ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-518/2022 от 06.06.2022 Карачаевского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №2а-518/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(адрес обезличен) 06 июня 2022 года

Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Катчиевой В.К., при секретаре судебного заседания Караевой Ф.М., с участием: представителя административного истца – ФИО2 (доверенность от (дата обезличена)), представителя административного ответчика – ФИО2 (доверенность от (дата обезличена)), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Тебердинский национальный парк» и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Карачаево-Черкесский межрайонный природоохранный прокурор Карачаево-Черкесской Республики (далее – истец, прокурор) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Тебердинский национальный парк» и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – ответчики, национальный парк, министерство), в котором с учетом уточнения формулировки заявленных требований просит:

- признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по установлению охранной зоны Тебердинского национального парка незаконным;

- обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение одного года со дня вступления в законную силу определить ширину и конфигурацию охранной зоны особо охраняемой природной территории Тебердинского национального парка, принять решение о создании охранной зоны Тебердинского национального парка и установлении ее границ, режима охраны и использования земельных участков.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, выявлено, что до настоящего времени ширина и конфигурация охранной зоны ФГБУ «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник» не определены; сведения о границах охранных зон в государственный кадастр недвижимости не внесены; Положение о соответствующей охранной зоне, устанавливающей режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, не разработано; границы охранных зон предупредительными аншлагами и информационными знаками на местности, не обозначены; информация о создании охранной зоны учреждения на официальных сайтах Минприроды России и ФГБУ «ТГПБЗ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещена.

Невыполнение ответчиками мероприятий по установлению охранной зоны и ее должной охраны создают угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий, сохранения уникальных и типичных природных комплексов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, являются объектами национального наследия, чем нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, интересы Российской Федерации.

Ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направило письменные возражения на административный иск, из которого следует, что согласно п.п.4, 12, 13 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в виде проекта приказа, к которому прилагается пояснительная записка, которая должна содержать сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны и ее карту-схему, определяемые с учетом функционального зонирования национального парка. В настоящее время функциональное зонирование Тебердинского национального парка не установлено.

В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) «О преобразовании Тебердинского государственного природного биосферного заповедника в Тебердинский национальный парк» министерству поручено осуществить необходимые мероприятия, связанные с преобразованием учреждения, а также направить в регистрирующий орган документы для внесения сведений в ЕГРН о границах. При этом сроки осуществления данных мероприятий не установлены. В целях исполнения указанного постановления Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) министерством осуществляется подготовка сведений о границах Тебердинского национального парка для внесения их в ЕГРН, после чего будут проведены мероприятия по установлению охранной зоны. В связи с чем, просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 административные исковые требования в уточненной формулировке поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика ФГБУ «Тебердинский национальный парк» ФИО2 просил в удовлетворении требований прокурора отказать, поскольку для установления охранной зоны необходимо определить координаты поворотных точек границы национального парка и внести эти сведения в ЕГРН, а также осуществить функциональное зонирование его территории, что потребует значительных временных затрат.

Дело рассмотрено в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ в отсутствие надлежаще извещенного представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, явка которого в судебное заседание обязательной не признавалась.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика ФГБУ «Тебердинский национальный парк», изучив возражения административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, исследовав и оценив в совокупности письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.1 ст.58 Федерального закона от (дата обезличена) №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (п.2 ст.58 Федерального закона от (дата обезличена) №7-ФЗ).

Федеральным законом от (дата обезличена) №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от (дата обезличена) №33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (п.1 ст.14 Федерального закона от (дата обезличена) №33-ФЗ).

В силу п.1 ст.15 Федерального закона от (дата обезличена) №33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Тебердинский государственный природный биосферный заповедник был учрежден постановлением ВЦИК Совнаркома РСФСР от (дата обезличена)(номер обезличен) на территории общей площадью85 064 га, включая Тебердинский и Архызский участки, и имел статус биосферного заповедника на основании решения Президиума Международного координационного Совета программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» от 1997 года, принятого по поручению Совета программы.

Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) ФГБУ «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник» преобразовано в ФГБУ «Тебердинский национальный парк», устав которого утвержден приказом Минприроды России от (дата обезличена)(номер обезличен).

По настоящее время координаты характерных точек границы ФГБУ «Тебердинский национальный парк» не определены, соответствующие сведения в ЕГРН не внесены, также не осуществлено функциональное зонирование его территории, не определена ширина и конфигурация охранной зоны; сведения о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости не внесены; Положение о соответствующей охранной зоне, устанавливающей режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, не разработано; границы охранных зон предупредительными аншлагами и информационными знаками на местности, не обозначены; информация о создании охранной зоны учреждения на официальных сайтах Минприроды России и ФГБУ «ТГПБЗ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещена.

Приведенные нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях в отношении ФГБУ «Тебердинский национальный парк» суд признает установленными и не подлежащими доказыванию в соответствии с ч.1 ст.65 КАС РФ, поскольку данные нарушения приведены в административном иске прокурора и подтверждены в письменных возражениях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, пояснениях в судебном заседании представителя ФГБУ «Тебердинский национальный парк».

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.2 ст.2 Федерального закона от (дата обезличена) №33-ФЗ).

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории (п.10 ст.2 Федерального закона от (дата обезличена) №33-ФЗ).

Согласно подпункту «а» п.11, п.12 ст.2 Федерального закона от (дата обезличена) №33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий в отношении государственных национальных парков принимаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

Приведенные положения закона свидетельствуют о необходимости принятия мер по охране территорий национальных парков, в том числе путем принятия решения об установлении охранных зон особо охраняемых природных территорий, определения их границ.

Согласно п.9 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п.5.15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) Министерство природных ресурсов и экологии РФ принимает решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ.

Согласно п.п.12, 14 вышеуказанных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), Министерство природных ресурсов и экологии РФ готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к нему с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, которые направляются на согласование: руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения; Министерству сельского хозяйства РФ; Министерству транспорта РФ (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо земельные участки, предназначенные для реконструкции и строительства указанных объектов в соответствии со схемой территориального планирования РФ и (или) документацией по планировке территории, а также если предполагается, что создаваемая охранная зона будет полностью или частично находиться в границах внутренних морских вод РФ, территориального моря Российской Федерации и (или) на внутренних водных путях РФ); Министерству обороны РФ; Федеральной службе безопасности РФ (если предполагается создание охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со ст.3 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»); Федеральному агентству по недропользованию; Федеральному агентству водных ресурсов; Федеральному агентству лесного хозяйства.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований закона до настоящего времени охранная зона для особо охраняемой природной территории – ФГБУ «Тебердинский национальный парк» не определена, ее границы не установлены; Министерство природных ресурсов и экологии РФ меры по подготовке проекта приказа о создании охранной зоны названного государственного национального парка, об установлении ее границ и утверждении положения о ней, с пояснительной запиской не принят, на согласование в уполномоченные органы государственной власти не направлен.

Довод административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РФ о том, что координаты характерных точек границ Тебердинского национального парка не определены, что препятствует установлению функционального зонирования, равно как довод о том, что постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) «О преобразовании Тебердинского государственного природного биосферного заповедника в Тебердинский национальный парк» сроки направления в регистрирующий орган документов для внесения сведений в ЕГРН о границах не установлены, не могут быть приняты судом.

Указанные обстоятельства не освобождают Министерство природных ресурсов и экологии РФ от обязанности создания охранной зоны Тебердинского национального парка, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.

Согласно положениям ст.ст.17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Бездействие Министерства природных ресурсов и экологии РФ нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ, поскольку отсутствие охранной зоны особо охраняемой природной территории федерального значения – ФГБУ «Тебердинский национальный парк» способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.

Кроме того, своим бездействием Министерство природных ресурсов и экологии РФ нарушает интересы Российской Федерации, поскольку Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами. Российская Федерация выступает гарантом прав граждан, закрепленных в Конституции РФ и других федеральных законах, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, при этом проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение Министерством природных ресурсов и экологии РФ установленных требований законодательства об особо охраняемых природных территориях. На момент рассмотрения дела в суде нарушенное право неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации не восстановлено. Срок обращения в суд прокурором не нарушен.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Прокурор просит обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение одного года со дня вступления в законную силу определить ширину и конфигурацию охранной зоны особо охраняемой природной территории Тебердинского национального парка, принять решение о создании охранной зоны Тебердинского национального парка и установлении ее границ, режима охраны и использования земельных участков.

Определяя способ устранения незаконного бездействия, суд учитывает, что решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ с пояснительной запиской Министерством природных ресурсов и экологии РФ готовит в виде проекта приказа, который с пояснительной запиской к нему направляются на согласование в органы государственной власти, указанные в п.14 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен).

При определении срока для исполнения заявленных административных исковых требований суд учитывает установленный порядок и срок проведения работ для подготовки проекта решения о создании охранной зоны, характер и содержание работ, необходимых для установления охранной зоны, определения координат характерных точек границы Тебердинского национального парка, а также значительность его территории.

В связи с чем, суд считает, что срок, который просит установить прокурор для устранения выявленных нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, является разумными и достаточными.

Частью 9 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Тебердинский национальный парк» и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об оспаривании бездействия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по установлению охранной зоны ФГБУ «Тебердинский национальный парк» незаконным.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу подготовить решение о создании охранной зоны ФГБУ «Тебердинский национальный парк», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ, и передать на согласование в органы государственной власти, указанные в п.14 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен).

Административному ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение одного месяца после истечения срока для исполнения административных исковых требований сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено (дата обезличена).

Судья В.К. Катчиева