ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-51/2018 от 19.01.2018 Смидовичского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2а-51/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2018 года

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Куликовой Е.А.

при секретаре Окуневой Л.В.

с участием:

прокурора Косныревой Е.В.

представителей административных ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, обязании к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

04.12.2017 прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Приамурское городское поселение» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО до настоящего времени не принято решение о подготовке проекта генерального плана сельского поселения. Проверкой установлено, что полномочия по разработке соответствующей документации были переданы администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО на основании соглашения от 30.12.2016 № 8 о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности между администрацией муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО и администрацией муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО. Так, одним из передаваемых полномочий является подготовка генеральных планов поселения. Бездействие администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО в подготовке и утверждении генерального плана поселения препятствуют созданию условий для обеспечения безопасности при осуществлении градостроительной деятельности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, не обеспечивается ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, и охрану, рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Кроме этого, по выявленным нарушениям градостроительного законодательства 29.09.2017 в адрес главы администрации Смидовичского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Однако нарушения фактически не устранены. Принятие генерального плана поселения обеспечит права граждан, владельцев земельных участков и объектов капитального строительства. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку, согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ, при отсутствии документов территориального планирования (генерального плана поселения) не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Смидовичского муниципального района ЕАО по подготовке и утверждению генерального плана Приамурского городского поселения. Обязать главу администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО и главу администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО принять решение о подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Приамурское городское поселение» ЕАО, подготовить проект генерального плана муниципального образования «Приамурское городское поселение» ЕАО и внести на утверждение представительного органа муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Определением суда от 06.12.2017 административное исковое было оставлено без движения до 22.12.2017.

22.12.2017 прокурором Смидовичского района ЕАО определение суда об оставлении административного искового заявления без движения исполнено.

Определением суда от 22.12.2017 данное заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено административное дело.

В судебном заседании прокурор Коснырева Е.В. административные исковые требования, а также доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме дополнительных доводов суду не высказала.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО ФИО1 с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась в полном объеме. Суду пояснила, что иск прокурора не обоснован. Необходимости в принятии решения о подготовке проекта генерального плана и подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Приамурское городское поселение» ЕАО и внесении его на утверждение представительного органа муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности не имеется. В удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО ФИО2 с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась в полном объеме. Суду пояснила, что в 2005 году разработали территориальную комплексную схему Приамурского городского поселения, и она была единственной на территории всей области. Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законодательные акты не обязывают муниципальное образование разрабатывать генеральные планы и комплексные схемы. Руководствуясь ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, где сказано, что является документами территориального планирования, для Приамурского городского поселения выбрана территориальная комплексная схема, которая отражает все позиции, указанные в Градостроительном кодексе РФ. Для других поселений района выбраны генеральные планы. Документами территориального планирования являются и комплексные схемы и генеральные планы. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. На сегодняшний день они у нас соответствуют Градостроительному кодексу РФ в полном объеме. Не было ни одной жалобы от граждан. Вся информация своевременно размещается на сайтах. Для подготовки проекта генерального плана Приамурского городского поселения, нет оснований, поскольку на 25 лет для Приамурского городского поселения разработана территориальная комплексная схема, которая отражает все то, о чем говорит прокурор.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО ФИО3 с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась в полном объеме. Суду пояснила, что полностью поддерживает позицию представителей администрации района.

Суд, заслушав прокурора, представителей административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7, п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 15 указанного закона).

Судом установлено, что между администрацией муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО и администрацией муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО 30.12.2016 заключено соглашение № 08 о передаче отдельных полномочий администрации поселения по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности администрации района.

В соответствии с Соглашением № 08 от 30.12.2016 полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности заключенного между администрацией муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО и администрацией муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО - администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО приняла на себя, в том числе подготовку проекта генерального плана поселения.

Как следует из материалов дела, прокурором Смидовичского района ЕАО проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО, по результатам которой выявлены грубые нарушения названного законодательства. Так, установлено, что в муниципальном образовании «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО не разработан и не утвержден генеральный план поселения.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (далее - градостроительные отношения).

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах: обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; и т.д.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются, в том числе на документы территориального планирования муниципальных образований и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).

При этом, документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов; которые, согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, могут послужить основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

В силу ст. 23 вышеуказанного Кодекса, подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения. Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения; карту функциональных зон поселения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

В то же время, согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом, правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

На основании ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения в сети «Интернет».

Схема территориального планирования является документом территориального планирования муниципальных образований (ст. 18 Градостроительного кодекса РФ), подготовка и утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).

Как установлено в судебном заседании проекта генерального плана муниципальное образование «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО не имеет.

Данное обстоятельство представителями административных ответчиков не оспаривалось.

Между тем, в судебном заседании установлено из пояснений представителей административных ответчиков и письменных материалов дела, что в муниципальном образовании «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО разработаны и утверждены в установленном законодательством порядке схема территориального планирования поселения и Правила землепользования и застройки, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ. Это обязательный вид документации, которым должны располагать администрации муниципальных образований для того, чтобы иметь возможность решать вопросы земельно-имущественных отношений и разрешать на своей территории новое строительство и реконструкцию объектов разного функционального назначения

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО от 20.07.2006 № 52 утвержден проект «Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории особого регулирования областного значения – территории левобережья реки ФИО4 муниципального района».

Как следует из ч. 1 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ схема территориального планирования включает в себя положение о территориальном планировании и несколько видов карт, в том числе карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов). На данной карте отображаются, в частности, границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения (п. 3 ч. 3 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ).

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования в виде карт отображают объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе: планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации (пп. «а» п. 3 ч. 6 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ).

Схема территориального планирования и генеральный план является первичным документами территориального планирования муниципальных образований по отношению к правилам землепользования и застройки.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 названного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ).

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО от 27.07.2017 № 62 утверждены Правила землепользования и застройки Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО.

Как следует из позиции представителей административных ответчиков необходимости в подготовке проекта генерального территории Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО нет, так как не предполагается изменение существующего использования территории поселения.

С учетом позиции административных ответчиков и при наличии территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории особого регулирования областного значения – территории левобережья реки ФИО4 муниципального района» и Правил землепользования и застройки Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО суд приходит к выводу об отсутствии необходимости обязывать административных ответчиков разработать и утвердить генеральный план Приамурского городского поселения.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечений действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также возмещению убытков.

Прокурором доводы ответчиков о необоснованности административных исковых требований в ходе рассмотрения дела опровергнуты не были, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, в судебном заседании факт необходимости подготовки проекта генерального плана Приамурского городского поселения, не нашел своего подтверждения в совокупности исследованных доказательств.

Кроме того, прокурором не представлено суду доказательств того, что отсутствие генерального плана поселения приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, влияет на развития жилищного строительства.

В связи с указанными обстоятельствами, принимая во внимание положение ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности по разработке и утверждения генерального плана поселения у суда не имеется

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области, администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, обязании к совершению действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд ЕАО в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Куликова