ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-51/20 от 04.02.2020 Пограничного районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-51/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 пос. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Кандаловой В.А., с участием старшего помощника прокурора Пограничного района Приморского края Котовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пограничного района Приморского края, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено,

У с т а н о в и л :

Прокурор Пограничного района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в порядке ст. 39 КАС РФ, о признании информации, размещенной на Интернет-сайте по сетевому адресу <данные изъяты>, на которой содержится информация, пропагандирующая криминальную субкультуру среди несовершеннолетних. При изучении данной информации обнаружены изображения символа и аббревиатуры «АУЕ» - неформального объединения несовершеннолетних, пропагандирующего идеологию криминальной среды, тюремные, преступные понятия, соблюдение «воровского кодекса», а также изображения оскорбительного характера в отношении сотрудников правоохранительных органов, тексты с призывами к насилию в отношении сотрудников правоохранительных органов, нецензурной бранью, призывами к антиобщественным действиям, оправдание противоправного поведения, видеозаписи с интервью лиц, имеющих авторитет среди преступной иерархии. При этом страница не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к ее доступу по кругу лиц, к данной странице осуществляется свободный доступ.

Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, к совершению действий, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, а также к иной информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, фактически является распространением запрещенной информации.

В связи с чем, прокурор просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте по сетевому адресу <данные изъяты>, на которой содержится информация, пропагандирующая криминальную субкультуру среди несовершеннолетних, информацией, распространение которой в Российской федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Пограничного района Котова О.В. требования поддержала, по доводам, изложенным в иске. Указала, что информация, размещенная на Интернет-сайте по сетевому адресу <данные изъяты>, содержит информацию, пропагандирующую криминальную субкультуру среди несовершеннолетних. Доступ к указанному сайту неограничен для граждан любого возраста и на всей территории Российской Федерации. Установить лицо, разместившее эту информацию, установить не представляется возможным. Самостоятельно запретить распространение указанной информации Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю не может без решения суда, вступившего в законную силу. Просила признать информацию, размещенную на указанном интернет-сайте, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Пограничного района проведена проверка соблюдения законодательства о распространении информации, запрещенной для распространения среди детей. В ходе проверки было установлено, что на Интернет-сайте по сетевому адресу <данные изъяты>, содержится информация, пропагандирующая криминальную субкультуру среди несовершеннолетних. При изучении данной информации обнаружены изображения символа и аббревиатуры «АУЕ» - неформального объединения несовершеннолетних, пропагандирующего идеологию криминальной среды, тюремные, преступные понятия, соблюдение «воровского кодекса», а также изображения оскорбительного характера в отношении сотрудников правоохранительных органов, тексты с призывами к насилию в отношении сотрудников правоохранительных органов, нецензурной бранью, призывами к антиобщественным действиям, оправдание противоправного поведения, видеозаписи с интервью лиц, имеющих авторитет среди преступной иерархии. При этом страница не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к ее доступу по кругу лиц, к данной странице осуществляется свободный доступ.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст. 10 указанного федерального закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ ("О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей; ) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация, в том числе: представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия; содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимаются: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Частью 1 ст.318 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Статьей 319 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их использованием.

Статьей 20.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных четей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, к совершению действий, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, а также к иной информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, фактически является распространением запрещенной информации.

В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, в том числе, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, антиобщественное поведение.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр указанных сведений, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", отнесены к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (п.5.1.17 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (вместе с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций").

В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

Как следует из информации, предоставленной ОМВД России по Пограничному району № 4857 от 29.04.2019, установить лицо, разместившее эту информацию, установить не представляется возможным.

Согласно сведений, предоставленных Управлением Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю от 04.03.2019, у Роскомнадзора полномочия на принятие решений о признании информации запрещенной по материалам Интернет-ресурса <данные изъяты> для дальнейшего включения ее в реестр информации, которая к распространению запрещена, отсутствуют. Самостоятельно признать информацию на указанном сайте запрещенной, Роскомнадзор по Приморскому краю не может без решения суда, вступившего в законную силу.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку распространение в сети Интернет информации, пропагандирующей криминальную субкультуру среди несовершеннолетних, идеологию криминальной среды, тюремные, преступные понятия, а также изображения оскорбительного характера в отношении сотрудников правоохранительных органов, тексты с призывами к насилию в отношении сотрудников правоохранительных органов, нецензурной бранью, призывами к антиобщественным действиям, оправдание противоправного поведения, видеозаписи с интервью лиц, имеющих авторитет среди преступной иерархии, является грубым нарушением законодательства, что может причинить вред здоровью и развитию детей, совершению преступлений и правонарушений, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 № 2202-1 и ст. 39 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 22 КАС РФ, ст. ст.218-220 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Пограничного района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено.

Применить меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение месяца, с момента принятия судом мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07.02.2020.

Судья Н.В. Кирсанова