомерными.

Однако ни Инспекцией, ни вышестоящим органом не учтено, что с 1 января 2019 года вступили в силу законодательные изменения в порядок налогообложения земельных участков. В частности, изменился порядок перерасчета земельного налога для физических лиц.

Теперь независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст.52 НК РФ).

Изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физических лиц своевременно уплачивать земельные налоги.

С момента приобретения Земельного участка ФИО1 добросовестно оплачивала земельный налог по налоговым уведомлениям, направляемым Инспекцией, что также отражено в Личном кабинете и подтверждается письмами Инспекции.

Следовательно, действиями Инспекции неправомерно в 2019 г. произведен повторный перерасчет сумм земельного налога за 2016 г., повлекший увеличение ранее уплаченной суммы налога.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Пунктом 3 статьи 4 КАС РФ определено, что если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, с учетом обязательного досудебного претензионного порядка срок для обращения в суд ФИО1 не пропущен.

Просит суд признать незаконным налоговое уведомление <...> от 07.03.2019 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области об оплате в 2019 году земельного налога за 2016 год в размере 47 119 рублей.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала в полном объеме административные исковые требования, просила суд признать незаконным налоговое уведомление <...> от 07.03.2019 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области об оплате в 2019 году земельного налога за 2016 год в размере 47 119 рублей.

Дополнительно пояснила, что не согласна с возражениями, поданными Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области на ее административное исковое заявление, на основании следующего.

1. Относительно содержания письма от 05.10.2017 г. <...>

Действия Инспекции об изменении вида разрешенного использования земельного налога на основании сведений, поступивших от Росреестра, повлекли увеличение налоговой ставки не только 2015 года, но и 2016 - 2017 гг., что в последующем подтверждается письмами Инспекции.

2. Относительно приведения начисления земельного налога за 2016 г. в актуальное состояние в 2019 г.

Инспекция, в данном случае, при исчислении земельного налога обязана действовать в рамках Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, ст.52 НК РФ, гл.31 и ст.ст. 391-397 НК РФ.

Данные нормы определяют, что у Инспекции единственным допустимым правом по изменению первичного расчета земельного налога является перерасчет.

Расчеты и перерасчеты земельного налога

Налоговая ставка, %

Сумма, руб.

Документ - основание

Первичный расчет

1,5

63105

письмо Инспекции о первичном расчете и перерасчете от 20.08.2018 г.;

<...> от 31.08.2017 г.

1-й перерасчет

1,12

47119

письмо Инспекции о первичном расчете и перерасчете от 20.08.2018 г.;

<...> от 21.08.2018 г.

2-й перерасчет

0,3

12621

письмо Инспекции о перерасчете от 20.12.2018 г., скриншот о начислении земельного налога за 2016 год

Расчет (опять первичный??)

1,12

47119

письмо Инспекции об «актуализации расчетов» от 06.02.2019 г.

<...> от 07.03.2019 г.

Пунктом 1.1 приказа ФНС России от 15.01.2018 г. <...> "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 <...> утверждено, что при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, необходимо формировать раздел налогового уведомления с перерасчетом по соответствующему налогу в отношении объекта налогообложения, по которому проведен указанный перерасчет.

Приведение в 2019 году расчетов по земельному налогу в актуальное состояние является основанием для перерасчета (изменения первичного расчета).

Инспекция, утверждая обратное, что не выполняла действий по перерасчету, а выполняла иные действия, лишь подтверждает, что действовала противоправно.

В течение 30 рабочих дней с 20.12.2018 года, то есть не позднее 08.02.2019 года, Инспекция обязана была направить ФИО1 налоговое уведомление за 2016 год, содержащее перерасчет земельного налога по ставке 0,3 %. Исковое заявление об обязании Инспекции сформировать и направить такое уведомление подано в Мариинский городской суд.

3. Относительно довода об отсутствии иных уведомлений на уплату земельного налога за 2016 г.

Инспекция противоречит своим же действиям, поскольку ранее Инспекцией в адрес ФИО1 для уплаты земельного налога за 2016 год направлялись:

- налоговое уведомление от 21.08.2018 <...>

- налоговое уведомление от 31.08.2017 <...>

4. Относительно довода об отсутствии документального подтверждения действий Инспекции при технической ошибке.

Согласно ответу от 26.03.2019 г. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области в 2007г. при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с постановкой земельного участка с кадастровым номером <...> на государственный кадастровый учет была допущена техническая ошибка, и сведения об исправлении технической ошибки направлены в Инспекцию 28.12.2013 г.

5. Относительно довода о неуплате земельного налога за 2016 г.

В этом случае Инспекция опять противоречит сама себе и фактическому обстоятельству дела.

В соответствии со ст.11.2 НК РФ Личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Порядок ведения установлен Приказом ФНС России от 22.08.2017 <...> (ред. от 06.11.2018) "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика".

В соответствии с пунктом 4 Порядка при ведении Личного кабинета налогоплательщика ФНС России обеспечивает, в том числе, актуализацию документов (информации), сведений, их защиту и хранение в личном кабинете налогоплательщика за последние три года, предшествующие текущему году.

Как отражено в истории операций Личного кабинета налогоплательщика, и Инспекцией не оспаривается, в сентябре-октябре 2017 года оплачены суммы по земельному налогу в размере 3500 руб., 14000 руб., 10000 руб., что способствовало возникновению переплаты как по состоянию на 20.12.2018 г. (дата перерасчета по ставке 0,3), так и на 21.01.2019 г. (до даты нового расчета).

Для зачета переплаты в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки по налогам того же вида (федеральным, региональным или местным) заявление этого налогоплательщика не требуется.

Инспекция обязана сама выявить переплату, подходящую к погашению недоимку, и провести соответствующий зачет.

Всего за период с 2011 г. (начало исчисления) по 2017 г. (поскольку за 2018 г. налог еще не исчислен) актуальными сведениями об исполнении ФИО1 обязанности по уплате земельного налога по состоянию на 21.01.2019 года являлось наличие переплаты в размере 13629 руб., что Инспекцией не оспаривается.

Для того, чтобы распорядиться переплатой, 10.01.2019 г. ФИО1 через Личный кабинет направлены заявления о зачете переплаты по имущественному налогу и возврату остальной части переплаты.

При формировании заявлений в Личном кабинете у налогоплательщика отсутствует возможность менять суммы к зачету и возврату, тем самым заявления также подтверждают наличие переплаты.

Следовательно, не состоятелен довод Инспекции об отсутствии оплаты земельного налога за 2016 год.

6. Относительно довода о неактуальности письма от 20.12.2018 г. Письмо от 20.12.2018 г. о применении ставки 0,3% и уменьшении (перерасчете) земельного налога являлось актуальным вплоть до 06.02.2019 г.

Следовательно, довод о неактуальности письма от 20.12.2018 г. Инспекции также не состоятелен.

Дополнительно пояснила, что вид разрешенного использования земельного участка определен, как бытовое назначение. На земельном участке расположена котельная, которая ранее обслуживала дома, отапливала баню. Котельная и земельный участок были переданы из муниципалитета, которые административный истец приобрела в собственность. Данный земельный участок и котельную не использует в предпринимательской деятельности. На самом деле сейчас на этом участке расположено разрушенное здание котельной. Жилого дома там не было и нет. Согласно Решению Мариинского городского Совета народных депутатов 0,3% ставки применяется не только к жилым домам, но также к иным объектам. Ставка 1,5% стала применяться, когда поступили сведения из регистрирующих органов и Инспекция увидела, что за 2016 год неправильно применили ставку, потому что изменилось Решение Мариинского городского Совета народных депутатов, то они поменяли ставку на 1,12%. Затем, когда из администрации им пришел ответ, что этот земельный участок подлежит применению по ставке 0,3%, то они изменили 0,3 % и направили в декабре 2018 года уведомление о том, что сделан перерасчет по ставке 0,3%. Уведомления не получала, но считает, что оно получено ею в виде письма от инспекции. Налоговое уведомление не направлялось, поскольку у нее не возникло обязанности к доплате этого налога, при пересчете возникла переплата.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области ФИО2, действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась, просила административное исковое заявление о признании незаконным налогового уведомления <...> от 07.03.2019 года об оплате земельного налога за 2016 г. оставить без удовлетворения на основании следующего.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

При расчете земельного налога в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года.

Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В налоговый орган в рамках статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации поступили сведения о принадлежности на праве собственности ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <...> с 10.11.2011 разрешенное использование «Под объектами бытового назначения».

Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган от органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, кадастровая стоимость данного земельного участка составляла с 01.01.2014 в размере 2 942 354,21 руб. с 01.01.2016 в размере 4 207 031,56 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 4 207 031,56 руб. была установлена Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».

Согласно ответу Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области с 01.01.2017 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере 416 719 руб. на основании поданного ФИО1 31.12.2017 заявления о пересмотре кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

Решением Мариинского городского Совета народных депутатов от 16.11.2006 № 7/1 (в ред. решений Мариинского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 12/2, от 29.04.2008 № 16/3, от 25.09.2008 № 19/10 (ред. 26.11.2008), от 24.09.2009 № 27/5, решений Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 24.11.2010 № 3/3, от 24.06.2011 № 14/5, от 22.11.2011 № 22/1, от 15.06.2012 № 32/2, от 28.03.2013 № 43/3, от 30.10.2014 № 68/1, от 20.11.2014 № 69/5, от 18.12.2014 № 70/3, от 26.02.2015 № 72/1, от 26.03.2015 № 73/5) «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» для земельных участков установлены ставки:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

С 2016 года Решением Мариинского городского Совета народных депутатов от 26.11.2015 «О внесении изменений и дополнений в решение Мариинского городского Совета народных депутатов от 16.11.2006 № 7/1 «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» введена ставка 1,12 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате за земельный участок с кадастровым номером <...> за 2016 год составляет 47119 руб. (4 207 031,56 х 1,12: 100).

Однако налоговым органом земельный налог за земельный участок с кадастровым номером <...> был исчислен ошибочно с применением ставки 1,5 % в размере 63 105 руб.

Установив ошибочное исчисление земельного налога по спорному земельному участку за 2016 год, налоговым органом была скорректирована сумма земельного налога, а также произведено уменьшение неправомерно исчисленной земельного налога по ставке 1,5% за 2016 год на сумму 15 986 руб., исходя из ставки 1,12%.

Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <...> от 07.03.2019 на уплату земельного налога за 2016 г. в сумме 47 119 руб. в срок не позднее 29.04.2019.

Довод административного истца о том, что «05.10.2017г. письмом Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области уведомляет меня, что в 2017 году на основании сведений, поступивших от Росреестра в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «не установлено» на «объекты бытового назначения», изменена налоговая ставка для исчисления земельного налога в отношении земельного участка за период с 2015-2017 гг. и Инспекцией осуществлен перерасчет земельного налога в сторону увеличения» не состоятелен, поскольку письмом от 05.10.2017г. <...> ФИО1 была уведомлена о перерасчете земельного налога за 2015 год, что не является предметом рассмотрения в рамках данного административного дела.

Кроме того, административный истец указывает на то, что «06.02.2019 г. письмом Инспекция уведомила меня о том, что на основании письма Советов народных депутатов Мариинского городского поселения Кемеровской области № 119 от 21.12.2018 принадлежащий мне земельный участок не относится к п. 2 Решения № 7/1 от 16.11.2006 г.Мариинского городского Совета народных депутатов «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» не соответствует ставке 0,3% по земельному налогу. На основании этого, Инспекцией по земельному налогу опять осуществлен перерасчет уже в 2019 году».

Данный довод не соответствует действительности, поскольку указанным письмом налоговый орган уведомляет ФИО1 о том, что расчеты по земельному налогу приведены в актуальное состояние. То есть, земельный налог за 2016 год подлежит уплате по налоговому уведомлению <...> о 07.03.2019г. в срок не позднее 29.04.2019. Действий по перерасчету земельного налога в 2019 год в отношении ФИО1 налоговым органом не производилось. Иных уведомлений на уплату земельного налога за 2016 год в адрес административного ответчика налоговым органом не направлялось.

Довод административного истца о том, что «действия Инспекции, выразившиеся в доначислении земельного налога на основании технической ошибки, допущенной при ведении кадастрового учета» документально не подтвержден. Сведения в Инспекцию об исправлении технической ошибки регистрирующим органом не поступали. Доначисление налога в связи с исправлением технической ошибки налоговым органом не производилось. Начисление налога без решения органа, исправившего техническую ошибку, либо соответствующего решения суда, неправомерно.

Налоговым органом в 2019 году повторного перерасчета земельного налога за 2016 год не производилось.

Земельный налог за 2016 г. налогоплательщиком уплачен не был. Действия налогового органа по перерасчету направлены на уменьшение земельного налога, подлежащего к уплате, нарушений действующего налогового законодательства и прав налогоплательщика не содержат.

Довод налогоплательщика о том, что «20.12.2018г. Инспекция уведомляет меня, что налоговая ставка опять будет применяться 0,3, ранее доначисленный (увеличенный) земельный налог сторнирован (пересчитан в меньшую сторону) не может быть принят судом во внимание, поскольку согласно письму от 06.02.2019г. <...> ответ инспекции <...> от 20.12.2018 является не актуальным и не подлежит исполнению».

Таким образом, доводы административного ответчика не правомерны, удовлетворению не подлежат.

Дополнительно пояснила следующее:

1. Письмо Инспекции от 05.10.2017г. <...> не может являться доказательством по данному делу в связи с тем, что указанным письмом ФИО1 уведомлена о перерасчете земельного налога за 2015 год. Сведений о расчете земельного налога за 2016 год (что является предметом спора в рамках данного дела), за 2017 год в данном письме не содержится.

2. Налогоплательщик указывает на то, что «единственным допустимым правом по изменению первичного расчета земельного налога является перерасчет».

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым органом первоначально был исчислен земельный налог за 2016 год за земельный участок с кадастровым номером <...> в сумме 63 105,00 руб. с применением налоговой ставки 1,5%. (налоговое уведомление <...> от 31.08.2017).

Установив ошибочное исчисление земельного налога за указанный земельный участок, налоговым органом было произведено уменьшение земельного налога за 2016 год на 15986,00 руб. с применением налоговой ставки 1,12%. Сумма налога к уплате составила 47119,00 руб., то есть налоговым органом был произведен перерасчет в рамках действующего налогового законодательства.

Согласно п. 4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Обязанность по уплате земельного налога за 2016 год не позднее 29.04.2019 в соответствии с п. 4 ст.397 НК возникла у налогоплательщика на основании налогового уведомления <...> от 07.03.2019, направленного в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.52 НК РФ.

Иных уведомлений на уплату земельного налога за 2016 год в сумме 47119,00 руб. с применением налоговой ставки 1,12 % в адрес налогоплательщика направлено не было.

В адрес административного истца были направлены налоговое уведомление <...> от 21.08.2018 об уплате земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год и налоговое уведомление <...> от 31.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 г., которое содержит первичный расчет земельного налога в сумме 63105.00 руб. с применением налоговой ставки 1,5%.

Перерасчет земельного налога с применением ставки 0,3% на сумму 12621,00 руб. произведен налоговым органом ошибочно. Налоговое уведомление в адрес налогоплательщика об уплате земельного налога за 2016 год в сумме 12621,00 руб. в соответствии со ст.52 НК РФ не направлялось, обязанность по уплате земельного налога за 2016 год в сумме 12621,00 руб. у административного истца не возникала.

Восстановление расчета по земельному налогу с применением налоговой ставки 1,12% не является перерасчетом, поскольку изменений в сумме и в сроке уплаты не повлекло.

3. Довод административного истца о том, что «согласно ответу от 26.03.2019 г. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Кемеровской области в 2007 г. при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с постановкой земельного участка с кадастровым номером <...> на государственный кадастровый учет была допущена техническая ошибка и сведения об исправлении технической ошибки направлены в Инспекцию 28.12.2013г.».

Между тем, данный довод административного истца не соответствует действительности, поскольку данное письмо не содержит информации о том, что была допущена техническая ошибка и сведения об исправлении технической ошибки направлены в Инспекцию.

Согласно указанному письму в адрес Управления ФНС по Кемеровской области в соответствии с соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 <...> 28.12.2013 направлены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>

Сведения об исправлении технической ошибки регистрирующим органом в Инспекцию не поступали.

4. Довод налогоплательщика об оплате земельного налога за 2016 год не состоятелен, поскольку оплаченные суммы в размере 3500,00 руб., 14000,00 руб., 10000,00 руб. зачтены в недоимку по земельному налогу за 2015 год, что подтверждается информационным письмом <...> от 12.03.2019.

Рассмотрев дело в пределах административных исковых требований, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.

Определение ставок налога и установление налоговых льгот относится к полномочиям представительных органов муниципальных образований.

Как усматривается из пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

При расчете земельного налога в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года.

Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <...> адрес объекта: <...> кадастровый (или условный) номер: <...> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектами бытового назначения, как следует из свидетельства о государственной регистрации права <...> от 10.11.2011 года <...>

В налоговый орган в соответствии со ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации поступили сведения о принадлежности на праве собственности административному истцу ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <...> с 10.11.2011 разрешенное использование «Под объектами бытового назначения».

Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган от органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, кадастровая стоимость данного земельного участка составляла с 01.01.2014 в размере 2 942 354,21 руб. с 01.01.2016 в размере 4 207 031,56 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 4 207 031,56 руб. была установлена Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».

Согласно ответу Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области с 01.01.2017 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере 416 719 руб. на основании поданного ФИО1 31.12.2017 заявления о пересмотре кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

Решением Мариинского городского Совета народных депутатов от 16.11.2006 № 7/1 (в ред. решений Мариинского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 12/2, от 29.04.2008 № 16/3, от 25.09.2008 № 19/10 (ред. 26.11.2008), от 24.09.2009 № 27/5, решений Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 24.11.2010 № 3/3, от 24.06.2011 № 14/5, от 22.11.2011 № 22/1, от 15.06.2012 № 32/2, от 28.03.2013 № 43/3, от 30.10.2014 № 68/1, от 20.11.2014 № 69/5, от 18.12.2014 № 70/3, от 26.02.2015 № 72/1, от 26.03.2015 № 73/5) «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» для земельных участков установлены ставки:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

С 2016 года Решением Мариинского городского Совета народных депутатов от 26.11.2015 «О внесении изменений и дополнений в решение Мариинского городского Совета народных депутатов от 16.11.2006 № 7/1 «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» введена ставка 1,12 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Поскольку, земельный участок, принадлежащий административному истцу имеет разрешенное использование: под объектами бытового назначения <...> то сумма земельного налога, подлежащая уплате за земельный участок с кадастровым номером <...> за 2016 год составляет 47 119 руб. (4 207 031,56 х 1,12: 100).

Налоговым органом земельный налог за земельный участок с кадастровым номером <...> был исчислен ошибочно с применением ставки 1,5 % в размере 63 105 руб., поскольку поступили сведения без указания вида разрешенного использования.

Установив ошибочное исчисление земельного налога по спорному земельному участку за 2016 год, налоговым органом была скорректирована сумма земельного налога, а также произведено уменьшение неправомерно исчисленной земельного налога по ставке 1,5% за 2016 год на сумму 15 986 руб., исходя из ставки 1,12%.

Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <...> от 07.03.2019 на уплату земельного налога за 2016 г. в сумме 47 119 руб. в срок не позднее 29.04.2019.

Довод административного истца о том, что 05.10.2017г. письмом Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области уведомляет ее, что в 2017 году на основании сведений, поступивших от Росреестра в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «не установлено» на «объекты бытового назначения», изменена налоговая ставка для исчисления земельного налога в отношении земельного участка за период с 2015-2017 гг. и Инспекцией осуществлен перерасчет земельного налога в сторону увеличения, по мнению суда, является не обоснованным, поскольку информационным письмом от 05.10.2017г. <...> ФИО1 была уведомлена о перерасчете земельного налога за 2015 год <...>

Кроме того, довод административного истца о том, что 06.02.2019 г. письмом Инспекция уведомила ее о том, что на основании письма Советов народных депутатов Мариинского городского поселения Кемеровской области № 119 от 21.12.2018 принадлежащий ей земельный участок не относится к п. 2 Решения № 7/1 от 16.11.2006 г.Мариинского городского Совета народных депутатов «Об установлении и введении земельного налога на территории Мариинского городского поселения» не соответствует ставке 0,3% по земельному налогу. На основании этого, Инспекцией по земельному налогу опять осуществлен перерасчет уже в 2019 году, также является необоснованным, поскольку информационным письмом от 06.02.2019 г. <...> налоговый орган уведомил административного истца ФИО1 о том, что расчеты по земельному налогу приведены в актуальное состояние. То есть, земельный налог за 2016 год подлежит уплате по налоговому уведомлению <...> о 07.03.2019г. в срок не позднее 29.04.2019. Действий по перерасчету земельного налога в 2019 год в отношении ФИО1 в сторону увеличения налоговым органом не производилось. Иных уведомлений на уплату земельного налога за 2016 год в адрес административного ответчика налоговым органом не направлялось.

Довод административного истца о том, что действия Инспекции, выразившиеся в доначислении земельного налога на основании технической ошибки, допущенной при ведении кадастрового учета является несостоятельным, материалами дела не подтвержден. Сведения в Инспекцию об исправлении технической ошибки регистрирующим органом не поступали. Доначисление налога в связи с исправлением технической ошибки налоговым органом не производилось. Начисление налога без решения органа, исправившего техническую ошибку, либо соответствующего решения суда, неправомерно.

Налоговый орган в 2019 году повторный перерасчет земельного налога за 2016 год ФИО1 не производил.

Земельный налог за 2016 г. административным истцом не был уплачен. Действия налогового органа по перерасчету направлены на уменьшение земельного налога, подлежащего к уплате, нарушений действующего налогового законодательства и прав налогоплательщика не содержат.

Довод административного истца о том, что 20.12.2018 г. Инспекция уведомляет ее, что налоговая ставка опять будет применяться 0,3, ранее доначисленный (увеличенный) земельный налог сторнирован (пересчитан в меньшую сторону)» судом не принимается во внимание, поскольку согласно письму от 06.02.2019г. <...> ответ инспекции <...> от 20.12.2018 на письмо <...> от 03.12.2018 г. является не актуальным и не подлежит исполнению.

Письмо МИ ФНС России № 1 по Кемеровской области от 05.10.2017г. <...> не может являться доказательством по данному делу в связи с тем, что указанным письмом ФИО1 уведомлена о перерасчете земельного налога за 2015 год. Сведений о расчете земельного налога за 2016 год (что является предметом спора в рамках данного дела), за 2017 год в данном письме не содержится.

Административный истец указывает на то, что единственным допустимым правом по изменению первичного расчета земельного налога является перерасчет.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым органом первоначально был исчислен земельный налог за 2016 год за земельный участок с кадастровым номером <...> в сумме 63 105,00 руб. с применением налоговой ставки 1,5%. (налоговое уведомление <...> от 31.08.2017).

Установив ошибочное исчисление земельного налога за указанный земельный участок, налоговым органом было произведено уменьшение земельного налога за 2016 год на 15986,00 руб. с применением налоговой ставки 1,12%. Сумма налога к уплате составила 47119,00 руб., то есть налоговым органом был произведен перерасчет в рамках действующего налогового законодательства.

Согласно п. 4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Обязанность по уплате земельного налога за 2016 год не позднее 29.04.2019 в соответствии с п. 4 ст.397 НК возникла у налогоплательщика на основании налогового уведомления <...> от 07.03.2019, направленного в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.52 НК РФ.

Иных уведомлений на уплату земельного налога за 2016 год в сумме 47119,00 руб. с применением налоговой ставки 1,12 % в адрес налогоплательщика направлено не было.

В адрес административного истца были направлены налоговое уведомление <...> от 21.08.2018 об уплате земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год и налоговое уведомление <...> от 31.08.2017 об уплате земельного налога за 2016 г., которое содержит первичный расчет земельного налога в сумме 63105.00 руб. с применением налоговой ставки 1,5%.

Перерасчет земельного налога с применением ставки 0,3% на сумму 12621,00 руб. произведен налоговым органом ошибочно. Налоговое уведомление в адрес налогоплательщика об уплате земельного налога за 2016 год в сумме 12621,00 руб. в соответствии со ст.52 НК РФ не направлялось, следовательно, обязанность по уплате земельного налога за 2016 год в сумме 12621,00 руб. у административного истца не возникала.

Восстановление расчета по земельному налогу с применением налоговой ставки 1,12% не является перерасчетом, поскольку изменений в сумме и в сроке уплаты не повлекло.

Оценивая довод административного истца о том, что согласно ответу от 26.03.2019 г. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Кемеровской области в 2007 г. при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с постановкой земельного участка с кадастровым номером <...> на государственный кадастровый учет была допущена техническая ошибка и сведения об исправлении технической ошибки направлены в Инспекцию 28.12.2013г., суд приходит к выводу о том, что данный довод административного истца не соответствует действительности, поскольку данное письмо не содержит информации о том, что была допущена техническая ошибка и сведения об исправлении технической ошибки направлены в Инспекцию.

Согласно указанному письму в адрес Управления ФНС по Кемеровской области в соответствии с соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 <...> 28.12.2013 направлены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>

Сведения об исправлении технической ошибки регистрирующим органом в Инспекцию не поступали.

Довод налогоплательщика об оплате земельного налога за 2016 год не состоятелен, поскольку оплаченные суммы в размере 3500,00 руб., 14000,00 руб., 10000,00 руб. зачтены в недоимку по земельному налогу за 2015 год, что подтверждается информационным письмом <...> от 12.03.2019.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему. Наличие обязанности уплачивать земельный налог за 2016 год за спорный земельный участок административный истец не оспаривает.

Определение налоговой базы и исчисление земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, налоговыми органами осуществляется только на основании сведений, представляемых в электронном виде в налоговый орган органами Росреестра.

Налоговые органы являются только пользователями информации об объектах налогообложения и их владельцах.

При этом суд учитывает, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган обоснованно начислил земельный налог исходя из вида разрешенного использования. Земельный налог рассчитан верно.

Следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным налогового уведомления.

Поскольку определением Мариинского городского суда от 08.07.2019 года была предоставлена ФИО1 отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, подлежащей оплате при подаче административного искового заявления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области о признании незаконным налогового уведомления, до рассмотрения дела по существу, с учетом отказа в удовлетворении административного иска суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в доход бюджета Мариинского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ч.2 ст.1, ст.ст.175-181, ст.ст.227,228, ч.1 ст.298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать за необоснованностью.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Мариинского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – Т.А.Гильманова

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2019 года

Судья - Т.А.Гильманова

Решение не вступило в законную силу

Судья - Т.А. Гильманова

Секретарь - Н.А. Ибрагимова

Подлинный документ подшит в материалах административного дела

№ 2а-518/2019 Мариинского городского суда Кемеровской области

Секретарь- Н.А. Ибрагимова