ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-520/18 от 20.12.2018 Жирновского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-520/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> «20» декабря 2018 года

Жирновский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Леванина А.В., единолично,

при секретаре Пешкиной Л.А.

с участием: представителя административного истца ФИО1Залесной С.А, представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий по неисполнению обязанности по внесению в ЕГРН сведений о правообладателе и понуждении к регистрации права собственности на земельный участок и строение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав в его обоснование, что 13.04.2018 года она обратилась с заявлениями (приложив необходимы документы) о регистрации права собственности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Межмуниципальный отдел по Жирновскому, Руднянскому и <адрес>м, которым были присвоены номера , . ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила отказ в государственной регистрации права собственности. Объектами права являются земельный участок, площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером 34:07:030002:3044, расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона , на котором расположено здание склада ) и здание склада площадью 531,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый . ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес>ФИО1 было отказано в удовлетворении заявленных ей исковых требований (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ). Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что право собственности у ФИО1 фактически возникло до вступление в силу Гражданского кодекса РФ и Закона о регистрации недвижимости, спорный земельный участок был предоставлен административному истцу для строительства зерносклада, зерносклад был возведен за счет собственных средств и учтен в органах технической инвентаризации, доказательством чему является кадастровый учет спорного участка и зерносклада.

Также, в решении суд указал, что, исходя из ч.6 ст. 72 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», со дня вступления в силу Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В связи с этим суд сделал вывод об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права на спорные объекты, так как на право собственности ФИО1 никто не претендует, оно просто подлежит регистрации без судебного акта о признании права собственности.

Ту же позицию занял и Двенадцатый Арбитражный Апелляционный Суд, указав при этом, что в силу ст.ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в п.1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, было привлечено к участию в указанном арбитражном процессе, а соответственно указанные решения имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного дела (п.3 ст. 61 ГПК РФ - при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом).

Арбитражным судом <адрес> установлено (стр.3 решения): «Как следует из материалов дела, в настоящее время, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, право собственности на здание склада с площадью 531,8 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, а также на земельный участок с кадастровым номером 34:07:030002:3044, расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона , не зарегистрировано. Судом также было установлено, что ФИО1 является главой крестьянского хозяйства, которое было создано ДД.ММ.ГГГГ и реорганизовано, согласно требований закона ДД.ММ.ГГГГ, крестьянское хозяйство ФИО1 является правопреемником крестьянского хозяйства ФИО3

В соответствии с информацией, содержащийся в АИС ГКН, указанное здание поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1

В судебном решении отражен факт предоставления КХ ФИО3, земельного участка под строительство зерносклада ДД.ММ.ГГГГ администрацией Медведицкого сельсовета <адрес> постановлением «О предварительном согласовании размещения земельного участка для проектирования производственных зданий и сооружений», которым было согласовано главе КХ ФИО3 размещение земельного участка и проектирование зерносклада в северо-восточной части села <адрес>ю 0,5 га. Тем самым, было доказано и подтверждено судебным актом, что зерносклад был создан КХ ФИО3 согласно требований закона на специально отведенном для этих целей земельном участке. Также в подтверждение этого суд указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ КХ ФИО3 составляет акт списания строительных материалов для строительства зерносклада.

Также, в решении суда указано, что ДД.ММ.ГГГГ для разработки проекта зерносклада в <адрес> главе КХ ФИО3 было выдано архитектурно-планировочное задание на площадь земельного участка 0,5 га, а также составлен паспорт земельного участка для строительства зерносклада. Указанные документы являются правоустанавливающими согласно позиций судов, о чем они прямо указывают в судебных актах: «исходя из ч.6 ст. 72 Закона о регистрации (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения государственного кадастра не движимости (ГКН) считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»...«в силу ст.ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в п.1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания».

Полагает, что право КХ ФИО1 на спорный объект возникает на основании пп.6 п.4 ст.14 Федеральному закону от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из положений ст.ст. 130, 218, 219 ГК РФ следует, что вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимым имуществом (объектом гражданских прав) в случае, если они созданы именно как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. П.2 ст.15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В соответствии со ст.6 и ч.1 ст.37 ЗК РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке. Указанный участок формировало и ставило на кадастровый учет КХ ФИО3 В соответствии с п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Поскольку, право собственности на спорный зерносклад возникло у истца в силу закона, несмотря на отсутствие государственной регистрации права, опираясь на приведенные выше положения ЗК РФ и ГК РФ, у истца также возникает право на приобретение в собственность земельного участка, площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером 34:07:030002:3044, расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона , на котором расположен зерносклад. Также право собственности на данный участок у истца возникает на основании ст.234 ГК РФ.

Указанный земельный участок образован в границах земельного участка, предоставленного КХ ФИО3 (ФИО1) для размещения производственных зданий до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ». С момента предоставления указанным участком владеет и пользуется КХ ФИО1 (ФИО3).

По создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст.ст. 51-55 Градостроительного кодекса РФ, принятого в 2004 году). Причем разрешение на ввод в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 №5698/12 по делу №А41-9398/11). То же указано и в п.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: «Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута».

По объектам, построенным до введения в действие названного Градостроительного кодекса РФ, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания объектов. В период строительства спорного объекта КХ ФИО3 обязанность выдавать застройщикам разрешения на строительство была возложена на органы государственного строительного контроля, городские и поселковые исполнительные комитеты (постановление СоветаФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках»). В данном случае администрацией Медведицкого сельсовета <адрес> КХ ФИО3 постановлением «О предварительном согласовании размещения земельного участка для проектирования производственных зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ было согласовано размещение земельного участка и проектирование зерносклада в северо- восточной части села Медведицкое на площади 0,5 га. Также был выдан паспорт земельного участка для строительства зерносклада в <адрес>; акт выбора и обследования земельного участка для строительства; выкопировка из генплана; технические условия к рабочему проекту на электроснабжение зерносклада в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ под проектируемый объект зерноток, складское помещение, площадка для транспорта; архитектурно-планировочное задание на площадь земельного участка 0,5 га от ДД.ММ.ГГГГ для разработки проекта зерносклада в <адрес>.

Постановлением «О передаче в собственность земельного участка под объектами недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ в собственность КХ ФИО3 был передан земельный участок под возведенным в ДД.ММ.ГГГГ г. складом, а также другими объектами недвижимости: производственные помещения, стоянка сельскохозяйственной техники, из земель Медведицкой сельской администрации в черте населенного пункта <адрес>, площадью 2 га, после постройки спорного производственного объекта, разрешив тем самым уже законченное строительство (Постановление Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ). Порядок, установленный постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам.

Поскольку КХ ФИО3 строило объект хозяйственным способом на собственные средства (что подтверждается актом списания строительных материалов для строительства зерносклада от ДД.ММ.ГГГГ КХ ФИО3), возможности приемки в эксплуатацию в таком порядке у них не имелось, а в настоящее время нет возможности его восполнить или воспользоваться ныне действующим порядком. На баланс КХ ФИО3 поставило спорный объект в ДД.ММ.ГГГГ году и учитывало его как основное средство с ДД.ММ.ГГГГ года в налоговой отчетности. Полагает свои права нарушенными ответчиком.

На основании изложенного, просит (с учетом заявления об изменении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ) признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Межмуниципальный отдел по Жирновскому, Руднянскому и <адрес>м, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению в ЕГРН сведений о правообладателе - ФИО1 на предоставленный ею крестьянскому хозяйству земельный участок площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона и вновь возведенное на нем строение - здание склада, площадью 531,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , выстроенное ею с соблюдением закона и ранее учтенное в ЕГРН; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Межмуниципальный отдел по Жирновскому, Руднянскому и <адрес>м произвести регистрацию права собственности ФИО1 на основании предоставленных ею на регистрацию документов на предоставленный ею крестьянскому хозяйству земельный участок площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона и вновь возведенное на нем строение - здание склада, площадью 531,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый .

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1Залесная С.А. заявленный административный иск просила удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2 просила административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения как необоснованный, представила письменные возражения, имеющиеся в материалах дела; также, суду показала, что ФИО1 не представляла регистрирующему органу копию Постановления главы администрации Жирновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в собственность КХ ФИО3 был передан земельный участок под объектами недвижимости (производственные помещения, стоянка сельскохозяйственной техники) из земель Медведицкой сельской администрации, расположенный в черте населенного пункта села <адрес>ю 2 Га земель под постройками, а указанная копия приобщена к материалам настоящего административного дела лишь в судебном заседании); соответственно, административный ответчик при отказе истцу в регистрации ДД.ММ.ГГГГ, не располагал сведениями о наличии данного документа. ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратилась к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на спорный земельный участок; по данному заявлению регистрация приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ в связи с не представлением документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам. Полагает, что права административного истца нарушены не были.

Представитель заинтересованного лица Администрации Медведицкого сельского поселения <адрес>, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России по <адрес>, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по <адрес>, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил, заявления об отложении судебного заседания также не представил.

Представитель заинтересованного лица Администрации Жирновского муниципального района <адрес>, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил, заявления об отложении судебного заседания также не представил.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий по неисполнению обязанности по внесению в ЕГРН сведений о правообладателе и понуждении к регистрации права собственности на земельный участок и строение, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 218 КАС РФ предоставляет лицу право оспаривания в порядке административного судопроизводства решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, ст.1. п.3. «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав), п.4. «Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости», п.5. «Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке», п.6. «Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения», п.7. «Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)».

В соответствии с ч.1 ст.14 данного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Также, на основании этого закона: ст.14 п.2 «Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;» п.4. «Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с: 1) возникновением права на созданный объект

недвижимости в случае, указанном в п.1 ч.5 настоящей статьи; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в п.8-10 ч.5 настоящей статьи; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона».

Статья 26 названного Закона содержит перечень оснований и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно ст.27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 29 Закона. Одним из этапов государственной регистрации является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлениями о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества (земельный участок, площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона , на котором расположено здание склада () и здание склада площадью 531,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый ) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Межмуниципальный отдел по Жирновскому, Руднянскому и <адрес>м, которым были присвоены номера , . Уведомлениями и от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в государственной регистрации права собственности обоих объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 1, 4 ч. 3 ст. 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного учета осуществляется по заявлению: лица, право которого на объект недвижимости возникает; правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в ЕГРН объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо возникшего в силу федерального закона.

В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

При наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав орган регистрации прав приостанавливает государственную регистрацию прав, выдавая или направляя заявителю уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления (ч.ч. 4, 5 ст. 29 Закона о регистрации).

Основания приостановления установлены в ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п. 5, 9 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).

В случае не устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав в соответствии со ст. 26 Закона о регистрации, в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав, заявителю направляется уведомление об отказе в государственной регистрации прав с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа (ст. 27, ч. 4, 6 ст. 29 Закона о регистрации).

Как установлено из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в многофункциональный центр с заявлениями о государственной регистрации права собственности на спорные объекты обратилась ФИО1, о чем в книгу учета входящих документов внесены записи , . В качестве документов-оснований для осуществления государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости ею были представлены следующие документы: архитектурно-планировочное задание зерносклада в <адрес> выданное главе крестьянского хозяйства ФИО3, постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании размещения земельного участка для проектирования производственных зданий и сооружений, согласно которого администрацией Медведицкого сельсовета <адрес> согласовано размещение земельного участка главе крестьянского хозяйства ФИО3 и проектирование зерносклада в северо-восточной части села Медведицкое на площади 0,5 га, акт выбора и обследования участка для строительства, справка о расстояниях вывоза и подвоза грунта, выкопировка из Генплана.

Вместе с тем, к представленным заявлениям о государственной регистрации не были приложены документы, которые подтверждают наличие либо возникновение права собственности на объект недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения данного права, которые в соответствии с п. 1, 8 ч.2 ст.14 Закона является основанием для осуществления государственной регистрации права собственности.

С целью получения дополнительных сведений, необходимых для государственной регистрации права, административным ответчиком были направлены межведомственные запросы в администрацию Жирновского муниципального района <адрес>, администрацию Медведицкого сельского поселения Жирновского муниципального района <адрес>, межрайонную ИФНС России по <адрес>, инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности на объект была приостановлена в соответствии с п. 9 части 1 статьи 26 Закона. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности на объект была возобновлена в связи с окончанием срока приостановления. В срок до ДД.ММ.ГГГГ ответ на запросы и документы, необходимые для проведения государственной регистрации представлены не были.

Вышеизложенное послужило основанием приостановления государственной регистрации права собственности в соответствии с п. 5 части 1 статьи 26 Закона, о чем ФИО1 было направлено уведомление.

Согласно ответу администрации Жирновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1: сведения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: обл. Волгоградская, р-н Жирновский, <адрес>, промышленная зона на основании «Журнала регистрации договоров купли-продажи от 2002 года» - не значатся, сведениями о предоставлении в собственность земельных участков 90-х годов администрация Жирновского муниципального района не располагает; разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта не выдавались, так как на момент строительства таких требований не было. Следовательно, здание склада с кадастровым номером возведено КХ ФИО3 без нарушений требований градостроительного законодательства, действующего на момент строительства. Местоположение здания склада соответствует выкопировке из генплана <адрес>, то есть объект размещен в границах земельного участка, определенного строительным паспортом. Сведениями о реорганизации КХ ФИО1 и КХ ФИО3 администрация Жирновского муниципального района не располагает.

Согласно ответу администрации Медведицкого сельского поселения Жирновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: земельный участок с кадастровым номером: КХ ФИО3 и КХ ФИО1 не предоставлялся в собственность либо аренду; разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию на здание склада с кадастровым номером не выдавалось.

Согласно ответу инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в виде копии регистрационного дела в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, которая не содержит сведений о реорганизации КХ ФИО3

Таким образом, из поступивших ответов на межведомственные запросы не представилось возможным установить факт возникновения права собственности у ФИО1 на земельный участок, КН/УН: , расположенный по адресу: Россия, <адрес>.

Документы, которые подтверждают наличие, возникновение права в соответствии с действующим законодательством, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, заявителем в течение срока приостановления государственной регистрации представлены не были.

ДД.ММ.ГГГГ истек срок приостановления государственной регистрации, вместе с тем, причины приостановления устранены не были.

ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ФИО1 было отказано в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что решения об отказе ФИО1 в государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости являются мотивированными и обоснованными, приняты административным ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства. При принятии решений об отказе в государственной регистрации нарушений норм законодательства в рамках возложенных на него полномочий Управлением не допущено.

Доказательств, свидетельствующих об уклонении Управления от осуществления государственной регистрации права собственности ФИО1, суду не представлено.

При наличии причин, препятствующих государственной регистрации прав и не устраненных в течение срока приостановления государственной регистрации, государственный регистратор в соответствии со ст. 27 Закона о регистрации, законно и обоснованно принял решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав, поскольку, отсутствие правоустанавливающих документов является препятствием к осуществлению государственной регистрации права собственности ФИО1 на спорные объекты недвижимости.

При этом, государственный регистратор правильно руководствовался положениями ст. 40 Закона о регистрации, согласно которым государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, осуществляется одновременно с регистрацией права заявителя на такой земельный участок (ч.1); основанием для осуществления государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение является в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (ч.10).

Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок является препятствием к осуществлению государственной регистрации прав как на земельный участок, так и на созданный на этом земельном участке объект недвижимости.

Кроме того, судом установлено, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о регистрации права собственности на недвижимое имущество, истец не приложила копию Постановления главы администрации Жирновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в собственность КХ ФИО3 был передан земельный участок под объектами недвижимости (производственные помещения, стоянка сельскохозяйственной техники) из земель Медведицкой сельской администрации, расположенный в черте населенного пункта села <адрес>ю 2 Га земель под постройками (указанная копия приобщена к материалам настоящего административного дела в судебном заседании), соответственно, административный ответчик не располагал сведениями о наличии данного документа.

Указанное послужило основанием для повторного обращения ФИО1 к административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о регистрации права собственности на спорный земельный участок.

Как установлено судом, согласно уведомлению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права в отношении объекта: наименование: Земельный участок, , расположенный по адресу: Россия, <адрес>, промышленная зона (далее - объект), документы на который были представлены ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (т.е. уже на момент рассмотрения данного административного дела судом) с заявлением под номером № , приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ в связи с не представлением документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Как указано в подпункте 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия (действия) или решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что отказ ФИО1 в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества (уведомления и от ДД.ММ.ГГГГ) является законным, а равно как законным (принятым на основании ст. 26 ФЗ №218-ФЗ) является и приостановление государственной регистрации недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в регистрации по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не принималось, суд приходит к выводу, что отсутствует как нарушение прав административного истца со стороны административного ответчика, так и незаконность в поведении административного ответчика.

При таких обстоятельствах, административному истцу надлежит полностью отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 полностью отказать в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными действий по неисполнению обязанности по внесению в ЕГРН сведений о правообладателе и понуждении к регистрации права собственности на земельный участок и строение, а именно, отказать в удовлетворении заявленных требований:

- о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Межмуниципального отдела по Жирновскому, Руднянскому и <адрес>м, выразившегося в неисполнении обязанности по внесению в ЕГРН сведений о правообладателе — ФИО1 на предоставленный её крестьянскому хозяйству земельный участок площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона и вновь возведенное на нем строение-здание склада, площадью 531,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , выстроенное ею с соблюдением закона и ранее учтенное в ЕГРН;

- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Межмуниципального отдела по Жирновскому, Руднянскому и <адрес>м произвести регистрацию права собственности ФИО1 на основании предоставленных ею на регистрацию документов на предоставленный ее крестьянскому хозяйству земельный участок площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, промышленная зона и вновь возведенное на нем строение-здание склада, площадью 531,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Жирновский районный суд.

Решение в окончательной форме согласно ст. 177 КАС РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись А.В. Леванин

копия верна:

Судья А.В. Леванин