ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-51/2022 от 23.03.2022 Иультинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2а-51/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Реутовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Коношенко О.В.,

с участием: административного истца - старшего помощника прокурора Иультинского района Жеребцовой Е.А.,

представителя административного ответчика Совета депутатов городского округа Эгвекинот Егоровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Эгвекинот административное дело по административному исковому заявлению прокурора Иультинского района к Совету депутатов городского округа Эгвекинот о признании незаконным бездействия Совета депутатов городского округа Эгвекинот, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению правового акта, и обязании разработать и утвердить указанный правовой акт,

у с т а н о в и л :

прокурор Иультинского района обратился в суд с административными исковыми требованиями к Совету депутатов городского округа Эгвекинот (далее – Совет депутатов, административный ответчик) о признании незаконным бездействия Совета депутатов, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению правового акта, предусматривающего включение в штатную численность Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот должностного лица, уполномоченного на организацию и непосредственное проведение внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции контрольно-счетного органа, об обязании в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, предусматривающий включение в штатную численность Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот должностного лица, уполномоченного на организацию и проведение внешнего муниципального финансового контроля. В обоснование иска указано, что проведенным прокуратурой района анализом установлено, что органом внешнего муниципального финансового контроля в городском округе Эгвекинот является Контрольно-счетная палата городского округа Эгвекинот. Положениями пп.15.ч.1 ст.25, ст. 38 Устава городского округа Эгвекинот, утвержденного решением Совета депутатов Иультинского муниципального района от 12.11.2015 № 145, определено, что Совет депутатов обладает полномочиями по образованию контрольно-счетного органа городского округа Эгвекинот. Контрольно-счетная палата городского округа образуется по решению Совета депутатов. Полномочия, состав, порядок организации и деятельности контрольно-счетной палаты городского округа устанавливаются нормативным правовым актом Совета депутатов. Решением Совета депутатов Иультинского муниципального района от 05.05.2012 № 318 «О создании и утверждении штатной численности и структуры Контрольно-счетной палаты Иультинского муниципального района» создана Контрольно-счетная палата Иультинского муниципального района, утверждена его структура, штатная численность, состоящая из представителя Контрольно-счетной палаты. В состав аппарата Контрольно-счетной палаты согласно Положению о Контрольно-счетной палате №168 от 18.12.2015, входят инспекторы и иные штатные работники. Штатная численность Контрольно-счетной палаты определяется решением Совета депутатов (п.4.1,4.5,4.6 Положения). В нарушение ч.5 ст.3, ч.3 ст.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон №6 –ФЗ) непрерывность деятельности контрольно-счетной палаты в городском округе Эгвекинот не обеспечена, в штатную численность должность инспектора не включена. 15 ноября 2021 года в адрес Совета депутатов прокуратурой районо внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, с требованием сформировать в штатном расписании аппарат контрольно-счетного органа, в удовлетворении которого Председателем Совета депутатов было отказано со ссылкой на недостаточность заложенного финансирования деятельности контрольно-счетной палаты, с указанием, что запланировано введение с 01.02.2022 должности бухгалтера 0,25 ставки, что является несостоятельным и противоречит требованиям ч.1 ст. 20 Закона №6-ФЗ. Считают, что штатная численность контрольно-счетного органа, состоящая из председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот, не обеспечивает в полной мере его фактическое непрерывное функционирование, может привести к невозможности в полном объеме и непрерывно контролировать и обеспечивать соблюдение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, публичные нормативные обязательства, обязательства по иным выплатам физическим лицам, соблюдение условий контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, что в свою очередь может повлечь нарушение прав и законных интересов муниципалитета и неопределенного круга лиц, являющихся получателями и распорядителями бюджетных средств.

На основании изложенного просят признать незаконным бездействие Совета депутатов, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению правового акта, предусматривающего включение в штатную численность Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот должностного лица, уполномоченного на организацию и непосредственное проведение внешнего муниципального финансированного контроля в пределах компетенции контрольно-счетного органа, и возложить обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и утвердить указанный правовой акт.

В отзыве на административное исковое заявление Совет депутатов выражает несогласие с административным исковым заявлением прокурора Иультинского района, поскольку штатная численность органов местного самоуправления и муниципальных органов городского округа Эгвекинот рассчитывается Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа на основе модельных штатных расписаний и учитывается при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету городского округа Эгвекинот. В соответствии с Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа и Администрацией городского округа Эгвекинот ежегодно заключается соглашение о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов муниципального образования Чукотского автономного округа, условиями которыми предусмотрено не допускать увеличения численности работников органов местного самоуправления муниципального образования. План работы Контрольно-счетной палаты утверждается в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому. Предложения Совета депутатов, Главы городского округа, направленные в Контрольно-счетную палату после утверждения плана работы, рассматриваются и утверждаются Контрольно-счетной палатой в 10-дневный срок со дня поступления. Непрерывность деятельности контрольно-счетного органа обеспечивается путем планирования с учетом предстоящего отпуска и распределения нагрузки на сотрудника. Считают административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению (л.д. 83-84).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация городского округа Эгвекинот. В своих возражениях относительно административного искового заявления считают не подлежащим его удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве Совета депутатов (л.д.152).

В судебном заседании участвующий в деле старший помощник прокурора Жеребцова Е.А., поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Администрации городского округа Эгвекинот Егорова А.В., действующая на основании доверенностей, в судебном выразила несогласие с предъявленным административным исковым заявлением, по основаниям, изложенным в отзыве, указав на отсутствие бездействия Совета депутатов, поскольку действия по исполнению Федерального закона, подтверждены утвержденными и принятыми решениями Совета депутатов № 318 от 05.03.2012, №194 от 24.12.2015, № 176 от 04.03.2022. Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется правовыми актами представителя муниципального образования по представлению председателя контрольно-счетной палаты, с учетом необходимостью возложенным законодательством полномочий обеспечение организационной, функциональной независимости контрольно-счетного органа. Внешне финансовый контроль на территории городского округа Эгвекинот осуществляется в соответствии с планом, срывов на протяжении существования контрольно-счетной палаты не имелось.

Из показаний свидетеля Фоминской Л.Н. следует, что она является председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот. В силу закона общепринятых организаций деятельность контрольно-счетных органов субъектов РФ муниципальных образований осуществляется планово, план составляется на год, о чем указано в положении Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот, на последующий год, с учетом того, что она может находиться в отпуске. Корректируется и утверждается её план распоряжением представителя Контрольно-счетной палаты. Кроме того, по запросам она проводит внеплановые проверки с иными органами, которые планирует как совместно контрольное мероприятие либо экспертное аналитическое. Бывали случаи, что находясь на проверке согласно плану, она не могла принять участие по запросу в другой проверке. В настоящее время у неё три соглашения по взаимодействию: со счетной палатой, прокуратурой и полицией. В октябре 2021 года она обращалась в Совет депутатов о штатной численности, но ей дали 0,25 ставки бухгалтера, которая отношения к функции полномочий финансового внешнего контроля не имеет. Бухгалтер занимается только бухгалтерским обслуживанием, начислением заработной платы, предоставлением отчетности и так далее.

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 38 Закона № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования (часть 1). Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Законом № 6-ФЗ, настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2).

В силу части 2 статьи 3 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются на основании части 6 статьи 3 Закона № 6-ФЗ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа (часть 2 статьи 5 Закона № 6-ФЗ).

Частью 7 статьи 5 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что штатная численность контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа.

Частью 8 статьи 5 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования.

В соответствии положениями пп.15 ч.1 ст. 25, ст. 28 Устава городского округа Эгвекинот, утвержденного решением Совета депутатов Иультинского муниципального района от 12.11.2015 № 145, определено, что Совет депутатов обладает полномочиями по образованию контрольно-счетного органа городского округа Эгвекинот.

По делу установлено, что прокуратурой Иультинского района проведена проверка полноты реализации финансовыми органами муниципального образования предоставленных полномочий по внутреннему и внешнему финансовому муниципальному контролю, в ходе которой выявлены нарушения в частности необеспечения непрерывного функционирования контрольно-счетного органа. Из представления прокурора Иультинского района следует, что штатная численность контрольно-счетного органа, состоящая из председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот, не обеспечивает в полной мере его непрерывное функционирование. Прокурор считает, что выявленное нарушение недопустимо, поскольку нарушается принцип обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и системного контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета (л.д.<...>).

Из представленного ответа Совета депутатов на представление прокуратуры Иультинского района следует, что Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа и Администрацией городского округа ежегодно заключается Соглашение о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов муниципального образования Чукотского автономного округа, условиями которого предусмотрено не допускать увеличения численности работников органов местного самоуправления муниципального образования. Кроме того, при расчете дотации и формировании проекта бюджета городского округа Эгвекинот на 2022 год предусмотрено увеличение штатной численности Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот, где с 01 января 2022 года вводится 0,25 ставки бухгалтера (л.д<...>). Аналогичный ответ на обращение председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот Ф.Л.Н. представил и.о. Главы Администрации городского округа Эгвекинот А.А.М., из которого следует, что в аппарат Контрольной-счетной палаты с 01 января 2022 года вводится 0,25 ставки бухгалтера (л.д.<...>).

В соответствии с пунктом 11 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Эгвекинот следует, что Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно. План работы контрольно-счетной палаты утверждается в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому (пп.11.2). Предложения Света депутатов, Главы городского округа, направленные в контрольно-счетную палату после утверждения плана работы, рассматриваются и утверждаются контрольно-счетной палатой в 10-дневный срок со дня поступления (пп<...> л.д.<...>).

Судом установлено, что проверки Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот происходят согласно утверждённому плану, который самостоятельно разрабатывает и утверждает председатель Контрольно-счетной палаты. Кроме этого, Контрольно-счетная палата принимает участие в проведении внеплановых поверок. Финансовый контроль на территории городского округа Эгвекинот осуществляется в соответствии с планом, срывов, замечаний по работе контрольно-счетной палаты не имелось.

Доводы административного истца о нарушениях в частности необеспечения непрерывного функционирования Контрольно-счетного органа не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании не представлено доказательств о частоте внеплановых проверок, где представителем контрольно-счетного органа отказано в её проведении по каким-либо причинам.

Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о том, что возложение обязанностей Совета депутатов городского округа Эгвекинот путем включения в штатную численность Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот должностного лица, уполномоченного на организацию и непосредственное проведение внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции контрольно-счетного органа, об обязании разработать и утвердить указанный правовой акт, по существу является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Таким образом, оснований для признания бездействия Совета депутатов городского округа Эгвекинот незаконным не имеется.

В силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к решению вопроса о включении в штатную численность Контрольно-счетной палаты городского округа Эгвекинот должностного лица, уполномоченного на организацию и непосредственное проведение внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции контрольно-счетного органа, об обязании разработать и утвердить указанный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 187, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления прокурора Иультинского района к Совету депутатов городского округа Эгвекинот о признании незаконным бездействия Совета депутатов городского округа Эгвекинот, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению правового акта, и обязании разработать и утвердить указанный правовой акт, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Реутова

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2022 года.