ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-520/19 от 24.10.2019 Большереченского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-520/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2019 года р.п. Большеречье

Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Костючко Ю.С., при секретаре судебного заседания Усольцевой Е.И., помощнике судьи Петровской О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Большереченского муниципального района Омской области к Главному управлению МЧС России по Омской области, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области, территориальному отделению надзорной деятельности и профилактической работы Большереченского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области, начальнику отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Скворцову Д.А., старшему инженеру отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области Кузнецову М.А., инженеру отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области Салько И.С., инспектору территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Большереченского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области Байгачеву К.М. об оспаривании предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Большереченского муниципального района Омской области (далее Администрация) обратилась с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Омской области об оспаривании п.п. 6,8,15,17 предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки, проведенной Главным управлением МЧС России по Омской области в отношении Администрации Большереченского муниципального района Омской области вынесено предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, которым на Администрацию возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Считают, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, ответчиком незаконно возложена обязанность по выполнению мероприятий, изложенных в оспариваемых пунктах.

Так, в пункте 6 предписания указано, что отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения, охватывающая все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ в ЕДДС Большереченского муниципального района установлена автоматизированная четырехканальная система оповещения SP Robot, позволяющая производить голосовое автоматическое оповещение на мобильный телефон. Также разработаны списки оповещения: список № 1 - КЧС и ОПБ, список № 2 - главы сельских администраций и руководящий состав района, список № 3 - старосты населенных пунктов на территории Большереченского района. Лица из указанных списков осуществляют доведение информации до населения.

Также в соответствии с распоряжением Администрации «Об использовании звукоусиливающего оборудования для оповещения населения» при возникновении на территории Большереченского муниципального района Омской области военных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляется оповещение населения с использованием звукоусиливающего оборудования, расположенного в местах массового нахождения населения, находящегося на балансе БУК «Культура».

Таким образом, на территории Большереченского муниципального района действует режим оповещения, в соответствии с которым информация доводится до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения и в течение 30 минут информация о ЧС может быть доведена до каждого населенного пункта и его населения.

Кроме того, указывают на то, что в предписании не указано каким образом должна действовать автоматизированная система централизованного оповещения. Само по себе предписание в нарушение принципов правовой определенности и исполнимости не дает возможности лицу, которому оно адресовано, определить существо допущенного нарушения, требующего устранения, а также способ его исполнения, поскольку не содержит перечня конкретных мероприятий, которые необходимо выполнить в целях устранения выявленного нарушения и его последствий.

По несогласию с пунктом 8 предписания, в котором указано, что не в полном объеме осуществляется хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны (фактически отсутствуют паспорта ЗСГО инв. ), администрация указывает на то, что фактически отраженные в акте проверки ЗСГО сняты с учета протоколом заседания МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

ЗСГО -фактически отсутствуют по указанным адресам и не существуют.

Паспорта ЗСГО не были представлены при проведении проверки, так как находились в работе в управлении правового обеспечения. После возвращения из управления они были предоставлены в уполномоченный на проведение проверки орган.

Указывая на то, что из смысла норм действующего законодательства следует, что паспорта на ЗСГО подлежат хранению в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района после их передачи последнему. Однако паспорта на ЗСГО в Администрацию собственниками ЗСГО не предоставлялись.

Учитывая, что часть ЗСГО сняты с учета, часть фактически не существует, часть в Администрацию не передавались - представить их административному органу при проведении проверки исполнения предписания не представится возможным, в связи с чем этот пункт, по мнению администрации, является неисполнимым.

Пункт 15 предписания - не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов на базе специализированных ритуальных организаций.

Считают, что законодатель предоставил органам местного самоуправления возможность выбора способа организации захоронения трупов - на базе специализированных ритуальных организаций, либо без их привлечения.

Постановлением Главы Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ созданы аварийно-спасательные службы, выполняющие задачи гражданкой обороны. В соответствии с п. 4.4. Положения об указанных службах, захоронение погибших возложено на коммунально-техническую аварийно-спасательную службу.

Однако предписанием Администрация указанного выбора лишена и на последнюю возложена обязанность организовать захоронение трупов именно на базе специализированных ритуальных организаций, чем нарушены её права.

Пункт 17 предписания - не создан страховой фонд документации.

Указывают, что в соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входит создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием. На территории Большереченского муниципального района Омской области указанные предприятия отсутствуют, в связи с чем, страховой фонд документации не создан.

Также указывают на то, что в предписании не указано страховой фонд какой именно документации подлежит созданию, в акте проверки по данному пункту имеются лишь общие формулировки. Отсутствие четкой формулировки относительно конкретных действий, указания на конкретные мероприятия, которые следует совершить Администрации, препятствует реальному исполнению Администрацией данного пункта.

На основании изложенного считают, что указанные пункты предписания нарушает права и законные интересы Администрации, незаконно возлагают на нее обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. В связи с неясностью, неконкретностью, неисполнимостью данных пунктов предписания для Администрации существует реальный риск его неисполнения, за что в свою очередь административным законодательством предусмотрена ответственность, в том числе в виде применения к нарушителю штрафных санкций.

На основании изложенного, просят суд признать незаконными и отменить пункты 6, 8, 15 и 17 предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Главным управлением МЧС России по Омской области в отношении Администрации Большереченского муниципального района Омской области.

В судебное заседание стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела (т. 2 л.д. 16,17,18,19,20,21).

Ранее в судебном заседании, представитель административного истца, действующая на основании доверенности (т. 1 л.д. 173), Рыбалочкина Л.В., поддержала в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.

Территориальным отделением надзорной деятельности и профилактической работы Большереченского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области были представлены возражения на заявленные требования, в которых, не соглашаясь с доводами администрации указывают на то, что указанный истцом способ оповещения не отвечает признакам автоматизированной системы централизованного оповещения охватывающей все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера так как не обеспечивает автоматизированное доведение необходимой информации до всего населения проживающего на территории района. Поясняя, что нельзя принять во внимание звукоусиливающее оборудование, расположенное в местах массового пребывания населения, находящегося на балансе БУК «Культура», так как данное оборудование имеется не во всех населенных пунктах района и не имеет возможности сопрягаться с системами оповещения других уровней. При том, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального Закона от 12.02.1998 №28-Ф3 «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Приказом МЧС РФ №422, Мининформсвязи РФ №90, Минкулътуры РФ №376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» установлено, что на муниципальном уровне - создается местная система оповещения (на территории муниципального образования).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения, в том числе до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны. и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

Указывают на то, что согласно п. 3.1.5 ГОСТ Р 42.3.01-2014 «Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования», система оповещения это - организационно-техническое объединение технических средств оповещения, каналов связи, сетей вещания в целях обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны.

Таким образом, утверждают, что на территории Большереченского муниципального района отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения, охватывающая все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволяющая довести необходимую информацию до населения проживающего на территории района.

Касаемо хранения паспортов защитных сооружений гражданской обороны, поясняют, что в соответствии с приложением №6 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 паспорт ЗСГО составляется в трех экземплярах: 1 экз. находится в ЗС ГО (укрытии), 2 экз. - в службе ЗС ГО объекта, 3 экз. - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района).

Согласование о снятие с учета части защитных сооружений гражданской обороны, не освобождает истца от обязанности по хранению паспортов защитных сооружений гражданской обороны, учитывая, что при проведении проверки Администрацией Большереченского муниципального района Омской области не было представлено документов об их уничтожении или передаче на архивное хранение.

На остальные защитные сооружения, стоящие на учете в Администрации Большереченского муниципального района Омской области в соответствии с действующим законодательством, должно осуществляться хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме.

Также не соглашаются с доводами Администрации о том, что надзорным органом неправомерно предложено создать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов на базе специализированных ритуальных организаций, в виду того, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач гражданской обороны является срочное захоронение трупов в военное время.

Согласно п. 15.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны по срочному захоронению трупов в военное время создают, подготавливают и обеспечивают готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе, на базе специализированных ритуальных организаций.

Считают, что Администрацией неверно толкуется требование указанных нормативных правовых актов.

В данном случае законодатель, не дает право выбора способа организации захоронения трупов, а наоборот уточняет обязательное условие их организации.

По п. 17 предписания пояснили, что в соответствии с п. 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляет основные мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе создание страхового фонда документации.

Указывают на то, что ссылка истца на отсутствие на территории Большереченского муниципального района Омской области объектов, на которые необходимо разрабатывать страховой фонд документации является не состоятельной, ввиду того что на территории района имеются объекты и системы жизнеобеспечения, более того в Большереченском районе организуются эвакуационные мероприятия, в том числе по приему населения из других населённых пунктов, что возлагает на Администрацию района повышенные требования по первоочередному жизнеобеспечению населения, а также повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Одновременно с этим, задача по разработке страхового фонда документации закреплена п. 14.13 Положения об организации и ведении и гражданской обороны в Большереченском муниципальном районе Омской области, утвержденного Постановлением главы Большереченского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Касаемо оформления и исполнимости выданного предписания, указывают на то, что форма предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны установлена Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. Выданное Администрации предписание от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует предъявляемым требованиям. В случае возникновения недопонимания или необходимости оказания методической помощи должностные лица Администрации могут обратиться в Главное управления МЧС России по Омской области и его территориальные подразделения для оказания консультационной помощи.

Обращают внимание суда, на то, что законность предъявленных требований была предметом рассмотрения в рамках дела об административном правонарушении в Мировом суде, по результатам которого виновное лицо - Администрация Большереченского муниципального района Омской области, была привлечена к административной ответственности и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

На основании изложенного, находят требования Администрации неподлежащими удовлетворению.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305, установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (п. 2).

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пп. г п. 6).Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (п. 9 Положения).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ/ГО в отношении Администрации Большереченского муниципального района Омской области была проведена плановая выездная проверка с целью выполнения ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Главного управления МЧС России по Омской области на 2019 год (т. 1 л.д. 9-12).

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения обязательных требований нормативно – правовых актов (т.1 л.д. 13-15).

По итогам проверки в отношении Администрации выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Оспариваемыми пунктами предписания на Администрацию возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

организовать автоматизированную систему централизованного оповещения, охватывающую все населенные пункты, об опасностях, возникающих при военных конфликтах, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6);

осуществлять хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме, в виду того, что фактически отсутствуют паспорта ЗСГО инв. (п. 8 );

создать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов на базе специализированных ритуальных организаций (п. 15);

создать страховой фонд документации (п. 17) (т. 1 л.д. 16-20).

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Что касается пункта 4 предписания, оспариваемого администрацией, о возложении обязанности по организации автоматизированной системы централизованного оповещения, охватывающей все населенные пункты, об опасностях, возникающих при военных конфликтах, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то суд отмечает следующее.

Согласно п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются в том числе создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения.

На основании п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации.

Пунктами 5,10,14 Приказа МЧС РФ №422, Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25.07.2006 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» установлено, что система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

Системы оповещения создаются на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

На основании п. 10 указанного совместного Положения основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Согласно пунктов 12 и 14 данного Положения основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

В обоснование своего довода о том, что Администрацией создана автоматизированная система централизованного оповещения, охватывающая все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрацией представлен акт ввода в эксплуатацию многоканальной автоматизированной системы оповещения Большереченского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, а также представлены списки лиц, подлежащих оповещению (л.д. 24-31).

Представитель администрации пояснял, что оповещение осуществляется выборочным способом, то есть информация доводится до лиц, указанных в списках оповещения, которые, в свою очередь, доводят переданную им информацию до населения (например, главы поселений, старосты деревень). Так же поясняла, что в ряде населенных пунктов информация передается по громкой связи, не отрицая, что такая связь организована не во всех населенных пунктах района.

Таким образом, сопоставляя имеющуюся систему оповещения в Администрации Большереченского муниципального района Омской области с требованиями закона, предъявляемыми к такой системе, суд приходит к выводу, что на территории Большереченского муниципального района отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения, охватывающая все населенные пункты, позволяющая довести необходимую информацию непосредственно до населения проживающего на территории района, в связи с чем, оспариваемый пункт предписания является законным.

Что касается пункта 8 предписания, в котором указано на обязанность Администрации осуществлять хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) в полном объеме, в виду того, что фактически отсутствуют паспорта ЗСГО инв. , то суд отмечает следующее.

Свое несогласие с данным пунктом предписания Администрация обосновывает тем, что фактически отраженные в акте проверки ЗСГО сняты с учета протоколом заседания МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

ЗСГО - фактически отсутствуют по указанным адресам и не существуют.

Паспорта ЗСГО не были представлены при проведении проверки, так как находились в работе в управлении правового обеспечения. После возвращения из управления они были предоставлены в уполномоченный на проведение проверки орган.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона №28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения.

На основании пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства №804 от 26.11.2007, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Применительно к органам местного самоуправления такая же норма предусмотрена пунктом 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России № 687 от 14.11.2008.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО).

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 указанных Правил учет ЗС ГО ведется в том числе в органах местного самоуправления, имеющих на балансе ЗС ГО.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пунктом 3.6 названных Правил предусмотрено, что в ЗС ГО должен быть паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.

Вопреки указанным нормам паспортов ЗСГО инв. в Администрации Большереченского муниципального района не хранятся.

Довод административного истца о том, что часть паспортов, а именно паспорта ЗС ГО не были представлены при проведении проверки, так как находились в работе в управлении правового обеспечения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого пункта предписания, а лишь подтверждают законность требований в нем изложенных, как и тот довод, что паспорта ЗС ГО не были представлены, по причине фактического отсутствия ЗС ГО, по той причине, что ранее данные объекты были учтены Администрацией, как противорадиационные укрытия гражданской обороны, о чем указано в журнале учета, указанные объекты имели полное описание их технических характеристик, таких как год постройки, площадь и прочих данных, что свидетельствует о том, что данные ЗС ГО существовали и паспорта на них должны храниться в Администрации Большереченского муниципального района Омской области, так же как и паспорта в отношении , которые со слов Администрации сняты с учета протоколом заседания МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, либо должен быть представлен акт об уничтожении паспортов на указанные ЗС ГО, в связи с их снятием с учета в качестве таковых (т. 2 л.д. 7-15).

Пункт 15 предписания, возлагающий на Администрацию обязанность по созданию сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов на базе ритуальных организаций, суд также находит законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач гражданской обороны является срочное захоронение трупов в военное время.

Согласно п. 15.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны по срочному захоронению трупов в военное время создают, подготавливают и обеспечивают готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.

Исходя из положений закона, изложенных выше, законодательство не предусматривает право выбора способа организации захоронения трупов, а наоборот уточняет обязательное условие их организации.

Аналогичная позиция изложена в Методических рекомендациях по организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время, утвержденных МЧС России 31.12.2015 № 2-4-87-63-11, согласно п. 1.3 которых, нештатные формирования по выполнению мероприятий по гражданской обороне (НФГО), предназначенные для захоронения трупов в военное время, представляют собой структуры, входящие в состав службы по захоронению трупов муниципального образования, оснащаются техникой, оборудованием, снаряжением и материалами, подготовленные для проведения комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создаются специализированными ритуальными службами (организациями) из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций специализированных ритуальных организаций, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Перечень специализированных ритуальных служб (организаций), независимо от форм собственности, создающих НФГО, предназначенные для захоронения трупов в военное время, разрабатывается, утверждается и доводится до соответствующих руководителей организаций органами местного самоуправления.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляется МЧС России в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Оспариваемый пункт 17 предписания, в котором указано на необходимость создания Администрацией страхового фонда документации, суд находит законным, обоснованным и неподлежащим отмене, по тем основаниям, что в соответствии с п. 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе создание страхового фонда документации.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение, в том числе об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, оснований для признания оспариваемых пунктов предписания незаконными суд не усматривает, находит обязанности, возложенные на администрацию в оспариваемых пунктах предписания законными и обоснованными.

Суд разъясняет, что в случае возникновения неясностей при исполнении рассматриваемого предписания, Администрация не лишена права на обращение в орган вынесший данное предписание, для оказания консультационной помощи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Администрации Большереченского муниципального района Омской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Ю.С. Костючко