Дело № 2а-51/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2019 г. с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Першиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Чупаковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению депутата Совета депутатов МО «Сийское» ФИО1 к Совету депутатов МО «Сийское» о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Сийское» по проведению сессий Совета депутатов МО «Сийское» в течение трех месяцев, начиная с 05 марта 2019 года,
у с т а н о в и л :
Административный истец ФИО1, с учетом измененных требований, обратилась в суд с административным исковым заявлением (т. 1 л.д. 6-8, 9-11, т. 2, л.д. 51-53, 119).
После неоднократного изменения истцом предмета иска, Пинежским районным судом Архангельской области 13 сентября 2019 года рассмотрено административное дело по следующим административным исковым требованиям депутата ФИО1 к Совету депутатов МО «Сийское»: 1) о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Сийское», выразившегося в не оформлении решения об отставке председателя Совета депутатов МО «Сийское» на тридцатом очередном заседании 24 декабря 2018 года, 2) понуждении оформить должным образом решение об отставке председателя Совета депутатов МО «Сийское» на тридцатом очередном заседании 24 декабря 2018 года, 3) признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Сийское» по проведению сессий Совета депутатов МО «Сийское» в течение трех месяцев, начиная с 05 марта 2019 года, и 4) признании того, что Совет депутатов МО «Сийское» в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, начиная с 05 марта 2019 года.
Определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 декабря решение Пинежского районного суда Архангельской области от 13 сентября 2019 года отменено в части признания незаконным бездействия Совета депутатов МО «Сийское» по проведению сессий Совета депутатов МО «Сийское» в течение трех месяцев, начиная с 05 марта 2019 года, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку в нарушение требований ст. ст. 47, п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечен Губернатор Архангельской области, в то время как решение касается обязанностей этого лица.
Определением от 20 января 2020 года указанные административные требования вновь приняты к производству Пинежского районного суда Архангельской области.
В обоснование иска в данной части административным истцом указано, что после 4 марта 2019 года правомочные заседания Совета депутатов МО «Сийское» не проводились.
На 30 мая 2019 года не было назначено заседания Совета депутатов, вопреки требованиям п. 7 ст. 19 Регламента депутатам повестки заседания не вручались, жители о проведении внеочередного заседания Совета депутатов не извещались. 30 мая 2019 года истец была приглашена на бюджетную комиссию, на которой присутствовали кроме нее депутаты ФИО2, ФИО3, ФИО4 и глава МО «Сийское» ФИО5 Согласно протоколу, внеочередное тридцать второе заседание Совета депутатов вновь провела ФИО2, сложившая с себя полномочия председателя Совета депутатов в декабре 2018 года. По пояснениям главы МО «Сийское» ФИО5, 30 мая 2019 года было проведено внеочередное тридцать второе заседание Совета депутатов МО «Сийское», в котором принимали участие 7 депутатов, в том числе истец, хотя фактически в таковом она участия не принимала. Необходимость спешно проводить 30 мая 2019 года заседание отсутствовала, так как на 07 июня 2019 года была назначена очередная сессия Совета депутатов. Считает, что заседание проведено способом, не предусмотренным в Регламенте. Таким образом, ввиду существенных нарушений процедуры, принятые на таком заседании решения не имеют юридической силы, а заседание необходимо признать несостоявшимся. Тридцать третье внеочередное заседание Совета депутатов состоялось 21 июня 2019 года. В повестку дня не был внесен вопрос о выборе председателя Совета, заседание вела ФИО2, которая не являлась председателем Совета, но при этом подписала протокол как лицо, замещающее указанную должность. Тридцать четвертое внеочередное заседание Совета состоялось 03 июля 2019 года, в повестку дня вновь не был внесен вопрос о выборе председателя Совета. Заседание вела ФИО2, которая не являлась председателем Совета. В конце заседания она вновь сняла с себя полномочия председателя Совета.
Поводом для созыва внеочередной сессии Совета депутатов МО «Сийское» в соответствии с п. 6 ст. 19 Регламента должно являться требование или инициатива о созыве внеочередного заседания, однако такое основание для созыва внеочередной сессии 30 мая 2019 года ответчиком не представлено. Бюджетная комиссия, состоявшаяся 30 мая 2019 года, в нарушение п. 11 ст. 12 Регламента, не представила заключения по вопросу о внесении изменений в бюджет МО «Сийское» на заседании 30 мая 2019 года.
В протоколе заседания Совета депутатов МО «Сийское» от 30 мая 2019 года указано, что в повестку дня был включен единственный вопрос о внесении изменений в бюджет МО «Сийское», однако с проектом данного нормативного правового акта депутаты и население не были ознакомлены. Фактически при рассмотрении данного вопроса 30 мая 2019 года присутствовало только 4 депутата, что в силу п. 2 ст. 21 Регламента свидетельствует о неправомочности заседания.
При проведении тридцать второго внеочередного заседания Совета депутатов 30 мая 2019 года был нарушен порядок проведения заседаний и порядок принятия нормативных правовых актов, а именно нарушены ст. 32 Конституции РФ, п. 2 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 5, п. 11 ст. 12, п. 7 ст. 19, п.1, 2 ст. 21 Регламента Совета, п. 5 ст. 18 Устава. Указанные грубые нарушения при проведении тридцать второго внеочередного заседания Совета депутатов МО «Сийское» 30 мая 2019 года нарушили права административного истца и избирателей в части ознакомления, участия в подготовке и рассмотрении проектов актов, принимаемых органом местного самоуправления, а также права на внесение изменений и дополнений в проекты решений, принимаемых представительным органом местного самоуправления. Тем самым незаконные действия Совета депутатов МО «Сийское» препятствуют в реализации ФИО1, депутатом Совета, возложенных на нее законом полномочий и предусмотренных законом прав.
Очередное заседание Совета депутатов МО «Сийское» должно было состояться 07 июня 2019 года, однако, оно вновь не состоялось по причине неявки четырех депутатов.
В соответствии с требованиями части 1.1. статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заседания Совета депутатов должны проводиться не реже одного раза в три месяца. В случае неисполнения данной обязанности представительным органом в ч. 2.1 ст. 73 указанного закона предусмотрена ответственность в виде возможности роспуска представительного органа муниципального образования. За период с 05 марта 2019 года по 11 июня 2019 года заседания в правомочном составе Советом депутатов МО «Сийское» не проводилось, заседание от 30 мая 2019 года таковым не является, так как на нем присутствовали только 4 депутата, что не образует кворума.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО6 не явились, надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело без их присутствия. В предварительном судебном заседании пояснили, что с данным иском ФИО1 обратилась в целях роспуска бездействующего Совета депутатов, поскольку по их вине не решаются важные для МО «Сийское» вопросы.
Административный ответчик – Совет депутатов МО «Сийское» надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, его представители – председатель ФИО4 и ФИО7, действующая на основании доверенности, просили рассмотреть дело без их присутствия. ФИО7 направила письменный отзыв на административное исковое заявление, полагает, что требование об установлении факта непроведения правомочного заседания Совета депутатов МО «Сийское» в течение трех месяцев подряд, начиная с 05 марта 2019 года, подлежит рассмотрению в порядке главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно как установление факта, имеющего юридическое значение.
Заинтересованное лицо – Губернатор Архангельской области, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя не направил, в письменном отзыве указал, что установление судом факта непроведения представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд в силу императивности ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» влечет обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования. Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Заинтересованные лица – администрация МО «Сийское», глава МО «Сийское», депутаты ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО2 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений по иску не направили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
В порядке реализации положений указанной статьи Конституции РФ принят и действует Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), которым установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1,2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Совет депутатов Сийского муниципального образования в соответствии с п. 1,2 ст. 12 Устава муниципального образования «Сийское» (принят решением Совета депутатов муниципального образования «Сийское» 04 июня 2010 года №38) является постоянно действующим и единственным представительным органом муниципального образования «Сийское».
Совет депутатов Сийского муниципального образования состоит из 10 депутатов (установленная численность депутатов Совета депутатов Сийского муниципального образования) избираемых по одномандатному округу.
По вопросам внутреннего распорядка своей деятельности Совет депутатов Сийского муниципального образования принимает Регламент, утверждаемый решением Совета депутатов Сийского муниципального образования (п. 8 ст. 13 Устава муниципального образования «Сийское»).
Согласно п.5 ст. 20 Устава муниципального образования «Сийское» (далее – Устав) депутат Совета депутатов Сийского муниципального образования при осуществлении своих полномочий имеет право:
а) на заблаговременное получение необходимой информации о заседаниях Совета депутатов Сийского муниципального образования и других мероприятиях, проводимых в Совете депутатов Сийского муниципального образования, включая получение необходимых материалов;
б) на беспрепятственное посещение органов местного самоуправления Сийского муниципального образования, муниципальных предприятий и учреждений Сийского муниципального образования, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Сийского муниципального образования;
в) на первоочередной прием должностными лицами государственных органов, расположенных на территории Сийского муниципального образования, должностными лицами органов местного самоуправления Сийского муниципального образования, муниципальных предприятий и учреждений Сийского муниципального образования, предприятий организаций и учреждений, расположенных на территории Сийского муниципального образования;
г) потребовать незамедлительного устранения нарушения прав, свобод и законных интересов жителей Сийского муниципального образования.
Пункт 6 ст. 20 Устава МО «Сийское» предписывает депутату Совета депутатов Сийского муниципального образования:
а) принимать участие в заседаниях Совета депутатов Сийского муниципального образования, в том числе лично голосовать по вопросам повестки дня;
б) принимать участие в работе согласительной комиссии, специальной комиссии, рабочей группы, членом которой он является;
в) принимать участие в работе с избирателями в порядке, предусмотренном регламентом Совета депутатов Сийского муниципального образования;
г) соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273–ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3, 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно, в том числе, в случае отставки по собственному желанию.
Согласно п. 10 ст. 20 Устава решение Совета депутатов Сийского муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Сийского муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов, – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Регламентом Совета депутатов муниципального образования «Сийское» (далее – Регламент) установлено, что председатель Совета депутатов имеет право сложить свои полномочия, подав письменное заявление в Совет депутатов. Заявление председателя Совета депутатов о сложении полномочий оглашается на очередном заседании Совета депутатов и принимается без голосования. Освобождение от должности председателя Совета депутатов оформляется решением Совета депутатов (п. 5 ст. 7). Иными словами, основанием для оформления решения об освобождении от должности председателя Совета депутатов МО «Сийское» является подача в Совет депутатов письменного заявления о сложении полномочий председателя и оглашение его на заседании Совета депутатов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 1.1 статьи 35 Закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
В случае неисполнения данной обязанности представительным органом местного самоуправления законодатель, в части 2.1 статьи 73 Закона № 131-ФЗ, установил меру ответственности - возможность роспуска представительного органа муниципального образования.
Пунктом 6 статьи 13 Устава МО «Сийское» установлено, что заседание Совета депутатов Сийского муниципального образования правомочно, если на нем присутствует не менее половины от установленной численности депутатов Совета депутатов Сийского муниципального образования.
Установленная численность депутатов Совета депутатов Сийского муниципального образования составляет 10 депутатов (пункт 2 статьи 12 Устава).
В пунктах 2, 4 статьи 21 Регламента указано, что заседание Совета депутатов правомочно, если на нем зарегистрировано не менее двух третей от установленного числа депутатов. В случае присутствия на заседании менее двух третей от числа депутатов, председатель Совета депутатов переносит заседание.
Постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 27 сентября 2016 года № 46/406 «Об общих результатах выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, входящих в состав Пинежского муниципального района», зарегистрированы депутаты Совета депутатов муниципального образования «Сийское» четвертого созыва по десятимандатному избирательному округу, избранные 18 сентября 2016 года: ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО12 ФИО8, ФИО13, ФИО9, ФИО14, ФИО10, ФИО11
Решением Совета депутатов МО «Сийское» от 26 сентября 2017 года № 28 с ФИО14 сняты полномочия депутата в связи с переездом на новое место жительства (т. 2, л.д. 175).
Решением Совета депутатов МО «Сийское» от 04 марта 2019 года № 74 полномочия депутата ФИО13 прекращены досрочно(т.2, л.д.176).
Депутат ФИО12 переменила фамилию на ФИО1 29 сентября 2018 года(т.1, л.д.16)
В материалах дела представлены протоколы следующих заседаний Совета депутатов МО «Сийское»: протокол тридцатого очередного заседания Совета депутатов четвертого созыва МО «Сийское» от 24 декабря 2018 года (т.1, л.д.21);протокол тридцатого первого внеочередного заседания Совета депутатов четвертого созыва МО «Сийское» от 04 марта 2019 года (т.1, л.д.25);протокол тридцатого второговнеочередного заседания Совета депутатов четвертого созыва МО «Сийское» от 30 мая 2019 года (т.1, л.д.26);протокол тридцатого третьеговнеочередного заседания Совета депутатов четвертого созыва МО «Сийское» от 21 июня 2019 года (т.1, л.д.28);протокол тридцатого четвертоговнеочередного заседания Совета депутатов четвертого созыва МО «Сийское» от 03 июля 2019 года (т.1, л.д.29).
Также суду представлены повестка двадцать восьмого очередного заседания 24 декабря 2018 года (т.1, л.д.203); проект повестки на тридцать первое очередное заседание 22 января 2019 года (т.1, л.д.22);проект повестки на тридцать первое внеочередное заседание 28 января 2019 года (т.1, л.д.23); проект повестки на тридцать первое внеочередное заседание 04 марта 2019 года (т.1, л.д.24);проект повестки на тридцать третье очередное заседание 07 мая 2019 года (т.1, л.д.215);проект повестки на тридцать третье очередное заседание 07 июня 2019 года (т.1, л.д.27);проект повестки на внеочередное заседание на 24 (исправлено на 21) июня 2019 года (т.1, л.д.216); повестка тридцать четвертого внеочередного заседания 03 июля 2019 года (т.1, л.д.216 на об.).
Согласно ч. 2 ст. 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе, путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
К письменным доказательствам относятся также судебные акты, протоколы судебных заседаний (ч. 1 ст. 70 КАС РФ).
В связи с неявкой лиц, участвующих в деле, в качестве доказательств судом исследованы аудиозаписи и протоколы судебных заседаний.
В судебном заседании 05 августа 2019 года представитель истца ФИО6 пояснил, что из сессий Совета депутатов МО «Сийское» 04 марта 2019 года, 30 мая 2019 года, 07 июня 2019 года состоялась только сессия 04 марта 2019 года. Сессии 07 мая 2019 года не было, была повестка на сессию 07 июня 2019 года, но она не состоялась.
Свидетель ФИО2 пояснила, что 07 мая 2019 года депутаты собирались, но была ли сессия правомочной, не помнит. Были сессии 04 марта 2019 года, 30 мая 2019 года, на которой рассматривался единственный вопрос, 21 июня 2019 года, затем 03 июля 2019 года. Те сессии, которые не состоялись, не фиксировались и протоколы по ним не составлялись.
Свидетель ФИО5 показала, что сессии Совета депутатов МО «Сийское» были 04 марта 2019 года, 30 мая 2019 года и 21 июня 2019 года. 07 июня 2019 года сессия была назначена, но не состоялась. После 30 мая 2019 года и по 11 июня 2019 года сессий не проводилось.
Таким образом, с учетом представленных сведений, относительно спорного периода (с 05 марта 2019 года по 11 июня 2019 года) следует установить, проводились ли правомочные сессии Совета депутатов МО «Сийское» 07 мая 2019 года, 30 мая 2019 года и 07 июня 2019 года, поскольку информации об иных заседаниях Совета депутатов МО «Сийское» по спорному периоду суду не представлено.
Представители сторон ФИО6 и ФИО7, а также председатель Совета депутатов МО «Сийское» ФИО4 в судебном заседании 05 сентября 2019года признали, и данный факт подтверждается материалами дела, что следующее заседание Совета депутатом МО «Сийское» после 30 мая 2019 года было проведено 21 июня 2019 года и являлось правомочным, заседание Совета депутатов 07 июня 2019 года не проводилось.
О заседании Совета депутатов МО «Сийское» 07 мая 2019 усматривается из проекта повестки на указанную дату и показаний свидетеля ФИО2
Однако суд не считает достаточным доказательством проведения правомочной сессии 07 мая 2019 года показания свидетеля ФИО2, поскольку свидетель пояснила, что депутаты в тот день собирались, но было ли собрание правомочным, свидетель не помнит.
Кроме того, проект повестки заседания на 07 мая 2019 года (т.1, л.д.215) полностью тождественен проекту повестки на 07 июня 2019 года (т.2, л.д.61), по нумерации и порядку проведения заседания Совета депутатов (тридцать третье очередное заседание) данные проекты повесток совпадают. Согласно графику проведения очередных заседаний Совета депутатов МО «Сийское» на 2019 год именно на 07 июня 2019 года запланировано очередное заседание Совета. Протокол заседания Совета депутатов от 07 мая 2019 года административным ответчиком не представлен, иные признаки назначения и проведения сессии (извещения депутатов, населения о проведении сессии, проекты и решения, принятые на сессии) в деле отсутствуют. В совокупности указанные обстоятельства означают, что 07 мая 2019 года Советом депутатов вопросы, указанные в повестке, разрешены не были, сессия не проводилась, и подтверждают доводы представителя административного истца, что дата «07 мая» в проекте повестки является опечаткой.
Таким образом, суд считает установленным, что в течение спорного периода с 05 марта 2019 года по 11 июня 2019 года депутаты собирались для проведения сессии Совета депутатом МО «Сийское» только 30 мая 2019 года. Очередные сессии, запланированные на 20 марта 2019 года и 07 июня 2019 года, согласно графику, утвержденному решением Совета депутатов МО «Сийское» № № от 06 ноября 2018 года, (т.1, л.д.200, 201), а также внеочередные заседания Совета депутатов МО «Сийское» не проводились.
В судебном заседании установлено, что 30 мая 2019 года в кабинете главы МО «Сийское» ФИО15 собрались члены бюджетной комиссии Совета депутатов МО «Сийское» депутаты ФИО1,ФИО3, председатель бюджетной комиссии ФИО4, а также председатель Совета депутатов МО «Сийское» ФИО2 и глава МО «Сийское» ФИО5 с целью обсуждения проекта решенияСовета депутатов МО «Сийское» «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов «О местном бюджете на 2019 год», согласно которому на развитие поселения выделались дополнительные бюджетные средства на развитие сферы культуры и туризма. Факт проведения бюджетной комиссии и присутствия на ней 4 указанных депутатов, а также главы МО «Сийское» ФИО5 подтверждается протоколом заседания бюджетной комиссии от 30 мая 2019 года (т.1 л.д.144). Согласно графику проведения очередных заседаний Совета депутатов, утвержденному решением Совета депутатов от 06 ноября 2018 года № №, проведение очередной сессии было запланировано на 07 июня 2019 года (т.1, л.д.200,201). Сторонами не оспаривается, и подтверждаетсяпоказаниями допрошенных свидетелей, заинтересованных лиц, что ввиду срочности вопроса о включении выделенных поселению денежных средств в структуру бюджета было решено о незамедлительном проведении внеочередной сессии.
Судом также установлено и подтверждается объяснениями представителя ответчика ФИО4, заинтересованными лицами ФИО8, ФИО9, показаниями свидетелей ФИО2, ФИО5, что кворум заседания (7 депутатов) определен с учетом депутатов из п. Сылога ФИО8, ФИО9, а также депутата ФИО10, которые фактически на заседании не присутствовали, а их мнение по проекту решения Совета депутатов МО «Сийское» «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов «О местном бюджете на 2019 год» было получено по стационарному телефону, в обсуждении данного проекта депутаты не участвовали.
Без учета депутатов ФИО8, ФИО9, ФИО10, участвовавших в заседании посредством телефонной связи, необходимое количество депутатов для признания данного заседания правомочным, не присутствовало.
Между тем, ни Регламент, ни Устав МО «Сийское» не предусматривают примененного способа участия депутата в заседании Совета депутатов.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Устава Совет депутатов Сийского муниципального образования принимает решения по вопросам, относящимся к его ведению, исключительно на заседаниях Совета депутатов Сийского муниципального образования.
Депутат Совета депутатов Сийского муниципального образования обязан принимать участие в заседаниях Совета депутатов Сийского муниципального образования, в том числе лично голосовать по вопросам повестки дня (п. 6 ст. 20 Устава).
В связи с этим депутату гарантируется возмещение расходов на проезд от места жительства к месту нахождения Совета депутатов Сийского муниципального образования для участия в его деятельности и обратно, расходов по найму жилого помещения в период участия в деятельности Совета депутатов Сийского муниципального образования, расходов на выплату суточных (пп.4 п. 4 ст. 20 Устава).
Регламент прямо запрещает использование средств телефонной, сотовой связи и радиосвязи на заседаниях Совета депутатов (п. 8 ст. 21 Регламента).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеприведенных требований Устава МО «Сийское», Регламента Совета депутатов муниципального образования «Сийское», в ходе заседания Совета депутатов 30 мая 2019 года кворум достигнут за счет опроса депутатов ФИО8, ФИО9, ФИО10 по телефону, такой способ участия депутата (по телефону) не является дозволенным.
Административным ответчиком, которому разъяснены положения ч. 9-11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе, о необходимости доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения оспариваемого действия (т.1, л.д.33-34), не представлено и доказательств того, что им соблюден порядок созыва внеочередной сессии, установленный пунктам 6,7 стать 19 Регламента в части оснований для проведения внеочередного заседания, своевременного извещения депутатов, что также повлияло на не достижение кворума на заседании.
Иные нарушения положений Устава (п. 5 ст. 18), Регламента (п.1 ст. 5, п. 11 ст. 12), регулирующие избрание председателя в случае досрочного прекращения полномочий председателя, исполнение обязанностей отсутствующего председателя на заседании, порядок принятия решений на комиссии Совета депутатов, на которые ссылается административный истец, на правомочность заседания 30 мая 2019 года влияния не оказали.
Таким образом, суд признаёт, что тридцать второе внеочередное заседание Совета депутатов МО «Сийское» 30 мая 2019 года являлось неправомочным в виду отсутствия кворума. Иных правомочных заседаний Совета депутатов МО «Сийское» в период с 05 марта 2019 года по 11 июня 2019 года административным ответчиком не проводилось.
Из материалов дела следует, что во всех проведенных заседаниях Совета депутатов МО «Сийское» 24 декабря 2018 года, 04 марта 2019 года, 21 июня 2019 года, 03 июля 2019 года, в заседании бюджетной комиссии 30 мая 2019 года депутат ФИО1 участвовала, голосовала по вынесенным на обсуждение вопросам, тем самым действия, направленные на реализацию полномочий депутата ею действительно осуществляются.
Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, пункт 2 статьи 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан, возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.
Учитывая, что бездействие Совета депутатов МО «Сийское», выразившееся в непроведении правомочных заседаний на протяжении более трех месяцев подряд (с 05 марта 2019 года и до оформления административного искового заявления в суд– 11 июня 2019 года), нарушает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и затрагивает права и интересы административного истца ФИО1, поскольку в результате этого бездействия созданы препятствия к реализации ею прав и полномочий как депутата на участие в решении вопросов местного самоуправления через представительный орган, которые она желала реализовать, являлась на заседания Совета депутатов, суд считает административные исковые требования в части признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Сийское», выразившегося в непроведении Советом депутатов муниципального образования «Сийское» правомочного собрания в течение трех месяцев подряд, начиная с 05 марта 2019 года, подлежащими удовлетворению.
Фактически требования о признании факта, что Совет депутатов МО «Сийское» в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, начиная с 05 марта 2019 года, являются основанием для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО «Сийское» по проведению сессий Совета депутатов МО «Сийское» в течение трех месяцев, начиная с 05 марта 2019 года, и самостоятельного разрешения в резолютивной части решения не требуют.
Поскольку спорные правоотношения являются публичными, направлены на реализацию положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заявленные требования рассмотрены судом в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а довод представителя ответчика ФИО7 о необходимости рассмотрения дела в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несостоятелен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Сийское», выразившееся в не проведении Советом депутатов муниципального образования «Сийское» правомочного собрания в течение трех месяцев подряд, начиная с 05 марта 2019 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 2 марта 2020 года.
Судья Е. А. Першина