Дело № 2а-5219/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 31 августа 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Михайловой Е.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главного редактора информационного агентства "Камчатский регион" ФИО2 к Управлению ФАС России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
главный редактор информационного агентства "Камчатский регион" ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению ФАС России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанности предоставить информацию.
В обоснование указав, что 23 июня 2021 года административный истец обратился в Управление ФАС России по Камчатскому краю с запросом № 29/1 о предоставлении информации об органе, осуществляющем антимонопольный контроль за деятельностью ПАО "Камчатскэнерго", АО "Русгидро", АО "Геотерм". Полученный административным истцом ответ от 09 июля 2021 года не содержит ответов на поставленные в запросе вопросы, чем нарушены права административного истца, предусмотренные, в том числе ст. 38, 39, 40 Федерального закона "О средствах массовой информации".
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного иска поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Административный ответчик Управление ФАС России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя не направил. Согласно письменному отзыву указал, что на запрос информационного агентства "Камчатский регион" от 23 июня 2021 года Управлением ФАС России по Камчатскому краю в установленный законом срок, посредством почтовой и электронной связи направлен ответ от 25 июня 2021 по существу заданных в запросе вопросов.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст.38 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации" (далее – Закон) граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Как следует из ст. 39 Закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 №16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в силу ч. 2 ст. 40 Закона РФ "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Согласно ч. 5, 6 ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее-Закон №8), запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Как установлено в судебном заседании, 23 июня 2021 года в ФАС России, Управление ФАС России по Камчатскому краю поступило обращение (запрос) информационного агентства "Камчатский регион" за подписью главного редактора ФИО2, зарегистрированный за № 1767 о предоставлении ответов на вопросы: "Какой антимонопольный орган (ФАС России, или Управление ФАС России по Камчатскому краю, или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью АО "РусГидро", являющегося учредителем и собственником имущества ПАО "Камчатскэнерго" и АО "Геотерм"? Какой антимонопольный орган (ФАС России, или Управление ФАС России по Камчатскому краю, или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью ПАО "Камчатскэнерго"? Какой антимонопольный орган (ФАС России или Управление ФАС России по Камчатскому краю, или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью АО "Геотерм"?"
Управлением ФАС России по Камчатскому краю на запрос главного редактора ИА "Камчатский регион" ФИО2 направлен ответ от 25 июня 2021 года за № 1470/05, подписанный врио руководителя управления ФИО3, согласно которому информационному агентству "Камчатский регион" сообщено, что государственная функция по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) и ее территориальными органами. Предметом государственного контроля является соблюдение антимонопольного законодательства РФ (далее антимонопольное законодательство) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами. Территориальные органы ФАС России не имеют привязки, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, к конкретным хозяйствующим субъектам вне зависимости от их организационно правовой формы и положения на товарном рынке. Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют деятельность по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на территориях установленных в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы утвержденному Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы".
Ответ Управления ФАС России по Камчатскому краю от 25 июня 2021 года №1470/05 получен информационным агентством "Камчатский регион" 01 июля 2021 года, от 25 июня 2021 года №1470/05.
ИА "Камчатский регион" зарегистрировано в Управлении Роскомнадзора по Камчатскому краю, что подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации ИА № ТУ41-00285 от 06 июля 2016 года, учредителем и главным редактором является ФИО2, согласно приказу № 10/2016.
Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, 227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам; отсутствие полномочий на принятие оспариваемого решения и совершения оспариваемого действия (бездействия); нарушение порядка принятия оспариваемого решения совершения оспариваемых действий (бездействия) и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) должностного лица не могут быть признаны незаконными.
Решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Разрешая заявленные требования о признании незаконным неисполнение Управления ФАС России по Камчатскому краю обязанности предоставить запрошенную информацию, возложении обязанности предоставить запрошенную информацию, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
В судебном заседании установлено, что письменное обращение административного истца от 23 июня 2021 года направленное в адрес Управления ФАС России по Камчатскому краю, рассмотрено в установленном законом порядке в семидневный срок, уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, по существу поставленных в обращении вопросов дан мотивированный ответ, со стороны административного ответчика не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца.
Несогласие информационного агентства "Камчатский регион" с предоставленным административным ответчиком ответом от 25 июня 2021 года не является основанием для удовлетворения административного иска.
Приложенный административным истцом к административному иску ответ ФАС России от 09 июля 2021 года на запрос от 23 июня 2021 года № 29/1 о направлении ранее 24 июня 2021 года в адрес информационного агентства "Камчатский регион" информации по запросу от 17 июня 2021 года № 28 и ответ от 24 июня 2021 года был дан на запрос, адресованный ФАС России, предметом настоящее административного иска не являлся.
В судебное заседание административным ответчиком предоставлен ответ Управления ФАС России по Камчатскому краю на запрос от 23 июня 2021 года, учитывая, что запрос был направлен в два адреса: ФАС России и Управления ФАС России по Камчатскому краю.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным истцом не представлено достаточных доказательств нарушения прав и законных интересов информационного агентства "Камчатский регион", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Оснований для возложения обязанности на административного ответчика предоставить запрошенную информационным агентством "Камчатский регион" информацию за запрос от 23 июня 2021 года № 29/1 у суда не имеется, учитывая, что письменный ответ на обращение дан в установленный законом срок и получен административным истцом.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска главного редактора информационного агентства "Камчатский регион" ФИО2 к Управлению ФАС России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 сентября 2021 года.
Судья