ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5217/202322АВГУ от 22.08.2023 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-5217/2023 22 августа 2023 года

УИД: 78RS0023-01-2023-003461-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кириченковой А.А.,

при секретаре Шапошник А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Псковской таможни к Шульцеву Юрию Николаевичу о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Псковская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Щульцеву Ю.Н. о взыскании таможенных платежей и пени в размере 666 753 руб. 23 коп., ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что 08.05.2015 Шульцев Ю.Н. через таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни незаконно переместил транспортное средство «MERCEDES-BENZ», 1996 года выпуска, г.р.з. , VIN .

В ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия – обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств по адресу: Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 37, к. 3, обнаружено транспортное средство «MERCEDES-BENZ», 1996 года выпуска, г.р.з. , VIN .

Согласно автотехнического исследования ЭКЦ УМВД России по Псковской области установлено, что в транспортном средстве «MERCEDES-BENZ», 1996 годы выпуска, г.р.з. , VIN , маркировочные обозначения идентификационного номера подвергались изменению механически не заводским способом, первоначальный идентификационный номер транспортного средства «MERCEDES-BENZ» имеет содержание VIN и является моделью «MERCEDES-BENZ C 180», 1994 года выпуска.

По результатам камеральной таможенной проверки 21.09.2017 принято решение /Т000068 о начислении таможенных пошлин и налогов в отношении транспортного средства «MERCEDES-BENZ», 1996 года выпуска, г.р.з. , VIN , незаконного перемещенного через таможенную границу ЕАЭС Шульцевым Ю.Н.

Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей № 10209000/260917/00000655 составлен 21.09.2017, в нем зафиксировано незаконное перемещение ТСЛП «MERCEDES-BENZ C 180», 1994 года выпуска, VIN , с изменением VIN номера через таможенную границу ЕАЭС без подачи пассажирской таможенной декларации, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о транспортном средстве.

В адрес Шульцева Ю.Н. 29.09.2017 направлено уведомление об уплате таможенных платежей от 27.09.2017 № 738 на сумму 460 904 руб. 15 коп., в том числе: таможенные платежи в размере 360 290 руб. 14 коп., пени в размере 100 614 руб. 01 коп. со сроком добровольной уплаты – не позднее 20 календарных дней со дня получения уведомления.

Таможенный орган 10.11.2017 обратился к мировому судье судебного участка № 183 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шульцева Ю.Н. таможенных платежей и пени в размере 360 290 руб. 14 коп., пени за период с 09.05.2015 по 27.09.2017 в размере 100 614 руб. 01 коп.

Мировым судьей судебного участка № 183 Санкт-Петербурга 29.11.2017 вынесен судебный приказ о взыскании с Шульцева Ю.Н. таможенных платежей и пени в размере 360 290 руб. 14 коп., пени за период с 09.05.2015 по 27.09.2017 в размере 100 614 руб. 01 коп., который определением мирового судьи от 03.03.2023 отменен, в связи с поданными ответчиком возражениями.

Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате таможенных платежей в размере 306 463 руб. 09 коп., пени в размере 360 290 руб. 14 коп.

Представитель административного истца Псковской таможни Брусенцева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, участвует в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Шульцев Ю.Н. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административного иска, полагал акт камеральной таможенной проверки и решение по результатам таможенной проверки незаконными, указал, что ему не было известно, что автомобиль, на котором он осуществлял перемещение границы имеет измененный идентификационный номер, поскольку автомобиль был поставлен на учет в Российской Федерации в установленном законом порядке, ссылался на то обстоятельство, что не являлся собственником данного транспортного средства, в связи с чем полагал у него отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы настоящего административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств до 01.01.2018 регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего до 31.12.2017, т.е. в период возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с п. 2 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все товары и транспортные средства, перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

В силу ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и названным законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза незаконное перемещение товаров через таможенную границу - это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ч. 4 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Исходя из приведенных норм законодательства, у лица, осуществляющего незаконное перемещение (ввоз) им товаров через таможенную границу возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 данного Федерального закона.

Требование об уплате таможенных платежей в силу ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно ч. 2, 10 ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как следует из материалов дела, 08.05.2015 Шульцев Ю.Н. через таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни переместил транспортное средство «MERCEDES-BENZ», 1996 года выпуска, г.р.з. , VIN .

На основании постановления заместителя начальника Северо-Западной оперативной таможни от 05.07.2017 проведены оперативно-розыскные мероприятия – обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств по адресу: Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 37, к. 3, в ходе которых обнаружено транспортное средство «MERCEDES-BENZ», 1996 года выпуска, г.р.з. , VIN (л.д.54).

Ввиду получения в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информации о том, что транспортное средство «MERCEDES-BENZ», 1996 года выпуска, г.р.з. , VIN , является иностранным ТС и ввезено на таможенную территорию ЕАЭС под видом транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, постановлением Северо-Западного таможенного управления Псковская таможня от 05.07.2017 постановлено назначить автотехническое исследование

в ЭКЦ УМВД России по Псковской области (л.д. 62-63).

Согласно результатам полученного исследования установлено, что маркировочные обозначения идентификационного номера кузова (VIN) на представленном автомобиле MERCEDES-BENZ», г.р.з. Х147РУ47, подвергались изменению незаводским способом, на кузове установлено первоначальное содержание идентификационного номера кузова (VIN) WDB202018A174145, установлено маркировочное обозначение двигателя, данный двигатель был установлен на автомобиль «MERCEDES-BENZ C 180», VIN WDB202018A174145, произведенным в августе 1994 года (л.д. 64-65).

В соответствии со справкой о результатах оперативно-розыскного мероприятия установлено, что какие-либо таможенные операции, а также выпуск в свободное обращение транспортного средства «MERCEDES-BENZ C 180», VIN , 1994 года выпуска, на территории Российской Федерации не осуществлялся (л.д. 72).

В соответствии с актом таможенного органа от 21.09.2017, по результатам камеральной таможенной проверки установлен факт незаконного перемещения Шульцевым Ю.Н. транспортного средства «MERCEDES-BENZ C 180», 1994 года выпуска, VIN с изменением VIN номера через таможенную границу ЕАЭС без подачи пассажирской таможенной декларации, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о транспортном средстве (л.д. 28-33).

На основании указанного акта по результатам камеральной таможенной проверки 21.09.2017 принято решение /Т000068 о начислении таможенных пошлин и налогов в отношении транспортного средства «MERCEDES-BENZ», 1996 года выпуска, г.р.з. , VIN , незаконного перемещенного через таможенную границу ЕАЭС Шульцевым Ю.Н. (л.д. 34-36).

Таможенным органом 26.09.2017 составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей (л.д. 19).

В адрес регистрации Шульцева Ю.Н. 29.09.2017 направлено требование об уплате таможенных платежей от 27.09.2017 № 738 на сумму 460 904 руб. 15 коп., в том числе: таможенные платежи в размере 360 290 руб. 14 коп., пени в размере 100 614 руб. 01 коп. со сроком добровольной уплаты – не позднее 20 календарных дней со дня получения уведомления (л.д. 14-16), согласно сведениям Почты России 10.11.2017 возвращено отправителю за истечением срока хранения (л.д. 17-18).

Таможенный орган 10.11.2017 обратился к мировому судье судебного участка № 183 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шульцева Ю.Н. таможенных платежей и пени в размере 360 290 руб. 14 коп., пени за период с 09.05.2015 по 27.09.2017 в размере 100 614 руб. 01 коп.

Мировым судьей судебного участка № 183 Санкт-Петербурга 29.11.2017 вынесен судебный приказ о взыскании с Шульцева Ю.Н. таможенных платежей и пени в размере 360 290 руб. 14 коп., пени за период с 09.05.2015 по 27.09.2017 в размере 100 614 руб. 01 коп., который определением мирового судьи от 03.03.2023 отменен, в связи с поданными ответчиком возражениями (л.д. 10-11).

С настоящим иском Псковская таможня обратилась в суд 04.04.2023.

Согласно представленному административным истцом расчету задолженность по уплате таможенных платежей составляет 666 753 руб. 23 коп., в том числе: таможенные платежи – 306 463 руб. 09 коп., пени – 360 290 руб. 14 коп.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того обстоятельства, что факт незаконного перемещения административным ответчиком через таможенную границу Таможенного союза иностранного транспортного средства установлен решением от 21.09.2017 по результатам таможенного контроля об установлении факта незаконного перемещения транспортного средства, на основании которого составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей, которые административным ответчиком в установленном законом порядке не оспорены, в том числе и после отмены судебного приказа, недействительными не признаны, в связи с чем у административного ответчика возникла обязанность по уплате таможенных платежей.

Проверив представленный административным истцом расчет задолженности по таможенным платежам, пени, суд признает его арифметически верным, и приходит к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате таможенных платежей в размере 666 753 руб. 23 коп., в том числе: таможенные платежи – 306 463 руб. 09 коп., пени – 360 290 руб. 14 коп.

Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по оплате таможенных платежей, поскольку он не является собственником указанного автомобиля, подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиком таможенных пошлин, налогов является декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Принимая во внимание, что перемещение транспортного средства через таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни осуществлено Шульцевым Ю.Н., что административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, соответственно, он является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей за перемещаемое транспортное средство.

Оценивая доводы административного ответчика в обоснование возражений относительно административного иска о восстановлении срока для обжалования акта камеральной таможенной проверки, решения от 21.09.2017 и их отмене, суд исходит из того обстоятельства, что порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц регламентирован главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела административный ответчик пояснил, что акт камеральной таможенной проверки и решение от 21.09.2017 он не обжаловал, сведений о подаче им соответствующего административного иска в порядке ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принятии данного иска к производству суда, не представлены.

Вопрос о восстановлении процессуального срока на обжалование акта камеральной таможенной проверки и решение от 21.09.2017 не подлежит рассмотрению в рамках настоящего дела о взыскании таможенных платежей, поскольку порядок оспаривания решения таможенного органа в судебном порядке осуществляется путем подачи соответствующего административного иска, намерение административного ответчика в судебном порядке восстановить процессуальный срок для обжалования вышеуказанного решения в отсутствие поданного в установленном порядке административного иска правового значения для разрешения настоящего спора не имеет и основанием для отказа в удовлетворении административного иска в отсутствие сведений об отмене или признании незаконным вступившего в законную силу решения по результатам таможенной проверки от 21.09.2017 не является.

В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 867 рублей 53 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Псковской таможни - удовлетворить.

Взыскать с Шульцева Юрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: <адрес>, паспорт , в пользу Псковской таможни задолженность по оплате таможенных платежей и пени в размере 666 753 рубля 23 копейки.

Взыскать со Шульцева Юрия Николаевича в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 9 867 рублей 53 копейки.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение суда в окончательной форме составлено 24.08.2023.