№2а-51/2024
УИД: 68RS0014-01-2024-000036-05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Мордово 06 февраля 2024 года
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Косых И.В.,
при секретаре судебного заседания Андреевой Л.Н.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области ОрловойА.В.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на создание материального резерва в виде продовольственных товаров, медикаментов и иных средств, и о возложении обязанности обеспечить создание и содержание запасов продовольственных товаров, медицинских и иных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на создание материального резерва в виде продовольственных товаров, медикаментов и иных средств, и о возложении обязанности обеспечить создание и содержание запасов продовольственных товаров, медицинских и иных средств.
Определением суда от 17 января 2024 года по административному делу произведена замена ненадлежащего административного ответчика – администрации Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области на надлежащего – администрацию Мордовского муниципального округа Тамбовской области (л.д.47-50).
Определением суда от 25 января 2024 года в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству приняты уточнения административных исковых требований административного истца прокурора Мордовского района Тамбовской области к административному ответчику администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области (л.д.57); с учетом уточненных административных исковых требований административный истец прокурор Мордовского района Тамбовской области просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации Мордовского муниципального округа по вопросу непринятия мер, направленных на создание материального резерва в виде продовольственных товаров, медикаментов и иных средств для населения бывшего Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области,
- обязать администрацию Мордовского муниципального округа в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание и содержание запасов продовольственных товаров, медицинских и иных средств, исходя из существующей потребности с учетом имеющихся материальных ресурсов, накопленных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для населения бывшего Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области.
В обоснование административного иска административным истцом прокурором Мордовского района Тамбовской области в административном исковом заявлении (л.д.4-7) ив уточненном административном исковом заявлении (л.д.54-55) указано, что прокуратурой Мордовского района проведена проверка деятельности органов местного самоуправления на предмет законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны продовольственные, медицинские и иные средства. Непринятие мер по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, у которых в определенных случаях могут возникнуть потребности в их использовании. При этом, отсутствие таких запасов в натуральной форме, в случае военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера лишит возможности местных властей обеспечивать жизнеобеспечение населения района. Кроме того, в случае военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечение исполнения договоров на экстренную поставку материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств может быть затруднительным либо невозможным, что также приведет к серьезным последствиям и лишит возможности местных властей обеспечивать жизнеобеспечение населения.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Орлова А.В. на удовлетворении требований административного иска, с учетом его уточнения, настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в уточненном административном исковом заявлении; пояснила, что добавить к указанному в административном исковом заявлении и уточненном административном исковом заявлении ей нечего.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области ФИО1, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56), согласился с административными исковыми требованиями прокурора Мордовского района Тамбовской области, с учетом их уточнений.
Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, находит исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц.
Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст.218 КАС РФ).
Федеральным законом от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В силу ст.8 указанного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Согласно п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств установлен Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 г. №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
В силу п.5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 г. №379 (далее – Положение), запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
Согласно п.3 Положения, запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Согласно п.4 Положения, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.6 Положения, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий – для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В нарушение требований вышеуказанных норм закона, администрацией Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны продовольственные, медицинские и иные средства.
Данные обстоятельства подтверждаются: Актом проверки от 17.10.2023 года (л.д.8-9); копией Информации главы Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области №267 от 17.10.2023 г. (л.д.10), и не оспариваются представителем административного ответчика.
Кроме того, Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей Мордовского района Тамбовской области 29 июня 2023 года (л.д.16-19), глава Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч.1 КоАП РФ. Указанным постановлением установлено, что прокуратурой района проведена проверка деятельности органов местного самоуправления на предмет законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в ходе проверки установлено, что администрацией Лавровского сельсовета не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения, средств коллективной и индивидуальной защиты не сформированы.
Непринятие мер по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, у которых в определенных случаях могут возникнуть потребности в их использовании.
При этом, отсутствие таких запасов в натуральной форме, в случае военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера лишит возможности местных властей обеспечивать жизнеобеспечение население района.
Кроме того, в случае военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечение исполнения договоров на экстренную поставку материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств может быть затруднительным либо невозможным, что также приведет к серьезным последствиям и лишит возможности местных властей обеспечивать жизнеобеспечение населения.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 10.05.2023 г. №297-З «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Мордовского района Тамбовской области», с решением Совета депутатов Мордовского муниципального округа Тамбовской области от 19.09.2023 г. №8 «Об отдельных вопросах правопреемства», с решением Совета депутатов Мордовского муниципального округа Тамбовской области от 08.11.2023 г. №61 «О создании администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области» вновь созданное юридическое лицо – администрация Мордовского муниципального округа Тамбовской области является с 01.01.2024 года правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Тамбовской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами органов местного самоуправления, в том числе администрации Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области,находящейся в стадии ликвидации; и с 01.01.2024 года администрация Мордовского муниципального округа Тамбовской области приступила к исполнению полномочий, в том числе администрации Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области, по решению вопросов местного значения на территории Мордовского муниципального округа Тамбовской области, а также иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тамбовской области и муниципальными нормативными правовыми актами, на территории Мордовского муниципального округа Тамбовской области.
Согласно ч.6 ст.44 КАС РФ все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Следовательно, административный ответчик администрация Мордовского муниципального округа Тамбовской области, являясь правопреемником администрации Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области, обязан выполнить все действия, которые были отнесены к полномочиям последней, которая на день вынесения настоящего решения утратила соответствующие полномочия в связи с принятием решения о ее ликвидации. Не создание и не содержание в целях гражданской обороны администрацией Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области материального резерва в виде продовольственных товаров, медикаментов и иных средств для населения Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области является незаконным и влечет для административного ответчика администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области, к компетенции которой относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, правовые последствия в результате неисполненных администрацией Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области действий и бездействия последней.
На основании вышеприведенных обстоятельств, суд находит требования прокурора Мордовского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области по непринятию мер, направленных на создание материального резерва в виде продовольственных товаров, медикаментов и иных средств для населения бывшего Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области.
Обязать администрацию Мордовского муниципального округа Тамбовской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание и содержание запасов продовольственных товаров, медицинских и иных средств, исходя из существующей потребности, с учетом имеющихся материальных ресурсов, накопленных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для населения бывшего Лавровского сельсовета Мордовского района Тамбовской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мордовский районный суд Тамбовской области.
Судья - И.В. Косых
Мотивированное решение составлено 08 февраля 2024 года.
Судья - И.В. Косых