Дело № 2 а – 5191/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2018г. г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.
при секретаре Миграновой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ФИО2, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения заместителя начальника Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан ФИО2 об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ФИО2, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения заместителя начальника Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан ФИО2 об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В обоснование административного искового заявления указано, что 26.07.2017г. ФИО1 обратился в адрес главы администрации ГО г.Уфа РБ с заявлением, в котором просил предоставить в собственность ФИО1 бесплатно земельный участок №54 общ. Площадью 589 кв.м., имеющий кадастровый номер: <адрес> расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. <адрес>. Выдать ФИО1 правоустанавливающий документ для регистрации права собственности, в случае необходимости внести изменения в кадастровые сведения.
Претензий к землям общего пользования и соседям не имеет. Заявление было мотивировано тем, что ФИО1 с 31.08.1986г. по настоящее время является членом СТ «Журналист» - после переименования СНТ «Журналист» и ему из состава земель, выделенных товариществу предоставлен земельный участок №54 общ. площадью 589 кв.м. имеющий кадастровый номер: <адрес>, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>.
Согласно уведомлению заместителя начальника УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ ФИО3, изложенному в письме от 24.08.2017г. исх. В-10589 был подготовлен проект решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О предоставлении ФИО1 земельного участка №54 в садоводческом некоммерческом товариществе «Журналист» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в собственность бесплатно», который в настоящее время проходит необходимые согласования.
Вместе с тем решением заместителя начальника управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО2, изложенным в письме от 26.09.2017г. исх.В-10589 (далее по тексту административного иска «обжалуемое решение») ФИО1 было отказано в предоставлении муниципальной услуги - «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства», на основании пп. 8 п. 2.12. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства».
Указанное решение административный истец полагает незаконным, поскольку при его вынесении были допущены нарушения норм материального права, а именно: Административный регламент по предоставлению администрацией ГО г. Уфа Республики Башкортостан муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства», утвержденный Постановлением главы администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 15.01.2016г.
Согласно уведомлению заместителя начальника УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ ФИО3, изложенному в письме от 24.08.2017г. был подготовлен проект решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О предоставлении ФИО1 земельного участка № 54 в садоводческом некоммерческом товариществе «Журналист» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в собственность бесплатно», который в настоящее время проходит необходимые согласования.
Таким образом, административный истец полагает, что согласно ч.3 регламента по заявлению административного истца о передаче в собственность бесплатно земельного участка уполномоченным должностным лицом УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ, был подготовлен и подписан проект решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О предоставлении ФИО1 земельного участка № 54 в садоводческом некоммерческом товариществе «Журналист» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в собственность бесплатно». Данный проект был передан на согласование в установленном п.3 регламента порядке.
Вместе с тем, как полагает административный истец, в нарушение 12 дневного срока, установленного ч.3 регламента решение о предоставлении административному истцу земельного участка в собственность бесплатно подписано уполномоченным должностным лицом УЗИО администрации ГО г.Уфа не было.
Также административный истец полагает незаконным обжалуемое решение, поскольку право на получение членами СНТ «Журналист» земельных участков, следовательно и административного истца, в собственность бесплатно установлено решением заместителя начальника УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ от 25.08.2017г. исх. № 24885: «В соответствии с решением Арбитражного суда РБ от 21.11.2013г. по делу №А07-9648/2013 и постановлением 18 арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014г. по делу № был пересмотрен вопрос о предоставлении земельных участков СНТ «Журналист» и разрешена приватизация земельных участков в данном садовом товариществе».
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-9648/2013 от 21.11.2013г. было постановлено: Признать отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме № 10552 от 07.05.2013 об отказе в предоставлении в собственность садоводов СНТ "Журналист", земельных участков, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью S-75 501 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения садоводства, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>" незаконным.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, рассмотреть по существу заявление без номера, от 19.04.2013г. года (входящий №01-02-17370/11 от 23.04.2013г.) садоводческого некоммерческого товарищества "Журналист" в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан о разрешении оформления в собственность садоводов земельных участков.
«Помимо вышеуказанного вывода судом по делу были установлены и вновь доказыванию не подлежат следующие обстоятельства: На основании заявления Башкирского отделения Художественного Фонда РСФСР о выделении земельного участка для коллективных садов, Исполнительным комитетом Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР, был выделен земельный участок под коллективные сады в д.Дудкино (Решение № 26/23 от 19 сентября 1968г.), в 1976 году Решением об отводе дополнительного земельного участка КС «Журналист» дополнительно выделили 1,08га на вышеуказанные земельные участки оформлена необходимая документация».
Основанием к удовлетворению иска послужил вывод суда о том, что:
«Отказывая в предоставлении земельных участков, орган местного самоуправления сослался на их ограничение в обороте в силу расположения земельных участков в «санитарной зоне охраны водозаборов II пояса».
Приведённое основание для отказа в предоставлении земельных участков в собственность следует признать необоснованным.
Обжалуемое решение является незаконным также в силу его необоснованности и противоречия обстоятельствам, ранее установленным судебным актом, а именно:
Основанием к вынесению обжалуемого решения послужил вывод должностного лица о том, что «кадастровые кварталы, в границах которых находится СНТ «Журналист», с номерами <адрес> расположены на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы.», данный вывод противоречит вышеизложенному решению Арбитражного суда Республики Башкортостан и в силу ст.64 КАС РФ не подлежит доказыванию.
Также административный истец полагает, что обжалуемое решение незаконно, поскольку не содержит в себе конкретных оснований в отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению бесплатно в собственность конкретного земельного участка.
С учетом изложенного, а также уточнений административного искового заявления, административный истец просил:
Признать незаконным решение заместителя начальника управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ФИО2, изложенное в письме от 26.09.2017г. исх.В-10589 об отказе в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги - «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства».
В предыдущем судебном заседании представитель административного истца адвокат Сафин Б.А. просил удовлетворить административное исковое заявление по доводам, изложенным в нем. Административный истец, административные ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, полагает возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца, административных ответчиков.
Административный ответчик Управление земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ в судебное заседание явку представителя не обеспечило, представило возражение на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям:
- Административным истцом пропущен срок давности обращения в суд, поскольку обжалуемое решение было принято 26.09.2017г., административное исковое заявление поступило в Октябрьский районный суд г.Уфы РБ 06.04.2018г., т.е. по истечении трехмесячного срока на обжалование.
- Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу Республика Башкортостан, <адрес>. Вышеуказанный земельный участок расположен в кадастровом квартале <адрес>
Информация о расположении спорного земельного участка в кадастровом квартале <адрес>, на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы подтверждается ответом 13-24/515 от 04.09.2017г. МУП «Уфаводоканал».
Учитывая наличие установленного действующим законодательством запрета на предоставление в частную собственность земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п.2 той же статьи).
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст.25 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации
В соответствии с п.9.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" "О введении в действие ЗК РФ" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
Земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, предусмотренном п.2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.
Судом в судебном заседании установлено, что 26.07.2017г. ФИО1 обратился в адрес главы администрации ГО г.Уфа РБ с заявлением, в котором просил: предоставить в собственность ФИО1 бесплатно земельный участок №54 общ. площадью 589 кв.м, имеющий кадастровый номер: <адрес>, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, <адрес> Выдать ФИО1 правоустанавливающий документ для регистрации права собственности. в случае необходимости внести изменения в кадастровые сведения.
Заявление было мотивировано тем, что Вахитов Урал Юсупович с 31.08.1986г. по настоящее время является членом СТ «Журналист» - после переименования СНТ «Журналист» и ему из состава земель, выделенных товариществу предоставлен земельный участок №54 общ. площадью 589 кв.м., имеющий кадастровый номер: <адрес>, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>.
Согласно уведомлению заместителя начальника УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ ФИО3, изложенному в письме от 24.08.2017г. исх. В-10589 был подготовлен проект решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О предоставлении ФИО1 земельного участка № 54 в садоводческом некоммерческом товариществе «Журналист» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в собственность бесплатно», который в настоящее время проходит необходимые согласования.
Вместе с тем решением заместителя начальника управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО2, изложенным в письме от 26.09.2017г. исх. В-10589 ФИО1 было отказано в предоставлении муниципальной услуги - «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства», на основании пп. 8 п. 2.12. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства».
Решение мотивировано тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон № 52- ФЗ) введены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно пункту 1 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Адресов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Ссылка административного истца на преюдициальное значение решения Арбитражного суда РБ от 21 ноября 2013 года по делу А07-9648/2013 является несостоятельной, исходя из следующего.
Решением Арбитражного суда РБ №А07-9648/2013 от 21 ноября 2013 года постановлено:
Признать отказ Администрации городского округа г.Уфа РБ в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ, выраженный в письме №10552 от 7 мая 2013 года об отказе в предоставлении в собственность садоводов СНТ «Журналист», земельных участков, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>, общей площадью 75 501 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенных по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать Администрацию городского округа г.Уфа РБ в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда, рассмотреть по существу заявление без номера, от 19 апреля 2013 года (входящий №01-02-17370/11 от 23 апреля 2013 года) СНТ «Журналист» в Кировском районе городского округа г.Уфа РБ о разрешении оформления в собственность садоводов земельных участков.
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Предметом рассмотрения Арбитражного Суда РБ являлся земельный участок с кадастровым номером <адрес> Однако, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>
Таким образом, проверка правомерности отказа административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка предметом рассмотрения Арбитражного суда РБ не являлась, ФИО1 не принимал участие при рассмотрении данного дела.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что земельный участок №54 общ. площадью 589 кв.м, имеющий кадастровый номер: <адрес>, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, <адрес> южнее п.Дудкино ограничен в обороте, расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом ссылка представителя УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ на судебные акты по иным гражданско-правовым спорам не имеют отношения к рассматриваемому административному делу, поскольку административным ответчиком не доказаны обстоятельства, предусмотренные ст.64 КАС РФ, необходимые для освобождения стороны от доказывания обстоятельств по делу.
Довод представителя УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ о пропуске административным истцом трехмесячного срока для предъявления административного иска в суд является необоснованным, поскольку согласно штемпелю на почтовом конверте, административное исковое заявление было направлено административным истцом в адрес суда 26.12.2017г., обжалуемое решение вынесено 26.09.2017г. таким образом административным истцом срок на подачу административного иска не пропущен.
Вместе с тем суд при вынесении настоящего решения принимает во внимание, что:
Согласно ст.1 КАС РФ: настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016г. №36г «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
1. Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Судом установлено, что административным истцом не были заявлены требования о признании права собственности на земельный участок, а заявлены требования о признании незаконным решения должностного лица органа местного самоуправления об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению бесплатно в собственность земельного участка, при этом в обоснование административного иска административным истцом приведен довод о нарушении должностным лицом процедуры принятия обжалуемого решения, установленного административным регламентом по предоставлению администрацией ГО г.Уфа Республики Башкортостан муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства», утвержденного Постановлением главы администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 15.01.2016г. при вынесении настоящего решения суд учитывает как данное обстоятельство, так и то, что административным истцом не заявлялось требование о признании права собственности на земельный участок на основании соответствующих материально-правовых норм.
Такие исковые требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства в установленном законом порядке как спор о праве между теми же сторонами по иному предмету и иному основанию.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент по предоставлению администрацией ГО г.Уфа Республики Башкортостан муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков для ведения садоводства огородничества или дачного хозяйства», утвержден Постановлением главы администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 15.01.2016г. (далее по тексту административного иска «Регламент»)
Данная муниципальная услуга согласно п.1.4 регламента, предоставляется Управлением земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту административного иска «УЗИО»).
П.3 регламента предусмотрен порядок оказания муниципальной услуги:
1. Прием и регистрация заявления Ответственный исполнитель АИС "Имущество" 1 день.
2. Проверка оснований для возвращения заявления и его возврат при их наличии Ответственный исполнитель АИС "Имущество" до 2 дней.
3. Формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальных услуг Ответственный исполнитель АИС "Имущество" до 4 дней.
4. Формирование землеустроительного дела Ответственный исполнитель АИС "Имущество" до 9 дней.
5. Проверка документов, сбор внутренней информации и определение оснований для предоставления или отказа в предоставлении муниципальной услуги Ответственный исполнитель АИС "Имущество" до 10 дней.
6. Подготовка проекта решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в оказании муниципальной услуги, согласование и подписание решения уполномоченными должностными лицами и поступление в канцелярию Ответственный исполнитель АИС "Имущество" до 12 дней.
7. Регистрация решения Ответственный исполнитель АИС "Имущество" до 13 дней.
8. Выдача результата Ответственный исполнитель АИС "Имущество" до 14 дней.
Таким образом, наличие проекта решения о предоставлении муниципальной услуги в оказании муниципальной услуги, не является безусловным основанием к принятию решения о предоставлении такой услуги, поскольку в силу п.3.6 вышеприведенного регламента такой проект должен пройти в последующем согласование и подписание решения уполномоченными должностными лицами. В данном случае проект решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О предоставлении ФИО1 земельного участка № 79 в садоводческом некоммерческом товариществе «Журналист» в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в собственность бесплатно», изложенный в уведомлении заместителя начальника УЗИО администрации ГО г.Уфа РБ ФИО3, от 24.08.2017г., не был согласован. Таким образом, требования административного истца основаны на неверном толковании норм материального права и вышеуказанного регламента оказания муниципальной услуги. Административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права, что не лишает его права обращения с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
При названных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ФИО2, управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья Сунгатуллин А.Ю.