ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5214/2023 от 12.07.2023 Мытищинского городского суда (Московская область)

УИД: 50RS0028-01-2023-003797-54

Дело № 2а-5214/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2023 г. г.Мытищи МО

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Слободянюка Д.А.,

при секретаре Яркиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации городского округа Мытищи Московской области о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Мытищинский городской суд Московской области с административным иском к администрации городского округа Мытищи Московской области (далее также – Администрация) о признании незаконным, отмене постановления Администрации городского округа Мытищи Московской области от 10.03.2023 № 1039 «О сносе самовольно возведенных строений (сооружения, гаражей, навеса) и ограждения, расположенных на землях общего пользования государственная собственность на которые не разграничена, севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>. Оспариваемое решение по мнению истца лишает его права собственности на торговый павильон, расположенный на земельных участках с кадастровыми номером №,

В судебном заседании административный истец не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что все объекты кроме сооружения в настоящее время снесены.

Представитель заинтересованного лица Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия) прав.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, административный истец обжалует постановление администрации г.о. Мытищи Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в суд с административным исковым заявлением ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на обращение в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ не пропущен.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 названной статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ), иное бы противоречило задачам административного судопроизводство, в частности, на обеспечение доступа к правосудию (ст. 3 КАС РФ).

Пунктом 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 72 Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района) при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа вносятся, в том числе принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными данного Кодексом, другими федеральными законами, в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

12.01.2023 принято постановление администрации городского округа Мытищи Московской области N 110 "О создании Межведомственной комиссии по выявлению самовольно построенных объектов капитального строительства, признанию их самовольными постройками и принятию мер по сносу таких объектов на территории городского округа Мытищи" которым создана Межведомственная комиссия по выявлению самовольно построенных объектов капитального строительства, признанию их самовольными постройками и принятию мер по сносу таких объектов на территории городского округа Мытищи, также утвержден состав межведомственной комиссии, утверждено Положение о Межведомственной комиссии по выявлению самовольно построенных объектов капитального строительства, признанию их самовольными постройками и принятию мер по сносу таких объектов на территории городского округа (далее – положение о межведомственной комиссии).

В соответствии с положением о межведомственной комиссии в целях выявления самовольной постройки на территории городского округа Мытищи создается Межведомственная комиссия по выявлению самовольно построенных объектов капитального строительства, признанию их самовольными постройками и принятию мер по сносу таких объектов на территории городского округа Мытищи (далее - Комиссия).

Вышеуказанным положением установлен порядок выявления самовольной постройки в соответствии с которым:

«25. Выявление самовольной постройки может осуществляться рабочей группой, сформированной Комиссией, путем объезда (обхода) территории городского округа Мытищи.

26. Выявление самовольной постройки может также осуществляться в ходе осмотров объектов, проводимых на основании сообщений о фактах незаконного строительства (возведения) объектов, поступивших от физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе осуществляющих муниципальный земельный контроль, а также обращений (жалоб) поданных с использованием портала Правительства Московской области "Добродел"; государственной информационной системы Московской области "ЕЦУР".

27. Выявление самовольной постройки может осуществляться на основании уведомления уполномоченных органов о выявлении самовольной постройки, направленного в Администрацию городского округа Мытищи в соответствии со ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

28. В процессе объезда (обхода) члены рабочей группы Комиссии осуществляют внешний осмотр, фото- и (или) видеофиксацию земельных участков, расположенных на них построенных (строящихся) объектов (далее - объекты), фиксацию действий третьих лиц по строительству, реконструкции или использованию таких объектов, в отношении которых сведения о предоставлении земельных участков для строительства и (или) сведения о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) таких объектов в Администрации городского округа Мытищи отсутствуют.

29. По результатам объезда (обхода) рабочая группа Комиссии составляет Акт осмотра объекта самовольного строительства (далее - Акт осмотра объекта), согласно приложению 1 к настоящему Положению. Акт осмотра объекта утверждается председателем Комиссии и подписывается членами рабочей группы не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты объезда (обхода).

К Акту осмотра Объекта капитального строительства приобщаются материалы фото- и (или) видеофиксации осмотра объекта, сведения и документы, полученные в результате осмотра.

30. В течение 20 рабочих дней со дня проведения мероприятий, предусмотренных пунктами 28 - 29 настоящего Положения, Комиссия осуществляет в отношении каждого осмотренного земельного участка и находящегося на нем объекта сбор следующих документов и сведений:

о правообладателе земельного участка и целях предоставления земельного участка;

о необходимости получения разрешения на строительство;

о наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в случае если такие разрешения требуются в соответствии с действующим законодательством;

о правообладателе (застройщике) объекта;

о расположении объекта относительно зон с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения;

о соответствии объекта виду разрешенного использования земельного участка.

В случае отсутствия в Администрации городского округа Мытищи соответствующих документов и сведений, Комиссия запрашивает такие документы и сведения в соответствующих органах государственной власти и организациях.

31. Документы, материалы и сведения, полученные в соответствии с пунктами 25 - 30 настоящего Положения, подготавливаются и направляются для рассмотрения их на заседаниях Комиссии в 3-дневный срок после сбора всех документов, указанных в пункте 30 настоящего Положения.

32. По результатам совершения действий, предусмотренных пунктами 25 - 30 настоящего Положения, Комиссией в 30-дневный срок принимается решение, которое оформляется Протоколом заседания, согласно приложению 2 к настоящему Положению, с указанием каждого проверенного в ходе осуществления указанных мероприятий объекта.

К Протоколу заседания Комиссии приобщаются материалы фото- и (или) видеофиксации осмотра объекта, Акты осмотра объектов и другие документы, полученные в результате деятельности Комиссии.»

Из данного постановления также следует, что организация работы по сносу самовольных построек в случаях, установленных частью 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется на основании постановления Администрации городского округа Мытищи (далее - постановление).

Управление капитального строительства Администрации городского округа Мытищи после получения от Комиссии протокола, содержащего соответствующие выводы, готовит проект постановления Администрации городского округа Мытищи. Срок для добровольного сноса самовольной постройки определяется в постановлении с учетом предельных сроков, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070227:1808, в ходе которого установлено, что на землях общего пользования государственная собственность на которые не разграничена, установлено ограждение, а также металлические объекты. К данному акту приложена фототаблица, схематический чертеж земельного участка, на котором отображены координаты выявленных сооружений.

В пределах установленного вышеуказанным положением 30-ти дневного срока заседанием межведомственной комиссии, принято решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому сооружение, гаражи, навес и ограждение, установленные севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером признаны самовольными постройками. Постановлено направить в Управление капитального строительства Администрации г.о. Мытищи решение комиссии, сведения и материалы для подготовки постановления о сносе незаконно размещенных объектов.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Мытищи Московской области принято оспариваемое постановление «О сносе самовольно возведенных строений (сооружения, гаражей, навеса) и ограждения, расположенных на землях общего пользования государственная собственность на которые не разграничена, севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>а», которым постановлено: осуществить снос самовольно возведенных строений (сооружения, гаражей и навеса) и ограждения, расположенных на землях общего пользования государственная собственность на которые не разграничена, севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером

Существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления не установлено, не подписание акта всеми членами рабочей группы к таковым не относится.

В ходе рассмотрения дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ФИО5».

Согласно отчету эксперта ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ объекты, подлежащие сносу согласно постановлению администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами .

Представленное в материалы дела заключение судебной экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, имеет ссылки на Федеральные стандарты оценки, экспертом даны исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, оно не содержит суждений, позволяющих иным образом оценить выводы эксперта.

В месте с тем, при сопоставлении объекта исследования и отмеченных на схеме объектов следует, что вывод об объекте, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами , не относится к объекту подлежащему сносу.

Экспертами представлено дополнение к вышеуказанному заключению, согласно которому объект подлежащий сносу отображенный на схеме как сооружение не расположен в границах земельных участках с кадастровыми номерами . Строение – гараж обозначенное на схеме на момент проведения обследования отсутствовала.

Также из представленной в дополнении фотографии прослеживается, и отсутствие ограждения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что объекты подлежащие сносу не расположены в границах земельных участках с кадастровыми номерами , доказательств, что данные объекты принадлежат истцу материалы дела не содержат, в связи с чем, права истца оспариваемым постановлением не затрагиваются.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

На основании изложенного требования административного истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации городского округа Мытищи Московской области о признании незаконным, отмене Постановления Администрации г.о. Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ о сносе самовольно возведенных строений (сооружения, гаражей, навеса) и ограждения, расположенных на землях общего пользования государственная собственность на которые не разграничена, севернее и восточнее земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> - отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04.08.2023 года

Судья подпись Слободянюк Д.А.

Копия верна

Судья