ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-519/17 от 25.12.2017 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

административное дело №2а-519/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2017г. г.Избербаш

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Магомедовой Н.И.

при секретаре Магомедовой Ш.О.

с участием адвоката Баркаева М.Б. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ.), представляющего интересы административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Дагестан (далее- МИ ФНС №6 по РД) о признании незаконными действий МИ ФНС №6 по РД, выраженных в начисление на административного истца земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 14420 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 года, в размере 1150277,10 (один миллион сто пятьдесят тысяч двести семьдесят семь) рублей (десять) копеек.

УСТАНОВИЛ:

Представитель ФИО1 адвокат Баркаев М.Б. обратился с указанным административным исковым заявлением к МИ ФНС №6 по РД. В обоснование административного иска указывает следующее.

01.07.1997г. ФИО1 заключил договор купли- продажи строения базы отдыха, общей площадью 322,2 кв.м., расположенной в <адрес>.

12.05.2011г. осуществил государственную регистрацию права собственности на указанное строение, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее- ЕГРП) внесена запись .

Распоряжением начальника Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Избербаш» от 09.06.2014г. в собственность ФИО1 передан земельный участок с кадастровым номером . На основании договора купли-продажи земельного участка от 09.06.2014г. истец ФИО1 купил названный участок за 266049 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ собственником участка является ФИО4, о чем в ЕГРП внесена запись . Из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД от 22.09.2014г. следует, что в период с 05.07.2011г. по 11.06.2014г. на кадастровом учете за ФИО1 состоял земельный участок с кадастровым номером .

На основании указанного ответа МИ ФНС №6 по РД обратилась с исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки налога на землю за 2011-2012г.г. в размере 298358,23 и пени в размере 3446,07 рублей, всего 301804,30 рублей. Решением Избербашского городского суда от 08.12.2014г. в удовлетворении искового заявления МИ ФНС №6 по РД к ФИО1 во взыскании недоимки указанного налога отказано. Апелляционным определением Верховного Суда РД от 13.07.2015г. решение суда отменено и по делу постановлено новое решение, которым исковое заявление МИ ФНС №6 по РД удовлетворено и с ФИО1 взыскана задолженность по земельного налогу в размере 301804,30 рублей. Определение было мотивировано тем, что земельный участок в период с 05.07.2011г. по 11.06.2014г. состоял на кадастровом учете за ФИО1, соответственно, он является налогоплательщиком.

Между тем, решением Избербашского городского суда от 17.05.2016г. по иску ФИО1 к МИ ФНС №6 по РД признана недействительной постановка на кадастровый учет земельного участка за ФИО1 Апелляционным определением Верховного суда РД от 30.08.2016г.указанное решение суда оставлено без изменения. Кроме того, вступившим в законнцю силу решением Избербашского городского суда от 02.08.2016г. по иску администрации ГО «город Избербаш» к Творческой студии воинских искусств «Аждаха» и ФИО5, третьему лицу МИ ФНС по РД установлено, что до 09.06.2014г. земельным участком , за исключением части участка, занимаемого строением ФИО1, в отсутствии каких-либо прав владела и пользовалась студия «Аждаха», в связи с чем, решением суда со студии в пользу администрации ГО «город Избербаш» взысканы неосновательно сбереженные денежные средства в виде арендной платы за владение и пользование частью земельного участка в размере 42394 рублей.

Более того, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 09.01.2017г. вышеуказанное апелляционное определение Верховного Суда РД от 13.07.2015г., которым с ФИО1 были взысканы недоимки и пени, отменено по новым обстоятельствам. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 14.02.2017г. решение Избербашского суда от 08.12.2014г., которым в удовлетворении искового заявления о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на землю и пени было отказано, оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. По данным МИ ФНС №6 по РД по состоянию на 25.08.2017г. задолженность ФИО1 по налогу на земельный участок составляет 1150277,10 рублей, начисленная пеня составляет 214565,47 рублей.

Действия МИ ФНС №6, выразившиеся в начислении налога считаю незаконными по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно ч.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Административный истец собственником земельного участка не является, правами пожизненного владения, бессрочного пользования на земельный участок не обладает, соответственно, плательщиком земельного налога не является. Данное обстоятельство также установлено вступившим в законную силу решением Избербашского городского суда от 08.12.2014г.

Представитель административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6, в судебном заседании возражала против заявленных требований. В письменных возражениях на административное исковое заявление указывает следующее.

Согласно ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV НК РФ, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В соответствии с «Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы, утвержденным ФНС России 03.09.2010г. №ММВ-27-11/9/37 обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при предоставлении сведений в соответствии со ст.85,391,369 НК РФ.

Согласно ст.6 Соглашения Росреестр в порядке, установленном НК РФ, Законом РФ «О налогах на имущество физических ли», ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» представляет регламентированную информацию в ФНС России о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, о лицах, являющихся правообладателями данных объектов недвижимости, о правообладателях объектов недвижимого имущества.

В п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.07.2009 №54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» разъяснено, что плательщиками земельного налога признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения удостоверяется актом (свидетельством или иными документами) о праве этого лица на данный земельный участок. Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает у организаций и физических лиц с момента регистрации за ними одного из вышеназванных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРН. Управление Росреестра по РД предоставляет сведения в соответствии с Формой в соответствующие Управления ФНС России в течении 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года в объеме сведений, сформированных за текущий год.

По доводу административного истца, что налоговым органом неправомерно произведено начисление земельного налога на ФИО1 сообщаю следующее.

Согласно распоряжению Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок передан в собственность ФИО1 Согласно выписке из ЕГРН налогоплательщику ФИО1 на праве собственности принадлежит строение базы отдыха, площадью 322,2 кв.м., с кадастровый номером . Согласно данным ПК «Система электронной обработки данных» 02.09.2015г. инспекцией принят последний файл по оспариваемому земельного участку, поступивший из Управления Росреестра по РД. Согласно данным ПК «Налог-3» датой регистрации за ФИО1 земельного участка является ДД.ММ.ГГГГ, датой прекращения владения – 12.08.2015г. Необходимо отметить, что при начислении налога инспекция использовала данные предоставленные ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД. Таким образом, поскольку обязанность по уплате земельного налога возникает у организаций и физических лиц с момента регистрации за ними прав на земельный участок, а налоговый орган является пользователем электронных сведений, следовательно, довод административного истца о неправомерности начисления налога по земельному участку не обоснован.

Административный истец также указывает, что инспекция являлась участником всех дел, по которым вынесены судебные акты. По данному доводу сообщаю следующее.

17.05.2016г. решением Избербашского городского суда РД признана недействительной постановка на кадастровый учет земельного участка . Апелляционным определением Верховного Суда РД по делу указанное решение оставлено без изменения, а жалоба ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД без удовлетворения. Как следует из решения суда от 17.05.2016г. заявителем обжаловались действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД. К тому же, указанными решением суда и апелляционным определением не дано указаний административному ответчику к исполнению, следовательно, действия инспекции по начислению налога не признаны незаконными. Необходимо отметить, что уточненные сведения о земельном участке 05:40:000037:208 по апелляционному определению Верховного Суда РД от 30.08.2016г. по делу от ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД в инспекцию не поступали. Также обращаю внимание, что инспекция неоднократно предлагала административному истцу по вопросу внесения соответствующих записей в ЕГРН и передачи уточненных, в соответствии с апелляционным определением Верховного Суда РД, обратиться в Управление Росреестра по РД. Административный истец, не согласившись с действиями инспекции обратился с жалобой в Управление ФНС по РД, однако, жалоба адвоката ФИО3 от 06.09.2017г. оставлена без удовлетворения.

Выслушав объяснения административного истца, объяснения административного ответчика, огласив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в ч.1 ст. 3 НК РФ.

В силу ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст.ст.390, 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено ч.3 ст.391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В качестве налогоплательщиков земельного налога принято рассматривать физических лиц и организации, которые обладают земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Существование такого зарегистрированного права подтверждается фактом государственной регистрации. Соответственно, плательщиком налога признается лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее- ЕГРП), как обладающее одним из вышеназванных прав на земельный участок. А потому и обязанность уплачивать такой налог возникает у данного лица с момента регистрации за ним соответствующего права путем внесения в реестр записи.

В случае если за налогоплательщиком не зарегистрировано соответствующее право на земельный участок, отсутствуют основания для начисления земельного налога.

Из материалов дела следует, что ФИО1 осуществил государственную регистрацию права собственности на базу отдыха, площадью 322,2 кв.м., расположенную в <адрес>, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации от 12.05.2011г.

Согласно распоряжению от 09.06.2014г. Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Избербаш» земельный участок , площадью 14420 кв.м. передан в собственность ФИО1

На основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 09.06.2014г. и акта приема-передачи участок был продан Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Избербаш» ФИО1

Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимого имущества от 27.09.2017г. право собственности ФИО1 зарегистрировано 11.08.2015г., о чем внесена запись регистрации , на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФИО1 с ФИО7

ДД.ММ.ГГГГг. на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка со строением базы отдыха, указанный земельный участок был продан ФИО7ФИО4, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации .

Таким образом, согласно сведениям ЕГРН право собственности ФИО1 на земельный участок прекращено 12.08.2015г., то есть с этой даты ФИО1 не является собственником земельного участка, соответственно, и налогоплательщиком.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что лицо, не являющееся собственником участка (или не обладающее одним из указанных ранее прав), не несет обязанности по уплате земельного налога.

Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждено материалами дела решением Избербашского городского суда от 08.12.2014г. в удовлетворении иска МИ ФНС №6 по РД к ФИО1 о взыскании налога на землю и пени на общую сумму в размере 301804,3 отказано. Апелляционным определением Верховного Суда РД от 14.02.2017г. указанное решение оставлено без изменения.

Решением Избербашского городского суда от 17.05.2016г. признана недействительной постановка на кадастровый учет за ФИО1 земельного участка в период с 05.07.2011г. по 11.06.2014г. Апелляционным определением Верховного Суда РД от 30.08.2016г. указанное решение оставлено без изменения.

Таким образом, вышеуказанными судебными актами установлено, что ФИО1 правообладателем земельного участка не является, соответственно, налогоплательщиком не является.

ДД.ММ.ГГГГг. представитель административного истца адвокат Баркаев М.Б. обратился с жалобой на действия МИ ФНС №6 по РД в Управление ФНС по РД, выраженные в незаконном начислении земельного налога.

ДД.ММ.ГГГГг. решением Управления ФНС по РД жалоба оставлена без удовлетворения. В решение Управление указывает, что согласно данным программного комплекса АИС «Налог-3», дата регистрации владения ФИО1 земельным участком - 05.07.2008г., дата прекращения владения – 12.08.2015г. При начислении налога налоговый орган использовал сведения, переданные ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД по Соглашению о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной Налоговой Службой от 03.09.2010г. . Поскольку обязанность по уплате земельного налога возникает у организаций и физических лиц с момента регистрации за ними прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРН, а налоговый орган является пользователем электронных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, то есть получает сведения из органов Росреестра, следовательно, довод Заявителя о неправомерности начисления земельного налога по оспариваемому земельному участку, не обоснован.

Согласно п.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 обратился с административным иском к МИ ФНС №6 по РД с аналогичными требованиями, однако, определением Избербашского городского суда от 16.06.2017г. административное исковое заявление оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Указанное определение оставлено без изменения апелляционным определением Верховного Суда РД от 08.08.2017г. по делу .

ДД.ММ.ГГГГг. как указано выше, представитель истца Баркаев М.Б. обратился с жалобой в порядке досудебного урегулирования спора в Управление ФНС по РД. Получив ответ об отказе в удовлетворении жалобы, истец вновь обратился в суд.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом соблюден срок обращения в суд за обжалованием действий государственного органа.

В соответствии с ч.2 ст.61 обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в п.3 Постановления от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вышеуказанными вступившими в законную силу судебными актами установлено, что постановка на кадастровый учет в период времени с 05.07.2011г. по 11.06.2014г. земельного участка за ФИО1 признана недействительной.

Вступившим в законную силу 14.02.2017г. решением Избербашского городского суда от 08.12.2014г. в удовлетворении требований МИ ФНС №6 по РД к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени за период 2011-2012г.г. отказано.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что начисление МИ ФНС №6 по РД земельного налога и пени в последующие года, т.е. 2013, 2014, 2015, за ФИО1, не признанного судами собственником земельного участка, и соответственно, не являющегося налогоплательщиком, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ст.ст.226-228 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Дагестан о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Дагестан, связанных с начислением на административного истца ФИО1 земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 14420 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 года в размере 1150277,10 и пени на сумму 214565,47 - удовлетворить;

- признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Дагестан, связанные с начислением на административного истца ФИО1 земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 14420 кв.м., расположенного по адресу: РД, <адрес> нефтекачка за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 года в размере 1150277,10 и пени на сумму 214565,47

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд РД.

Мотивированное решение

составлено 29.12.2017 г.

Судья Н.И. Магомедова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>