ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-518/2024 от 20.02.2024 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

№ 2а-518/2024

УИД 75RS0023-01-2024-000461-18

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года город Чита

Черновский районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Круликовской А.А.,

при секретаре Окуневой С.С.,

с участием представителя административного истца – прокурора Апрелковой В.С.,

представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» и заинтересованного лица комитета культуры администрации городского округа «Город Чита» Сысоевой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к МБУК КДЦ «Мир», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанностей,

установил:

прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с указанным административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, сославшись в его обоснование на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищённости объектов культуры установлено, что МБУК КДЦ «Мир», расположенное по адресу: город Чита, ул. 40 лет Октября, д. 6-а, не оборудовано системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Кроме того, отсутствует ограждение территории объекта, что не может способствовать исключению фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий), не обеспечивает воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию объекта. Непринятие МБУК КДЦ «Мир» необходимых мер антитеррористической защищённости объекта (территории) способствует снижению уровня безопасности учреждения от возможных террористических проявлений, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Направлявшееся в адрес директора МБУК КДЦ «Мир» представление об устранении нарушений до настоящего времени не исполнено в связи с отсутствием финансирования. Просит обязать МБУК КДЦ «Мир» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект, расположенный по адресу: город Чита, ул. 40 лет Октября, д. 6-а, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (при угрозе совершения и при совершении террористического акта); обеспечить ограждение территории указанного объекта; обязать администрацию городского округа «Город Чита» обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию объекта, расположенного по адресу: город Чита, ул. 40 лет Октября, д. 6-а, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (при угрозе совершения и при совершении террористического акта), а также по ограждению территории указанного объекта.

В судебном заседании прокурор Апрелкова В.С. административное исковое заявление поддержала. Представитель администрации городского округа «Город Чита» и заинтересованного лица комитета культуры администрации городского округа «Город Чита» Сысоева С.Ю. против удовлетворения административного искового заявления не возражала, указала, что денежные средства на установку системы оповещения будут выделены в 2024 году, денежные средства на ограждение территории, возможно, выделят в 2025 году.

МБУК КДЦ «Мир» представителя в судебное заседание не направило, о его времени и месте извещено надлежащим образом. С учётом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие МБУК КДЦ «Мир».

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из пункта «д» абзаца 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей является одной из основных задач противодействия терроризму.

Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу статьи 2 Закона о противодействии терроризму одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункты 4, 6 части 1 статьи 5.2 Закона о противодействии терроризму).

Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статьи 5 Закона о противодействии терроризму).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму 11 февраля 2017 года Правительство Российской Федерации Постановлением N 176 утвердило Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Требования), в которых установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) в сфере культуры (далее – объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укреплённости объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В пункте 2 Требований указано, что под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее – органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Пунктом 3 Требований закреплено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий) (пункт 5 Требований).

Пунктом 14 Требований установлены три категории опасности объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности – объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек;

б) объекты (территории) второй категории опасности – объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек;

в) объекты (территории) третьей категории опасности – объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек.

Согласно пункту 20 Требований антитеррористическая защищённость объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления мероприятий в целях: а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объектов (территорий); е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В пункте 21 Требований указано, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; в) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; г) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта.

Как следует из пункта 22 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путём: а) периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта; б) организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории); в) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъёмки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств.

Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: а) организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории); б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); в) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий); г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях) (пункт 23 Требований).

В силу подпункта «в» пункта 24 Требований минимизация возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации.

В соответствии с подпунктами «в» и «з» пункта 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищённости объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях); оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно подпункту «а» пункта 25(2) Требований выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, достигается путём своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, а также попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты (территории).

Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), или лицо, его замещающее, при обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) или получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) обеспечивает: а) усиление контроля пропускного и внутриобъектового режимов, прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (территорию); б) своевременное оповещение (информирование) работников и посетителей объекта (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) безопасную и беспрепятственную эвакуацию работников и посетителей объекта (территории) (пункт 33 Требований).

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В судебном заседании установлено, что МБУК КДЦ «Мир» (полное наименование учреждения – муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговый центр «Мир»), расположенное по адресу: город Чита, посёлок Восточный, ул. 40 лет Октября, д. 6, является муниципальным учреждением культуры, основной целью деятельности которого является организация досуга и приобщение жителей городского округа «Город Чита» к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремёслам, сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных формах и видах, что следует из пунктов 1.1 и 3.1 Устава.

В соответствии с пунктом 1.7 Устава учредителем МБУК КДЦ «Мир» является городской округ «Город Чита». Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа «Город Чита», от имени которой действует управление культуры администрации городского округа «Город Чита».

Собственником имущества МБУК КДЦ «Мир» является городской округ «Город Чита» в лице администрации городского округа «Город Чита» (пункт 1.10 Устава).

Из паспорта безопасности следует, что МБУК КДЦ «Мир» присвоена вторая категория опасности объекта (территории).

По результатам проверки, проведённой прокуратурой Черновского района города Читы совместно со специалистом отдела вневедомственной охраны по городу Чите 27 июля 2023 года, в МБУК КДЦ «Мир» установлены нарушения требований антитеррористической защищённости.

Так, территория МБУК КДЦ «Мир» не огорожена забором для исключения фактов бесконтрольного пребывания на объекте и его территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта; в МБУК КДЦ «Мир» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (при угрозе совершения и при совершении террористического акта).

В связи с установленными нарушениями, 28 июля 2023 года прокуратурой Черновского района города Читы в отношении директора МБУК КДЦ «Мир» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищённости объектов культуры.

На момент предъявления настоящего административного иска вышеназванные нарушения закона не устранены.

Поскольку МБУК КДЦ «Мир» не оборудовано системой оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а его территория не огорожена, требования прокурора представляются обоснованными.

Исполнение вышеприведённых законоположений является обязанностью как объекта культуры по созданию безопасных условий пребывания на его территории лиц, так и органов местного самоуправления по осуществлению финансирования мероприятий, направленных на антитеррористическую защищённость объекта культуры.

Отсутствие бюджетных ассигнований для финансирования указанных в иске мероприятий не может являться основанием для нарушения требований законодательства об антитеррористической защищённости образовательного учреждения и не освобождает администрацию городского округа «Город Чита» от выполнения возложенных на неё обязанностей.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о том, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечёт обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счёт собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований законодательства. Так, в постановлении от 17 июня 2004 года N 12-П, определениях от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О отмечено, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечёт обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закреплённых в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135.

Также представляется обоснованным и требование прокурора в части срока, в течение которого МБУК КДЦ «Мир» должно устранить выявленные нарушения антитеррористической защищённости.

Вместе с тем суд не может согласиться с требованием об исполнении администрацией городского округа «Город Чита» решения суда с момента его вступления в законную силу.

Принимая во внимание отсутствие в настоящее время бюджетных ассигнований, суд считает возможным определить для администрации городского округа «Город Чита» срок для исполнения решения суда в три месяца с момента его вступления в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 226-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить частично.

Возложить на МБУК КДЦ «Мир» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект, расположенный по адресу: город Чита, ул. 40 лет Октября, д. 6-а, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (при угрозе совершения и при совершении террористического акта); обеспечить ограждение территории указанного объекта.

Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию объекта, расположенного по адресу: город Чита, ул. 40 лет Октября, д. 6-а, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (при угрозе совершения и при совершении террористического акта), а также по ограждению территории указанного объекта.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Черновский районный суд города Читы.

Судья А.А. Круликовская

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2024 года.