ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-519/2023 от 29.12.2023 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-519/2023

УИД 75RS0021-01-2023-000765-69

Категория дела 2.129

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2023 года с. Улеты

Улетовский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Гарголло А.Ю.

при секретаре Цыдыпове Б.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Улетовского района Рябоконь Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в защиту интересов ФИО1 к администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края о признании решения об отказе в постановке на учет ФИО1, в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещениянезаконным,

установил:

11 сентября 2023 года прокурор Улетовского района Забайкальского края, действуя в защиту интересов ФИО1, обратился в Улетовский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Улётовского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства по обращению ФИО1, в ходе которой установлено следующее.У.Е.АБ. имеет в составе семьи: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает на праве собственности жилым помещением 68,7 кв.м по адресу: <...> мкр-н, д.33, кв. 69 по ипотеке в силу закона (срок действия 16 июля 2021 на 360 месяцев с даты предоставления кредита) обратилась 16 мая 2023 с заявлением о вступлении в программу «Молодая семья».По результатам заседания комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 29 мая 2023 принято решение отказать ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, 31 мая 2023 ФИО1 направлено уведомление от 30 мая 2023 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С учетом уточнений требований, поступивших в суд 12 октября 2023 года просил обязать администрацию муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края поставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края», утвержденной постановлением правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 656 (л.д. , ).

10 ноября 2023 года в суд поступили уточнения исковых требований, согласно которым прокурор просил признать решение комиссии по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края от 29 мая 2023 года об отказе в постановке на учет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края», утвержденной постановлением правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 656 незаконным.

Определением от 10 ноября 2023 года указанные уточнения приняты судом, определено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (л.д. ).

Протокольным определением от 12 декабря 2023 года по ходатайству истца в качестве соответчика по делу привлечена комиссия по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края (л.д. ).

В судебном заседании материальный и процессуальный истец требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме к названным административным ответчикам по доводам, указанным в иске.

ФИО1 дополнительно пояснила, что при обращении в администрацию за постановкой на учет для участия в программе на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ей дали список документов, который необходимо собрать для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, согласно которому ей необходимо было собрать документы на всех членов семьи, в том числе родителей, в жилом помещении которых она и ее дети зарегистрированы. При обращении к административному ответчику, она поясняла, что у нее имеется в собственности квартира, приобретенная с использованием ипотечных средств, в связи с чем, ей необходимо вступить в программу для получения выплат для погашения ипотеки, а именно как молодая семья. Считает, что решение об отказе в постановке на учет является незаконным, она должна быть включена в программу со дня обращения с заявлением в администрацию.

Представители административных ответчиков администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского краяпросили в удовлетворении требований отказать, поддержали, представленные в суд возражения, согласно которым,административный истец пропустила трехмесячный срок исковой давности, так как уточненные исковые требования о признании решения комиссии по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края от 29 мая 2023 года об отказе в постановке на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» приняты судом 10 ноября 2023 года, при этом уведомление о принятии либо об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 30 мая 2023, года получено адресатом 08 июня 2023 года; таким образом, с момента получения адресатом Уведомления об отказе до момента обращения в суд административного истца с Уточнением исковых требований от 10 ноября 2023 года прошло более 3 месяцев. Администрация муниципального района «Улётовский район» является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку оспаривается решение Комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края об отказе в постановке на учет ФИО1, а не решение административного ответчика, администрации МР «Улётовский район».Из уточнения исковых требований непонятно какое конкретно решение Комиссии истец просит признать незаконным, отсутствуют какие-либо реквизиты оспариваемого решения. Суммарная общая площадь всех жилых помещений принадлежащих на праве собственности семье истца составляет 184.1 кв.м, на одного члена семьи приходится 26.3 кв.м общей площади жилых помещений, что превышает учетную норму на 9.3 кв.м.Одним из условий наряду с другими требованиями для вступления в программу «Обеспечение жильем молодых семей муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на 2021-2023 годы» является то, что молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. ФИО1 не является участником данной программы. В целях принятия участия в Программе ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано, на основании п.2, ч.1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.Комиссия не знала и не могла знать цель обращения ФИО1 при её обращении с заявлением от 16 мая 2023 года, с просьбой принять её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - Заявление от 16 мая 2023 года) посколькув Заявлении отсутствует цель обращения, в связи с чем у Комиссии не было никаких оснований применять абзац 3 пункта 7 Правил, а именно не учитывать жилое помещение по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. 4-й, д. 33, кв. 69, площадью 68.7 м, собственником которой является ФИО1, и на которую наложено обременение в виде Ипотеки в силу закона, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Поскольку молодая семья ФИО1 не была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил на день заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте "е" пункта 19 Правил, по квартире по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. 4-й, д. 33, кв. 69, площадью 68.7 м2 и у неё отсутствует соответствующий документ, указанный в подпункте "з" пункта 19 Правил, она не может претендовать на социальную выплату для цели, указанной в подпункте "е" Правил.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав административных истцов и представителейадминистративного ответчика, ознакомившись с возражениями административного ответчика по иску оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено, что 29 мая 2023 года комиссия по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края приняла решение в виде протокола №3, которым по результатам рассмотрения заявления ФИО1. было отказано в принятии в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. ).

Как следует из решения, основанием для отказа является п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, еслипредставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

С 01.01.2018 действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 года N 1243.

Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 01.01.2018 осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. N 1710.

Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила).

Подпунктом "е" п. 2 Правил (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления) было предусмотрено, что социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 названных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.

В соответствии с пунктом 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Забайкальского края осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Забайкальского края "Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края", утвержденной постановлением правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года N 656, которая определяет правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

Согласно п.2 Правил социальные выплаты используются в том числе для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита; для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита).

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки предоставляется молодой семье только один раз. Участие в мероприятии является добровольным.

Согласно п.5 Правил, участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим условиям:1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство) решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

При этом согласно п.6 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органом местного самоуправления муниципального района, муниципального и городского округов, городского поселения Забайкальского края (далее - муниципальное образование) по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Отказывая в постановке на учет семьи ФИО1 в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей», административный ответчик сослался на отсутствие оснований для постановки на учет истца по общим основаниям как нуждающейся в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих на праве собственности семье ФИО1, а также ее родителям ФИО8, ФИО10, не входящих в состав молодой семьи ФИО1

Пунктом 6 Правил N 1050 установлено, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 489-ФЗ определено, что молодежь, молодые граждане - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 489-ФЗ молодая семья - это лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона).

Как следует из представленных в суд документов, ФИО1 16 мая 2023 года обратилась с заявлением к административному ответчику, в котором просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с вступлением в программу «Молодая семья» (л.д. ).

ФИО1, а также ее дети: дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по адресу: <...> (л.д. ). По этому же адресузарегистрированы родители истца ФИО8, ФИО10, а также бывший супруг ФИО1 – ФИО11 (л.д. ). Собственником указанного жилого помещения является ФИО10, что подтверждается Выпиской из ЕГРН (л.д. ). Помимо указанного жилья, ФИО10 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> (л.д. ). Вышеуказанные жилые помещения, а также жилое помещение, расположенное по адресу: <...> кв.69, принадлежащие ФИО1 на основании договора ипотечного кредитования от 16 июля 2021 года (л.д. ), были учтены административным ответчиком при расчете общей площади семьи ФИО1 и определены как 184 кв.м., на одного члена семьи 26,3 кв.м., что является сверх нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной решением Совета муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края от 16.12.2014 года №150, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере 17 кв.м., общей площади жилого помещения на одного человека (л.д. ).

Согласно Письму Минстроя России от 14.10.2020 N 31071-ОГ/05 "О реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей" при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Следует отметить, что данный принцип определения для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для включения в состав участников мероприятия, при котором учитывается общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих исключительно членам молодой семьи (занимаемых ими по договору социального найма), является основополагающим при реализации мероприятия.

На момент подачи заявления в администрацию муниципального района «Улетовский район», молодая семья ФИО1 представляла собой самостоятельный субъект семейных отношений, а наличие у ее родителей в собственности иных жилых помещений не могло повлиять на нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, так как члены молодой семьи после заключения брака (даже в случае дальнейшегоего расторжения), рождения детей, не остаются членами семьи своих родителей.

Таким образом, само по себе регистрация ФИО1 и ее детей в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее родителям, где на долю каждого приходится более нормы предоставления жилого помещения, установленного в Улетовском районе, создание молодой семьи и переезд семьи на другое постоянное место жительства, не дает безусловных оснований полагать об отсутствии нуждаемости семьи ФИО1 в жилых помещениях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050) в связи с жалобой гражданки Д.", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2011-2015, 2015-2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения, а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), являющимися приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной поименованным выше Постановлением Правительства Российской Федерации.

Как указывалось ранее, предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом (абзац 2 пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050), которым необходимо руководствоваться и который, в отличие от статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

Согласно пункту 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в редакции от 26 января 2023 г.) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Из приведенных выше норм следует, что принцип определения для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для включения в состав участников мероприятия, при котором учитывается общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих исключительно членам молодой семьи (занимаемых по договору социального найма) является основополагающим при реализации права на улучшение жилищных условий такой семьи за счет социальных выплат.

Материалами дела установлено, что у административного истца имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...> кв.69, приобретенное ею с использованием кредитных средств (ипотека в силу закона), каких-либо иных жилых помещений в собственности истца не имеется, сведений о том, что молодая семья пользуется помещением по договору социального найма, в материалы дела также не предоставлено, семья не была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в соответствии с учетной нормы, а уровень обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

При таком положении у административного ответчика отсутствовали правовые основания для вывода о несоответствии семьи ФИО1 требованиям, предъявляемым к молодой семье, имеющей право на получение социальной выплаты.

Удовлетворяя требования административного иска, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления, определяя уровень нуждаемости молодой семьи, при расчете суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и пользовании молодой семьи, неправомерно учел общую площадь жилых помещений, принадлежащих родителям административного истца и незаконно отказал в постановке семьи административного истца, жилого помещения, приобретенного по кредитному договору (ипотека в силу закона)на учет нуждающейся в жилом помещении и участницей Муниципальной программы.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Комиссией по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края29 мая 2023 года принято обжалуемое решение об отказе в постановке на учет ФИО1

31 мая 2023 ФИО1 Комиссией по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края направлено уведомление от 30 мая 2023 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

26 июня 2023 года ФИО1 обратилась в прокуратуру Улетовского района Забайкальского края с заявлением о несогласии с принятым выше решением Комиссии.

26 июля 2023 года прокурором вынесено главе муниципального района Улетовский район Забайкальского края представление с требованием по принятию мер по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства в отношении ФИО1, в том числе в связи с решением комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края от 29 мая 2023 года и заинтересованному лицу было указано на незамедлительное рассмотрение представления, принять меры к устранению выявленных нарушений закона и недопущения их впредь.

По мнению суда установленный законом трехмесячный срок оспаривания решения Комиссии следует исчислять не позднее 26 июля 2023 года, то есть с момента вынесения представления, и поскольку прокурор обратился в суд с исковым заявлением 11 сентября 2023 года, в дальнейшем после уточнения требований, судом произведен переход к рассмотрению дела в порядке КАС РФ, предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок не является пропущенным.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ установлено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

В абзаце 4 названного пункта данного Постановления указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).

Согласно вышеизложенным разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации признав оспоренное решение незаконным, суд вправе указать административному ответчику на необходимость принятия решения о восстановлении нарушенного права административного истца в случае, если судом при рассмотрении дела установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.

При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, и положения пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административных истца необходимо возложить на административного ответчика в установленные законом сроки повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 16 мая 2023 года о постановке на учетв качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края», утвержденной постановлением правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 656.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 178 - 180, ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в защиту интересов ФИО1 к администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края от 29 мая 2023 года об отказе в постановке молодой семьи ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Возложить обязанность на администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края в установленные законом сроки повторно рассмотреть заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в составе семьи из четырех человек (включая несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) от 16 мая 2023 года о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края», утвержденной постановлением правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 656.

Сообщить комиссии по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края и администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края об исполнении настоящего решения и о принятых (либо принимаемых) мерах в адрес ФИО1 в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Предупредить комиссию по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с такого учета при администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края и администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, что в соответствии со статьей 122 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несообщение в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.

Судья А.Ю. Гарголло

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 января 2024 года.