ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5210/2023 от 31.10.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2а-5210/2023

74RS0031-01-2023-005948-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2023 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Батуевой О.А.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области о восстановлении срока для подачи административного иска, возложении обязанности вернуть излишне уплаченную сумму налога,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском, с учетом уточнения требований, к Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области о восстановлении срока для подачи административного иска, возложении обязанности вернуть излишне уплаченную сумму налога, указывая, что <дата обезличена> ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. <дата обезличена> индивидуальный предприниматель ФИО2 прекратил свою деятельность в связи с принятием им соответствующего решения и был исключён из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. <дата обезличена> истцом от ответчика была получена справка <номер обезличен> о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо Единого налогового счёта налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Согласно указанной справке по состоянию на <дата обезличена> Единый налоговый счёт ИП ФИО2 имел нулевое сальдо. <дата обезличена> ответчик предоставил истцу ответ <номер обезличен> из которого следует, что по состоянию на <дата обезличена> за истцом числилась переплата по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) на сумму 124893,75 рублей, образовавшаяся за пределами трёхлетнего срока с момента фактической уплаты, и не вошедшая в сальдо единого налогового счета. При этом ответчик по истечении трехлетнего срока с момента фактической уплаты налога отказал истцу в возврате суммы имеющейся переплаты без соответствующего решения суда. Истцу стало известно о наличии переплаты по налогам только после получения <дата обезличена> от ответчика из ответа <номер обезличен>, в связи с чем, трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных налогов, налогоплательщиком при подаче настоящего искового заявления не пропущен. Просит восстановить срок возврата ФИО2 из бюджета излишне уплаченных налогов в общей сумме 124893,75 рублей; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 16 Челябинской области в порядке, установленном законом, произвести возврат ФИО2 из бюджета излишне уплаченные налоги в общей сумме 124893,75 рублей (л.д.6-7,62).

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил судебное разбирательство провести в его отсутствие (л.д.63).

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, и.о. начальника инспекции ФИО4 предоставлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 представлены налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за <дата обезличена> годы, с указанием суммы, полученных доходов и расходов, а также суммы исчисленного налога. Налогоплательщиком самостоятельно произведена уплата налога. Налогоплательщиком <дата обезличена> подано заявление о возврате излишне уплаченного налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 124893,75 рублей. Налоговым органом <дата обезличена> направлен ответ за исх.<номер обезличен> об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 124893,75 рублей, в связи с тем, что переплата образовалась за пределами трехлетнего срока с момента уплаты и не вошедшая в сальдо единого налогового счета. Переплата, образованная за период 2016-2018 годы не подлежит возврату в связи с нарушением срока подачи заявления, о возврате излишне плаченной суммы (заявление предоставлено по истечении трех лет со дня ее уплаты). Инспекция считает, что ФИО2 правомерно отказано в возврате излишне уплаченного налога, в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 124893,75 рублей (л.д.21-22).

Исследовав материалы дела в судебном заседании, и оценив их, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.

Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены статьей 310.1 настоящего Кодекса, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В пункте 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 в период с <дата обезличена> до <дата обезличена> являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на налоговом учете в налогоплательщика, о чем свидетельствует выписка из ЕГРИП <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д.8-13).

Согласно справке <номер обезличен> от <дата обезличена> по состоянию на <дата обезличена> Единый налоговый счёт ИП ФИО2 имел нулевое сальдо (л.д.14-16).

Из ответа <номер обезличен> от <дата обезличена> следует, что ФИО2 обратился в ИФНС России №16 по Челябинской области через Интернет-обращение вх.<номер обезличен> от <дата обезличена>, по состоянию на <дата обезличена> за истцом числилась переплата по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) на сумму 124893,75 рублей, при этом ответчик в ответе отказал истцу в возврате суммы, имеющейся переплаты без соответствующего решения суда по истечении трехлетнего срока с момента фактической уплаты налога (л.д. 17).

Карточкой расчета с бюджетом представленной налоговым органом подтверждается, что положительное сальдо по налогу (л.д.46-49).

Трехлетний срок, установленный в ст.78 НК РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности.

Указанная норма направлена не на ущемление прав плательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому и пенсионному органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21 июня 2001 года № 173-О, от 3 июля 2008 года № 630-О-П, от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О, от 26 марта 2019 года № 815-О и др.).

Согласно ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

Согласно ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Разрешая требования административного истца ФИО2 в части возврата суммы излишне уплаченного налога в размере 124893,75 рублей, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, поскольку ФИО2 о наличии излишне уплаченного налога узнал <дата обезличена> из полученного ответа налогового органа, в этот же день получил отказ налогового органа за суммой возврата налога, что подтверждается ответом <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д.17,50), то есть обращение имело место менее чем за 3 года со времени уведомления о наличии переплаты, в связи с чем, пропуск срока для обращения за ее возвратом суд не усматривает.

Из карточки расчета с бюджетом представленной налоговым органом следует, что положительное сальдо на едином налоговом счете образовывалось за период <дата обезличена> годы, в результате перечислений денежных средств по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Из материалов дела следует, что отказ в возврате излишне уплаченных сумм связан с выводом налогового органа о пропуске налогоплательщиком трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.21-22,50).

Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса). В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Поскольку налоговым органом, не была надлежащим образом исполнена возложенная законом обязанности по уведомлению налогоплательщика о возникшей переплате в течение 10 дней со дня ее возникновения, тогда как фактически сообщения о переплате налогоплательщику не направлялись, доказательств о направлении его административным ответчиком суду не предоставлено, что не позволяет убедиться в получении административным истцом сведений о наличии у него переплаты по налогу, а после сообщения налогоплательщику в ответе налогового органа о наличии положительного сальдо прошло менее трех лет, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска ФИО2 срока для обращения с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов в общей сумме 124893,75 рублей и тому, что данный срок подлежит восстановлению.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку решение об отказе в возврате налога было принято без учета наличия уважительных причин пропуска срока для обращения за возвратом из бюджета излишне уплаченных налогов в общей сумме 124893,75 рублей по вине налогового органа, то права истца подлежат восстановлению путем возложения на ответчика – Межрайонную ИФНС России №16 по Челябинской области обязанности возвратить из бюджета ФИО2 суммы излишне уплаченных налогов, в размере 124893,75 рублей.

Суд считает необходимым возложить на Межрайонную ИФНС России № 16 по Челябинской области обязанность перечислить ФИО2 излишне уплаченную сумму налога.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления ФИО2 удовлетворить.

Восстановить срок для подачи административного иска ФИО2 к Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области о возложении обязанности вернуть излишне уплаченную сумму налога.

Возложить на Межрайонную ИФНС России № 16 по Челябинской области обязанность возвратить ФИО2 из бюджета суммы излишне уплаченных налогов в размере 124893,75 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 15 ноября 2023 года.