ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5201/2017 от 11.01.2018 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2018 года гор. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе

председательствующего судьи Курнаевой Г.В.

при секретаре Беловой О.В.,

с участием административного истца Гапеева С.К.,

представителя административного ответчика Банного М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гапеева С.К. к УМВД России по Брянской области, ВРИО заместителя начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Брянской области об оспаривании действий, признании документа действительным, обязывании выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Гапеев С.К. обратился с административным исковым заявлением об оспаривании действий, признании документа действительным, обязывании выполнить действия, при этом ссылался на то обстоятельство, что 13.10.2017 года в арбитражном суде Брянской области ему стало известно, что выданный на его имя паспорт серии №... является недействительным, в связи с истечением срока действия. После этого на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России в базе данных недействительных паспортов, его паспорт считается недействительным. Он обратился с заявлением в Управление по вопросам миграции по Брянской области с жалобой на действия должностных лиц, которые внесли данные его паспорта в базу данных недействительных паспортов (по истечение 15 лет действия паспорта).

03.11.2017 года в его адрес направлен ответ № 26/177715009427, что его паспорт серии №..., выданный <дата> УВД Советского района гор. Брянска является недействительным, в связи с достижением срока его действия и подлежит замене по причине достижения 45 лет.

Не согласившись с требованиями о возложении на него дополнительных обязанностей по замене паспорта гражданина России и внесением данных его паспорта в базу недействительных паспортов, он обратился в Главное управление по вопросам миграции МВД России.

07.12.2017 года в его адрес поступил ответ и даны разъяснения, согласно которым отказано в удовлетворении его жалобы.

С указанными решениями административный истец не согласен, поскольку они нарушают его права и законные интересы, возлагают на него дополнительные обязательства, приняты в нарушение законодательства.

Просил суд признать незаконными действия должностных лиц Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области по возложению на него дополнительных обязанностей по замене паспорта и внесение его данных в список недействительных паспортов официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России; признать паспорт на имя Гапеева С.К. серии №..., выданного <дата>, действительным; обязать должностных лиц Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области исключить из списка недействительный паспорт серии №....

Определением Советского районного суда гор. Брянска от 14.12.2017 года к участию в деле привлечен соответчик УМВД России по Брянской области.

С учетом уточнений административных требований, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просил судпризнать незаконными действия должностных лиц Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области по возложению на него дополнительных обязанностей по замене паспорта и внесение его данных в список недействительных паспортов официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России; признать паспорт на имя Гапеева С.К. серии №..., выданного <дата>, действительным; обязать УМВД России по Брянской области передать информацию о действительности паспорта серии №..., выданного на его имя в соответствии с приказами МВД об обмене информации АС «Паспорта России».

В судебном заседании, административный истец, уточненный административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика УМВД России по Брянской области Банный М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, поскольку все действия совершены в установленном законом порядке, соответствует требованиям закона, просил отказать в удовлетворении административного иска.

В порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 06.06.2017 года в информационной базе официального сайта ГУ по вопросам миграции МВД России, не имеется сведений о недействительности паспорта административного истца.

Судом установлено, что письмом от 30.10.2017 года № 263/177715009427, подписанным ВРИО заместителя начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, Гапееву С.К. сообщено, что паспорт гражданина Российской Федерации серии №..., выданный <дата> УВД Советского района гор. Брянска на его имя, является недействительным, в связи с истечением срока его действия и подлежит замене по причине достижения возраста 45 лет в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта Гражданина Российской Федерации».

При этом, разъяснено, что в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

По состоянию на 13.10.2017 года в информационной базе официального сайта ГУ по вопросам миграции МВД России, имеются сведения о недействительности паспорта административного истца.

В связи с обращением Гапеева С.К. с требованиями в арбитражный суд Брянской области, на обращение судьи арбитражного суда Брянской области З., Врио начальника УМВД России по Брянской области Управления по вопросам миграции, предоставлены сведения о недействительности паспорта Гапеева С.К.

На настоящий момент административный истец ограничен в правах, в связи с наличием в информационной базе официального сайта ГУ по вопросам миграции МВД России, сведений о недействительности его паспорта, согласно вышеуказанному письму административного ответчика на административного истца возложена обязанность по замене паспорта. Данные обстоятельства административным истцом оспариваются.

При рассмотрении вопроса об обоснованности заявленных требований, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» было поручено Правительству Российской Федерации утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации было принято Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828.

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрена обязанность гражданина произвести замену паспорта, при достижении 45-летнего возраста, срок действия которого от 45 лет – бессрочно.

Как установлено судом <дата> Гапееву С.К. ОВД Советского района г. Брянска произведена замена паспорта гражданина Российской Федерации по достижении 45-летнего возраста, со сроком действия – бессрочно. Дата и год рождения истца <дата>.

В соответствии со статьями 5, 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01.07.2002 года). Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Требованиями статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок определяется календарной датой, установленной законом.

Исходя из смысла и требований Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в акте о рождении гражданина указывается непосредственно только дата его рождения, которая и является первым днем жизни человека. Дата рождения не может быть произвольно изменена.

Таким образом, день рождения является первым днем жизни человека и днем возникновения его правоспособности, а исчисление жизни начинается именно с указанного дня, а не со следующего, как указал ответчик.

В связи с чем, паспорт, выданный административному истцу <дата>, выдан в первый день 46 года жизни, что соответствует требованиям пункта 7 Положения о паспорте.

Таким образом, доводы административных ответчиков, указанные в ответе от 30.10.2017 года № 263/177715009427, подписанного ВРИО заместителя начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области на имя Гапеева С.К. и в возражениях на административный иск о недействительности паспорта Гапеева С.К. суд находит необоснованными.

Поскольку, доводы административного ответчика о недействительности паспорта административного истца, не доказаны, то у административного ответчика отсутствует право возложения на административного истца обязанности по замене действительного паспорта.

При этом, суд учитывает также то обстоятельство, что ранее по аналогичному основанию о непризнании паспорта административного истца действительным, состоялись решения Советского районного суда гор. Брянска, вступившие в законную силу, от 18.01.2011 года, от 17.02.2014 года, в которых, административный ответчик, являлся стороной по делу и третьим лицом не заявляющим самостоятельные требования, установлено, что паспорт, выданный административному истцу <дата>, серии №..., является действительным.

Паспорт гражданина Российской Федерации, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию (пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828; пункт 21 Положения, утв. Постановлением № 828).

При этом, паспорт признается выданным в нарушение установленного порядка, если он (пункт 2 Положения, утв. Приказом ФМС России от 11.03.2014 года № 178; пункт 2 части 1 статьи 35 Закона от 03.07.2016 года № 305-ФЗ): оформлен на основании недостоверных сведений, указанных заявителем, или поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта; выдан лицу, в отношении которого установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации или у которого уже имеется действительный паспорт; выдан лицу, в отношении которого уполномоченный орган отменил решение о приобретении гражданства Российской Федерации на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации.

Согласно положению об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 11.03.2014 года № 178, решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности.

Однако, решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка на основании заключения по результатам служебной проверки не принималось. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Сведения, содержащиеся в базе данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир», о недействительности паспорта административного истца носят недостоверный характер, и подлежит исключения из указанной базы данных ведомственного сегмента МВД России.

Учет признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации ведет МВД России (подпункт 49 пункта 11 Положения, утв. Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699).

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел (пункт 1).

В число основных задач МВД России включено управление органами внутренних дел Российской Федерации (пункт 2).

В силу пункта 5 Положения МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699, территориальными органами МВД России на региональном уровне являются Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России, руководство ими осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 11 подпункта 65 Положения о МВД Министерство внутренних дел Российской Федерации, создает информационные системы, в том числе банки данных, обеспечивает их ведение и функционирование, достоверность, актуальность содержащейся в них информации и ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и (или) распространения, а также от иных неправомерных действий; обеспечивает предоставление сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, федеральным органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 184 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 13.11.2017 года № 851, информация о выданном паспорте в ведомственном сегменте МВД России системы «Мир» формируется автоматически и направляется в подразделение АСР по месту выдачи или замены паспорта не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи паспорта гражданину.

Результатом данной административной процедуры является выдача оформленного паспорта гражданину (пункт 185).

После выдачи паспорта гражданин вправе получить сведения о действительности/недействительности его паспорта посредством Единого портала в соответствии с правилами, установленными на данном портале.

Ответ о действительности/недействительности паспорта содержит информацию из базы данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир» о: действительности паспорта; недействительности паспорта (вследствие истечения срока действия, выдачи с нарушением, замены на новый, объявления в розыск, изъятия, уничтожения, уничтожения в связи со смертью владельца, технического брака).

При таких обстоятельствах, именно, административный ответчик УМВД России по Брянской области, как территориальный орган МВД России, обязан предоставить достоверную информацию о действительности паспорта административного истца в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир».

При этом, Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является юридическим лицом, а является структурным подразделением УМВД России по Брянской области.

Срок обращения за судебной защитой административным истцом не пропущен, о нарушении его права он узнал из официального ответа от 30.10.2017 года, с настоящим иском обратился 12.12.2017 года.

На основании изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия должностных лиц УМВД России по Брянской области по возложению на Гапеева С.К. дополнительных обязанностей по замене паспорта и по внесению данных в список недействительных паспортов официального сайта Главного управления по вопросам миграции МВД России.

Признать паспорт на имя Гапеева С.К. серии №..., выданного <дата>, действительным.

Обязать УМВД России по Брянской области передать информацию о действительности паспорта серии №..., выданного на имя Гапеева С.К. в соответствии с приказами МВД об обмене информации базы данных ведомственного сегмента МВД России.

Об исполнении решения суда известить суд и административного истца в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В.Курнаева

Решение принято в окончательной форме 16.01.2018 года.